Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права - важнейшая в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения - важное условие реальности и гарантированности прав граждан и организаций.
К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуются в юрисдикционной форме - в судебном или административном порядке.
Меры государственно-принудительного порядка, применяемые компетентными государственными органами, условно можно подразделить на два блока. Первый блок составляют меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности. В науке гражданского права их именуют мерами защиты в узком смысле слова. Второй блок составляют меры гражданско-правовой ответственности.
В свою очередь, меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности, можно разделить на следующие подвиды:
а) меры превентивного (предупредительного) характера;
б) меры регулятивного характера, имеющие задачей упорядочение нормальных отношений между спорящими участниками гражданских правоотношений.
В качестве объекта рассматриваются меры правоохранительного характера.
Предметом исследования являются меры правоохранительного характера, применяемые государством к правонарушителям.
Цель работы – изучить меры правоохранительного характера, применяемые государством к правонарушителям.
Исходя из цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
изучить государственное принуждение в частном и в публичном праве;
раскрыть особенности отдельных мер государственного принуждения в отраслях публичного права;
рассмотреть основания и порядок применения мер административного предупреждения;
охарактеризовать основания и порядок применения мер административного пресечения;
раскрыть основания и порядок применения мер административного наказания.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых – М. И. Абдуллаева, С. С. Алексеева, А. Б. Венгерова, А. Г. Воронцова, С. В. Егорышева, С. А. Жинкина, А. Ю. Ларина, Н. И. Матузова, А. С. Пиголкина, Д. Н. Радько, Р. А. Ромашова, Ю. И. Руденко и ряда других ученых и практиков.
При изучении данной темы работы применены такие теоретические методы исследования, как анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика мер правоохранительного характера, применяемые государством к правонарушителям
1.1. Государственное принуждение в частном и в публичном праве
Меры государственного принуждения крайне разнообразны и подлежат классификационной градации. Важнейшей из них является классификации с учетом отраслевых сфер применения мер государственного принуждения. Здесь система мер государственного принуждения представлена двумя основными блоками: 1) меры государственного принуждения, применяемые в сфере частного права; 2) меры государственного принуждения, применяемые в сфере публичного права.
Основу частного права, как известно, составляют нормы гражданского права, регулирующие отношения в связи с реализацией участниками гражданского оборота частных интересов. Ему характерны децентрализованное правовое регулирование и взаимодействие множества автономно и инициативно действующих по собственной воле субъектов. Меры государственного принуждения в частном праве используются для защиты субъективных гражданских прав .
В Советском Союзе, когда господствующим был плановый тип экономики, основным способом защиты гражданских прав была судебная защита, которая использовалась как для восстановления нарушенных прав, так и для предупреждения правонарушений. Споры между организациями решались в органах арбитража. Государство не могло разрешить субъектам гражданско-правовых отношений защищать свои права без участия самого государства, поскольку это могло привести к срыву выполнений плановых заданий (например, если бы участники гражданского оборота отказались для защиты своих прав от исполнения договорных обязательств).
В условиях перехода к рыночному типу регулирования экономических отношений сфера гражданско-правового регулирования претерпела на общем фоне демократизации социальной жизни глобальные изменения. Не вдаваясь в глубокие рассуждения, применительно к теме нашего исследования оговоримся, что управомоченным субъектам гражданского оборота, в частности, было предоставлено право использовать для восстановления нарушенного права и пресечения противоправных деяний другой стороны меры принудительного воздействия.
Соответственно, главной особенностью применения мер государственного принуждения в современном частном праве является то, что инициатором их применения всегда является субъект, права которого нарушены. Это могут быть как физические, так и юридические лица.
Наиболее востребованными в сфере частного права являются меры государственного принуждения, являющиеся мерами защиты.
К превентивным мерам частно-правового характера относятся запрещение деятельности, в результате которой может быть причинен общественно опасный вред (п. 1 ст. 1065 ГК РФ ), признание права и установление факта, который имеет юридическое значение; применение судом последствий недействительности ничтожной сделки и т.п.
При разрешении гражданско-правовых споров компетентными органами применяются меры регулятивного характера (например, определение судом долей в праве общей собственности, раздел имущества в судебной порядке, истребование имущества у должника, ограничение дееспособности и пр.).
Такие меры государственно-правового принуждения как возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), возмещение убытков, причиненных органами государства и местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ) и др. являются мерами гражданско-правовой ответственности.
Защита гражданских прав может осуществляться в трех основных формах: судебная, административная и самозащита. Первые две и есть меры государственного принуждения. Они реализуются только управомоченным лицом (по его инициативе) и требуют принятия решения судом или административным органом.
Любая мера гражданского принуждения, даже реализуемая субъектом гражданского права самостоятельно, может рассматриваться как мера государственного принуждения по той причине, что она нацелена на обеспечение права, предоставленного государством и санкционирована (разрешена) им.
Именно государство разрешает сторонам защищать свои права и обязанности в установленном законом порядке. Даже если лицу разрешено действовать в одностороннем порядке, оно может применять принуждение только, если это разрешено законом или договором. Любое нарушение права участника гражданского оборота или угроза его нарушения могут быть оспорены в суде. А при злоупотреблении правом на защиту участнику гражданского оборота может быть отказано в защите гражданских прав на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ .
Следовательно, главная функция принуждения в частном праве – стимулирования. Санкции гражданско-правовой ответственности направлены на восстановление нарушенных гражданских прав и на стимулирование участников гражданского оборота к добросовестному исполнению обязательств. Ее последствия невыгодны для правонарушителя. В тоже время гражданско-правовая ответственность обеспечивает справедливость и равноправие участников гражданского оборота.
Поскольку гражданско-правовая ответственность всегда имеет имущественный характер, ее можно характеризовать и как метод экономического регулирования общественных отношений. При этом следует помнить про содержательную составляющую предмета гражданско-правового регулирования, включающего не только имущественные, но и личные неимущественные отношения (п. 1 ст. 2 ГК РФ). А одной из мер гражданско-правовой ответственности является компенсация морального вреда (ст. 12 ГК РФ) в денежной форме (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Это обстоятельство существенно отличает гражданско-правовую ответственность от других видов юридической ответственности. По сути нарушитель права гражданского отвечает не лично, а своим имуществом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – №256. – 31 декабря.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 14. - ст. 1650.
6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 23. - ст. 2277.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст. 900.
8. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2019. – 434 с.
9. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 296 с.
10. Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. – М.: Городец, 2020. – 768 с.
11. Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2019. – 224 с.
12. Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). – М.: Юстиция, 2020. – 144 с.
13. Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2020. – 336 с.
14. Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. – М.: Проспект, 2018. – 336 с.
15. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 288 с.
16. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 296 с.
17. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. – М.: Инфра-М, Норма, 2018. – 416 с.
18. Правоохранительные органы. Учебник и практикум / под ред. Поляков М.П. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
19. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. – М.: РИОР, Инфра-М, 2017. – 300 с.
20. Седова Г. И., Степанов В. В. Дознание в правоохранительных органах. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 130 с.
21. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. – М.: Проспект, 2020. – 80 с.
22. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 518 с.
23. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. – М.: КноРус, 2019.