Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в подходах лингвистов к пониманию приемов создания образов художественного произведения. Особенно актуально в настоящее время исследование индивидуальных авторских инструментов создания художественных образов на материале конкретных литературных произведений. Несмотря на интерес исследователей к произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет», техника создания в нем художественных образов остается недостаточно изученной.
Объектом данного исследования являются инструменты создания художественного образа в литературном произведении.
Предметом исследования являются инструменты создания центрального художественного образа в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Цель исследования – выявление особенностей и видов инструментов создания центрального художественного образа в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) раскрыть понятие художественного образа и разнообразие литературоведческих подходов к его содержанию;
2) рассмотреть виды языковых средств создания художественного образа;
3) проанализировать основные приемы создания художественного образа главного героя в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»;
4) охарактеризовать стилистические средства создания центрального художественного образа в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней контекстуального анализа основных приемов создания художественного образа главного героя в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Материалом исследования является рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию основных приемов создания художественного образа: Ю.М. Анохиной, Ю.Б. Борева, Н.С. Валгиной, И.Р. Гальперина, В.А. Кухаренко, Е.Н. Себиной, А.Н. Соколова и других исследователей.
В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический анализ, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы. В данной главе рассматривается понятие художественного образа и разнообразие литературоведческих подходов к его содержанию, анализируются основные приемы и средства создания художественного образа в литературном произведении. Во второй главе систематизированы и проанализированы результаты исследования, проведенного на материале рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В данной главе проанализированы приемы и средства создания художественного образа центрального героя произведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1 Понятие художественного образа и разнообразие литературоведческих подходов к его содержанию
В художественном произведении автор изображает мир, в котором действуют вымышленные герои или исторические личности, пропущенные через призму авторской фантазии. Вымышленный мир, похожий и непохожий на мир реальный, передает мировидение писателя, скрытое в художественных образах.
В основе любого художественного произведения лежит художественный образ. Художественный образ – это один из важнейших терминов искусства и искусствознания. По определению А.И. Николаева, «образ – сердце искусства, а само искусство – это способ мышления художественными образами».
Таким образом, художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусством и выражает специфику искусства в целом.
По определению И.В. Арнольд, «художественный образ – это особая форма отражения реальной действительности; специфика художественного образа состоит в том, что, давая человеку новое познание мира, он одновременно передает и определенное отношение к отражаемому».
Таким образом, художественный образ может быть определен как форма отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной форме. А.Н. Соколов акцентирует внимание на разграничении понятий «художественный образ» и «образ персонажа». По его мнению, образ персонажа – это узкое понимание художественного образа. В этом смысле образ представляет собой изображение человека в произведении.
Особенности создания художественного образа во многом определяются жанровой принадлежностью произведения. Так, поэтическое произведение – это целый мир, складывающийся из художественных образов. Художественная концепция стихотворения направлена, прежде всего, на выражение состояния автора. Особенности авторского подхода к раскрытию художественного образа в поэтическом произведении можно проследить на примере творчества А.А. Ахматовой, в частности, стихотворений из ее поэтического сборника «Четки». Современник А. Ахматовой Б. М. Эйхенбаум писал, что в «Четках» «начинает складываться парадоксальный своей двойственностью (вернее –оксюморностью) образ героини – не то «блудницы» с бурными страстями, не то нищей монахини, которая может вымолить у Бога прощенье». Между тем, очень важно, что сама А.А. Ахматова писала в своих дневниковых записях: ««Все мы бражники…» – стихи скучающей капризной девочки, а не описание разврата, как принято думать теперь». Композиция сборника «Четки» включает четыре части, каждая из которых характеризуется своими образами и своими темами. Доминантной темой первой части сборника является любовь, представленная как всепоглощающая страсть. Но характеризуя образ лирической героини в контексте этой любви, следует помнить приведенные выше слова А. Ахматовой о «капризной девочке». Таким образом, в автобиографических воспоминаниях лирическая героиня представляется самому автору не искушенной женщиной, как многим исследователям, а скорее – наивной и капризной девочкой. Н. Гумилев, характеризуя особенности стихов А. Ахматовой, писал о том, что Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное – их подробной разработкой. Русский критик начала ХХ века Н.А. Ашукин писал о поэтическом сборнике «Четки» А. Ахматовой: «Умело и остро прочувствованные детали, сжатость и экономика выразительных средств, чеканная тонкость образов и определений – отличительные черты изысканно-простой и мудрой поэзии Анны Ахматовой». Таким образом, в стихотворном произведении поэт при помощи художественных образов раскрывает свое отношение к жизни. к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Итак, художественный образ в поэзии раскрывает индивидуальный духовный мир автора и, будучи созвучным с миром читателя, помогает ему проникнуться смыслом написанного.
А.Н. Соколов подчеркивает, что в отличие от эпоса и драмы, которые характеризуются многосторонним изображением человека, его сложных взаимоотношений с людьми, в поэтическом произведении перед нами раскрывается целостное и конкретное состояние человеческого характера.
В драматическом произведении существует своя специфика подхода к раскрытию художественного образа. Основным приемом в данном случае выступают монологи и диалоги героев. Роль монологов особенно важна при создании центрального художественного образа. Для иллюстрации
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 2т. Т.2 / Ю.И. Айхенвальд. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. – 329 с.
2. Анохина Ю.М. Способы выражения сравнений в языках с разной грамматической структурой (на материале русского и французского языков) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ю.М. Анохина. – Барнаул. 2008. – 24 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2002. – 384 с.
4. Ахматова А.А. Листки из дневника. Проза. Письма / А.А. Ахматова. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2017. – 223 с.
5. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы / Анна Ахматова; сост., вступ. ст. и коммент. И. Сухих. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. – 370 с.
6. Ашукин Н.А. Четки. Стихи Анны Ахматовой / Н.А. Ашукин. – СПб: РХГИ, 2001. – 105 с.
7. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т.2 / А. Блок. – М.: ТЕРРА, 2009. – 344 с.
8. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. – Т. 1. – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.
9. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 173 с.
10. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка/ И.Р. Гальперин. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. – 394 с.
11. Гончаров И.А. Мильон терзаний. Критический этюд / И.А. Гончаров. – М.: Lennex Corp, – Подготовка макета: Книга по Требованию, 2014. – 10 с.
12. Зыховская Н.Л. Художественные функции ольфакторных включений в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна /Н.Л. Зыховская // Челябинский гуманитарий.2010. – №2 (11). – С.29-32.
13. Ибатуллина Г.М. Образно-смысловые парадигмы софийного мифа в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / Г.М. Ибатуллина // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – Т.25, вып.2. – С.141-145.
14. Квятковский А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М.: Советская Энциклопедия, 1966. – 376 с.
15. Куприн А.И. Собрание сочинений: в 9 т. / под ред. Э. Ротштейна и П. Вячеславова. – М.: Правда, 1964. Т. 5. – 383 с.
16. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 482 с.
17. Лебедева Л.А. Устойчивые сравнения в славянских языках: лингвокультурологический подход / Л.А. Лебедева // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. – М.: Краснодар, 1998. – 341 с.
18. Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: Листос, 2011. – 255 с.
19. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии / В.М. Огольцев. –Л.: Лениздат, 1978. – 299 с.
20. Подгорная В.В. «Наивная анатомия» в английской языковой картине мира / В.В. Подгорная: Дисс. ... к. филол. н. – СПб: 2016. – 218 с.
21. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 503 с.
22. Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова / А.Н. Соколов // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964: сб. статей / отв. ред. У.Р. Фохт. – М., 1964. – С. 172-201.
23. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический, лингво-культурологический аспекты. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 408 с.
24. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа / Б.М. Эйхенбаум. – Петербург,1923. – 101 с.