Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы проведения коллективных творческих дел с учащимися начальной школы 6
1.1. Понятие коллективной творческой деятельности, виды коллективно-творческих дел (КТД) 6
1.2. Методические аспекты коллективно-творческой деятельности младших школьников 8
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по применению методики КТД для формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы 11
2.1. Организация и методы исследования, результаты констатирующей диагностики 11
2.2. Содержание экспериментальной (формирующей) работы 17
2.3. Оценка эффективности экспериментальной работы 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, к таким формам относится коллективная творческая деятельность, обеспечивающая полнокровную жизнь младших школьников, взаимодействие их друг с другом и с учителем и предусматривающая творческую активность, общее дело, в котором педагог выступает как старший товарищ ребят, действующий вместе с ними и впереди них.
Коллективно-творческие дела (КТД), на наш взгляд, обладают большим потенциалом для развития коммуникативных умений младших школьников, поскольку в их ходе происходит общение, вырабатываются навыки коммуникации, необходимой для достижения детьми поставленных в ходе КТД ними целей.
С другой стороны, анализ психолого-педагогической, научно-методической и научно-исследовательской литературы и практики работы с детьми дошкольного возраста позволяет выделить противоречие между общественной потребностью в методике КТД для развития у младших школьников коммуникативных навыков, и недостаточным вниманием в условиях начальной школы к методическим аспектам проведения коллективно-творческих дел, которые позволяют развивать коммуникативные УУД учащихся.
Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия требует выявления научно обоснованных подходов и составляет проблему исследования, которая является актуальной как для теории, так и для практики начального школьного образования: каковы возможности методики коллективно-творческой деятельности в начальной школе для формирования коммуникативных умений у младших школьников?
Целью настоящего исследования является выявление особенностей методики проведения коллективной творческой деятельности учащихся как средства развития коммуникативных умений у младших школьников в условиях современной начальной школы.
Объект исследования – методика коллективной творческой деятельности в начальной школе.
Предметом настоящего исследования является использование методики КТД в начальной школе как средства, способствующего развитию коммуникативных умений у учащихся
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
- на основе анализа научных исследований и методической литературы раскрыть понятие коллективной творческой деятельности, виды коллективно-творческих дел;
- охарактеризовать методические аспекты коллективно-творческой деятельности младших школьников;
- разработать методику работы по применению КТД для развития коммуникативных умений младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: реализация с учащимися начальных классов методики проведения коллективно-творческих дел будет способствовать повышению коммуникативных навыков младших школьников.
База исследования – «Самарская средняя общеобразовательная школа» пос. Самарский Куркинского района Тульской области (улица Запрудная дом 19). В исследовании приняли участие 17 учеников (9 девочек и 8 мальчиков) третьего класса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 9. – С. 13-22.
2. Бажукова Н.Н. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся. –Пермь: 2001. – 84 с.
3. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 71-80.
4. Волкова М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2017 – 78 с.
5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 14.11.2021).
6. Гиниятуллина А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий // Методист. – 2018. – №9. – С.58-61
7. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты: монография. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. – 136 с.
8. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 1 (6). – С. 532-534.
9. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2017. – №4. – С.3-5.
10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: «Педагогика», 1989. - 208 с.
11. Исаков К.В. Как воспитать в ребёнке гражданина // Активность школьников в процессе воспитания и обучении. Сборник статей. –Пермь: Изд-во ГОУ ПГТУ, 1971. – 308 с.
12. Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Психология обучения. – 2014. № 2. – С. 114-121
13. КТД в начальной школе: сайт / Социальная сеть работников образования. URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/03/28/stsenariy- ktd-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.05.2020).
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
15. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования // сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн.: 2016. - Вып. 9. - С. 102-107.
16. Налегако Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (10). – С. 61-64.
17. Пискарева М.Г., Мишанина В.И. Коллективные творческие дела как средство формирования детского коллектива / М.Г. Пискарева, В.И. Мишанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 560-561.
18. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: учебник / С.Д. Поляков. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с.
19. Рыбцова Т.М. Использование технологии коллективных творческих дел в современном образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/7647 (дата обращения: 21.11.2021).
20. Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива. – М.: Педсовет. – 2014. – 80 с.