Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕТ И АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Экономическая сущность выручки от реализации 4
1.2 Анализ выручки от реализации 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОАО ЧУВАШКАБЕЛЬ 9
2.1. Общая характеристика предприятия 9
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 10
2.3. Выручка ОАО Чувашкабель 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
От своевременности и полноты денежных поступлений в распоряжение предприятия зависят его платежеспособность, кредитоспособность и, в значительной мере, финансовая устойчивость в целом. Эти обстоятельства предопределяют важность проблемы контроля за поступлением выручки от реализации продукции.
Данное исследование актуально потому, что: 1) освещает малоисследованную на примере отечественных предприятий проблему; 2) позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Цель – выявить особенности выручки как основного вида доходов в коммерческой организации. Задачи:
изучить особенности учета и анализа выручки в деятельности предприятия;
изучить экономическую сущность выручки от реализации;
исследовать анализ выручки от реализации;
провести анализ выручки ОАО ЧУВАШКАБЕЛЬ;
привести общую характеристику предприятия;
изучить выручку ОАО Чувашкабель.
Объект ОАО Чувашкабель.
Предмет Выручка как основной вид доходов в коммерческой организации.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
ГЛАВА 1. УЧЕТ И АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность выручки от реализации
Выручка – это поступление (в виде денежных средств или будущих выгод) от продажи товаров, работу или услуг. Выручка – самый общий показатель финансовых результатов организации.
В бухгалтерском учете под выручкой чаще понимают не любое поступление от продажи, а поступления от основной деятельности, т.е. деятельности, ради которой создано предприятие. Остальные поступления называют доходами и расходами (прочий доход, процентный доход).
В соответствии с правилами бухгалтерского учета, выручка признается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
В бухгалтерской отчетности (Отчете о прибылях и убытках) выручка указывается за минусом косвенных налогов, в частности НДС, которые включаются в стоимость товаров, но фактически удерживаются продавцов с покупателя для перечисления в бюджет.
Другой особенностью отражение выручки в отчетности является то, что не всегда сумма, полученная от покупателя, будет для организации выручкой в полном объеме.
Так, при комиссионной торговле продавец (комиссионер) получает от покупателя выручка, в которой его вознаграждение составляет лишь небольшую часть, а остальная сумма подлежит передачи комитенту. Для комиссионера выручкой будет только его вознаграждение.
Выручка возникает у организации не только при продаже товаров за деньги, но и, например, при мене (бартере). В этом случае выручка определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (ПБУ 9/99):
а) организация имеет право на получение этой выручки (что вытекает из конкретного договора);
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Обычно выручка признается без относительно фактического поступления денежных средств (метод начисления). Однако для малых предприятий предусмотрена возможность учитывать выручку по мере поступления денежных средств (кассовый метод).
1.2 Анализ выручки от реализации
Роль эффективного управления денежными потоками предприятия, так как:
а) рациональное управление движением денежных средств обеспечивает незамедлительное решение различных задач финансового менеджмента;
б) выступает главным фактором для установления финансового равновесия предприятия в процессе его функционирования, осуществляемого через балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и обеспечение их синхронизации во времени [1].
Предлагаем следующие пути совершенствования формирования денежной выручки:
- повышение качества реализуемой продукции;
- организацию внутрихозяйственного контроля за формированием выручки.
Большое влияние на объем выручки оказывает качество продукции.
Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, организации, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.
Рациональное использование денежных средств способствует эффективному управлению хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия.
Это может быть достигнуто при помощи создания и использования комплекс ной системы управления финансовыми потоками[3].
В целях совершенствованию проведения внутреннего контроля за формированием выручки от реализации продукции, работ, услуг необходимо четко определить обязанности субъектов внутрихозяйственного контроля в соответствии с разрабатываемыми должностными обязанностями.
Дальнейшее развитие контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на новом уровне, присущем современным условиям хозяйствования.
В условиях рыночных отношений должен быть финансово-экономический контроль за эффективностью использования средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ. Весь процесс контроля должен быть разделен на ступени:
Счетная правильность;
Законность;
Экономическая выгодность.
Одним из путей совершенствования контроля за формированием выручки является возможность создания разветвленной системы выявления отклонений от регламентированного хода работ и их своевременного регулирования.
Возложение контрольных функций только на работников бухгалтерии является традиционным, но ошибочным.
Проблема состоит в том, что процессы использования ресурсов и создание готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется под влиянием всех основных отделов и служб предприятия, поэтому снижается ответственность технических, коммерческих и других служб.
В организации внутреннего контроля возникает необходимость использования принципа системного упорядочения, но его применение осложняется в связи несовершенным разделением управленческого труда по функциональному принципу, затрудняющему четкое разграничение работ в области контроля между отделами и службами предприятия.
А также функция контроля недостаточно приближена к центрам использования материальных ресурсов и создания готовой продукции, централизация плановой и учетной работы снизила информационные и контрольные возможности не только на уровне структурных подразделений, но и в отделах маркетинга, сбыта и других, являющихся центрами принятия решений и ответственности в определенных сферах деятельности.
Наличие недостатков в организации и практике контроля состоит в том, что еще недостаточно глубоко исследованы многие важные вопросы этой сложной функции управления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 [Текст] – М.: Омега-Л, 2015. – 478с.
2. Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий: Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 19 августа 1998 г., №89 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».
3. Анализ выручки на предприятии / Чернявская С.А., Назарова С., Симонова Д. // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 27 (1). С. 316-320.
4. Архипова Ю.В. Состояние и пути совершенствования выручки от реализации продукции на предприятии // В сборнике: Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых. сборник статей и тезисов докладов XV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2019. С. 26-30.
5. Балтин В.Э., Подрез О.В. Особенности прогнозирования выручки промышленного предприятия в условиях нестабильной внешней среды // В сборнике: Управление в современных системах. Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов. Научные редакторы Д.В. Валько, А.В. Молодчик. 2018. С. 106-112.
6. Белых В.В. Зависимость дисперсии выручки предприятия от времени // Финансовая экономика. 2019. № 12. С. 226-228.
7. Белых В.В. Математическая модель выручки предприятия в условиях неопределенности спроса // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 1. С. 100-113.
8. Белых В.В. Неизвестные свойства выручки предприятий // Вестник НГУЭУ. 2020. № 3. С. 100-113.
9. Боголюбская-Синякова Е.С. Исследование эластичности выручки в случае интенсификации производства предприятия розничной торговли // Экономика, моделирование, прогнозирование. 2021. № 15. С. 164-174.
10. Боголюбская-Синякова Е.С. Исследование эластичности выручки при наращивании объемов производства на примере предприятия розничной торговли // Экономика, моделирование, прогнозирование. 2020. № 14. С. 182-192.
11. Борисенко К.А. Роль краткосрочных кредитов в формировании выручки от реализации продукции в унитарных предприятиях региона // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. 2018. С. 210-212.
12. Велицкая С.В. Корреляционно-регрессионный анализ влияния показателей на выручку предприятия (на примере ПАО «ГАЗПРОМ») // Вектор экономики. 2019. № 6 (36). С. 45.
13. Выручка предприятия в условиях применения программ лояльности / Крикун Е.С., Суворов Н.С., Агеева Е.В. // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 1 (79). С. 345-350.
14. Григорян, Р.А. Товарооборот розничного торгового предприятия [Текст] / Р.А. Григорян // Наука и образование сегодня. – 2016. - №6. – С.29-32.
15. Депутатова, Н.А. Методика проведения анализа розничного товарооборота [Текст] / Н.А. Депутатов // EDUКATION @ SCIENCE – 2016: материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. – 2016. – С.153-157.
16. Диденко А.А. Анализ эффективности алгоритма mapreduce при решении задачи вычисления суммарной выручки предприятий региона с помощью apache hadoop // В сборнике: сборник материалов x всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «россия молодая». 2018. С. 31518.1-31518.5.
17. Динамика выручки предприятий высокотехнологичных отраслей в условиях кризиса: эконометрическое моделирование / Спицын В.В., Спицына Л.Ю., Хижняк А.В. // Инновации. 2020. № 9 (263). С. 50-59.
18. Евдокимова Н.А. Экономико-математическое моделирование влияния факторов на объем выручки предприятия // В сборнике: Основные пути решения проблем в области бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита в условиях цифровизации экономики Российской Федерации. Сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 35-39.
19. Егорова, Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания [Текст] / Н.Р. Егорова, Т.И. Николаева. – М.: Кнорус, 2014. – 400с.
20. Замбржицкая Е.С., Раптанова Ю.М. Практические аспекты расчета необходимой валовой выручки в современных условиях хозяйствования на предприятиях электроэнергетики челябинской области // В сборнике: современный менеджмент: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. К 85-летию Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Под общей редакцией Н.В. Кузнецовой. 2019. С. 101-104.
21. Зуборева А.Е., Бессонова Е.А. Выручка как фактор роста платежеспособности предприятия // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Е.А. Бессонова. 2018. С. 96-99.
22. Иванова Н.В. Способы искажения информации о размере выручки предприятия // В сборнике: наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 86-90.
23. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости выручки предприятия от факторов внешнеэкономической деятельности / Малахова О.С., Кузнецова О.А., Кузнецов А.В. // Прикладная математика и вопросы управления. 2019. № 1. С. 113-123.
24. Лекаркина Н.К. Анализ доли себестоимости в выручке на предприятиях в зависимости от вида деятельности // Экономический научный журнал: оценка инвестиций. 2020. № 3 (17). С. 8-27.
25. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания [Текст] / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова. – СПб.: Питер, 2015. – 416с.
26. Модели оптимизации выпуска продукции и выручки лесопромышленных предприятий в условиях устойчивого развития / Медведев С.О., Мохирев А.П., Герасимова М.М. // Фундаментальные исследования. 2020. № 7. С. 59-63.
27. Моисеева Е.В., Королѐва Е.О. Управление выручкой и рентабельностью продаж предприятия // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2018. № 3 (5). С. 155-160.
28. Морозов. Я.С. Планирование товарооборота и валового дохода торгового предприятия [Текст] / Я.С. Морозов // Социально-экономическое развитие российского общества: современные тенденции: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. – 2016. – С.149-152.
29. Онищенко С.Н. Анализ динамики выручки от реализации продукции на предприятии АО «краснодарский хлебозавод №6» // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 3 (19). С. 130-133.
30. Петрова, Л.Н. Автоматизация анализа динамики товарооборота предприятия [Текст] / Л.Н. петрова // Современное интеллектуальное пространство: идеи и решения: материалы II международной научно-практической конференции. – 2017. – С.90-92.
31. Прогнозирование выручки от продаж торгового предприятия / Милюшенко О.А., Пупкова А.Г., Ковалев А.И. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 4 (36). С. 58-64.
32. Раицкий, К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] / К.А. Раицкий. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 192с.
33. Соломенцева Е.Е. Регрессионные модели прогнозирования выручки предприятия // В сборнике: Современные технологии принятия решений в цифровой экономике. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 185-187.
34. Статистические методы прогнозирования выручки предприятий машиностроения в иностранной собственности / Гуменников И.В., Михальчук А.А., Спицын В.В. // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. 2018. № 1-1. С. 242-244.
35. Токпаева, Н.В. Увеличение товарооборота розничного торгового предприятия [Текст] / Н.В. Токпаева // Актуальные вопросы экономики современной России. – 2016. - №3. – С.459-461.
36. Уродовских В.Н., Касимова Д.Е. К выбору модели прогнозирования выручки на примере предприятия металлургической отрасли // В сборнике: Экономическое прогнозирование: модели и методы. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. В.В. Давниса. 2019. С. 33-40.
37. Факторный анализ суммарной выручки от реализации предприятий и организаций отрасли «деятельность в области спорта» / Шкляр Т.Л., Зильберштейн О.Б., Котов В.В. // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 5. С. 1051-1062.
38. Шалаева, Л.В. Современные методы управления товарооборотом / Л.В. Шалаева, О.В. Горбунова [Текст] // Территория науки. – 2016. - №3. – С.141-145.
39. Эпштейн Д.Б., Гагалюк Т. Регрессионный анализ факторов роста выручки и восстанавливаемости сельскохозяйственных предприятий северо-запада России (часть 2) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 1. С. 48-57.0
40. Эпштейн Д.Б., Гагалюк Т.В. О факторах роста выручки и влиянии принадлежности к агрохолдингам на восстанавливаемость сельскохозяйственных предприятий // Инновации. 2018. № 10 (240). С. 68-80.
41. Янушкина Ю.И., Терешкина К.С. Фальсификация бухгалтерской (финансовой) отчетности как угроза экономической безопасности предприятия (на примере искажения выручки) // В сборнике: Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России. Сборник научных трудов. Под общей редакцией Т.А. Сигуновой. Москва, 2018. С. 209-213.
42. Ярохович Е.А., Теляк О.А. Выручка как один из источников формирования финансовых ресурсов предприятия // Экономика и социум. 2020. № 5-2 (72). С. 532-534.