Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в изучении формата исторической экскурсии под углом современных методик играизации, иммерсивности и включенности зрителя. В условиях большой конкуренции за посетителей и высоких ожиданий экскурсантов эти методики позволяют качественно улучшить туристский продукт.
Теоретическую базу работы составили книги, статьи и учебники по экскурсионной деятельности.
Объектом курсовой работы является процесс создания и проведения исторических экскурсий. Предметом выступает проект исторической экскурсии в г. Тюмень.
Цель работы состоит в разработке исторической экскурсии в городе Тюмень на основе рассмотрения теоретических основ экскурсионной деятельности и применения современной практики.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть технологию проектирования исторических экскурсий
2. Составить технологическую карту экскурсии
3. Разработать схему маршрута и карточки объектов
4. Подготовить контрольный текст экскурсии
5. Сформировать портфель экскурсовода.
Используются следующие методы исследования: анализ и синтез, описание, обобщение, интерпретация, моделирование.
Практическая значимость состоит в использовании для проектирования исторической экскурсии, одной из первых форм экскурсионной деятельности, современные методики игроизации и иммерсивности.
Курсовая работа состоит из введения, основной части из 2-х глав (теоретической и практической) и заключения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 Технология проектирования исторических экскурсий
«Экскурсия – важнейший элемент туристического продукта, который является основным звеном аттрактивности и инноваций.» При этом, до недавнего времени формат экскурсии оставался достаточно консервативным, новшества вводились достаточно редко.» [1, с. 23]
Исторические экскурсии были одним из первых видов экскурсионной деятельности. Как форма туризма они «появились в конце XVIII в. Тогда под экскурсией понимались познавательные выезды на природу или в исторические места.» [3, с. 27]
Демонстрируя определенные архитектурные сооружения, рассказывая о событиях и персонах, показывая различные элементы быта и ремесла, экскурсовод – как человек, продюсируют мероприятие – погружал экскурсантов в исторический контекст. Результатом экскурсии являлось расширение кругозора, лучшее понимание истории, небольшой вклад в общий уровень образованности и повышение мотивации к познанию мира экскурсантов. Кроме того, исторические экскурсии сопособствуют повышению знания об определенным местах, усилению бренда места.
Однако, стоит отметить большую роль в этом процессе самих экскурсантов. Даже наилучшим образом спланированный и реализованный туристский продукт не может возыметь эффект, если у экскурсанта нет мотивации и желания познания.
С целью повышения вовлеченности и заинтересованности участников в современных экскурсиях используются методы играизации, иммерсивности, квеста, VR и другие. Вовлеченность участников преследует также цель создания конкурентоспособных экскурсионных программ. Организаторы экскурсий, в особенности коммерческих, не могут игнорировать тот факт, что современный потребитель живет в условиях пресыщенности разного рода информацией, ее доступности. Обилие информации рождает так называемый эффект «клипового» мышления, когда человек достаточно быстро переключается между разными видами информации. В связи с этим востребованы короткие тексты, видео. Только хорошо спродюсированный продукт, имеющий высокую познавательную ценность, с качественной подачей может удержать внимание потребителя.
Вместе с тем, если экскурсоводу удается создать такой продукт и «заполучить» внимание пользователей – экскурсанты «отблагодарят» автора положительными отзывами, что немаловажно в продвижении туристского продукта в условиях конкуренции.
В качестве методов вовлечения экскурсантов в данной работе предполагается исползовать методы театрализации и иммерсивности. «Иммерсивные экскурсии имеют свои отличительные особенности: интерактивность – каждый участник активный участник действия; <...> ролевые действия – сценарий позволяет примерить на себя различные роли и предусматривает разные виды коммуникации между участниками, актерами и экскурсоводом; <...> многовариантность выбора» [4, с. 39]
Для примера разработки иммерсивной методики используется механика, описанная В.С. Плотниковой и А.Л. Дворжицкой – «Белое-Черное». Цель экскурсий с применением данной механики – раскрытие ключевых исторических событий, изучение этапов деятельности знаменитых личностей и их вклада в исторический ход событий. Ключевые события и действия личностей обсуждаются участниками в ходе экскурсии с двух позиций: ««Белой» – характеризующей положительные моменты <...>, и «Чёрной» – представляющей отрицательные моменты действий и их последствия» [4, с. 39] В практической части данной работы механика видоизменена в соответствии с сюжетной линией.
Идея экскурсии в г. Тюмень состоит в историческом экскурсе, охватывающем политико-экономическую и социально-культурную историю города от момента возникновения до наших дней.
1 подтема: история Тюмени: причина и обстоятельства основания; основные исторические события; градостроение и архитектурное развитие города, строительство и рост образования и культуры.
2 подтема: Тюмень в жизни Российского государства – экономика, промышленность, торговые пути.
3 подтема: Роль ключевых исторических персон – правителей, состоятельных горожан, представителей науки, культуры – в жизни города.
Описание экскурсии
Название экскурсии История Тюмени имперского периода
Целевая аудитория Взрослые
Сезон Круглый год (ориентироваться по погоде)
Продолжительность 1 час 45 мин
Маршрут От памятника первым картографам, далее к православной церкви Архангела Михаила, далее к дому Машарова, дому-усадьбе Колокольникова и Знаменскому собору.
В стоимость включена пешеходная экскурсия
Дополнительно оплачиваются Расходы личного характера при посещении храма
Глава 2 Методическая разработка исторической экскурсии по городу Тюмень
2.1 Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии: Проектирование исторической экскурсии по городу Тюмень
Продолжительность: 1 час 45 минут
Протяженность: 1.5 (км)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильченко А.О. Квест-экскурсия как инновационная форма туристической деятельности / А.О. Васильченко, В.С. Бойко, Е.А. Ласькова. Туризм и гостеприимство. 2020. – № 1. – С. 22-27
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
3. Матюхина Ю. А. Экскурсионная деятельность: учебное пособие / Ю.А. Матюхина, Е.Ю.Мигунова. — 3-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018. — 224 с.
4. Плотникова В.С. Иммерсивные экскурсии: проект «Черное и Белое» / В.С. Плотникова, А.Л. Дворжицкая. Туризм и гостеприимство. 2020. №2. – с. 36-43