Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время коррупцию признали не только национальной, но и транснациональной проблемой. Она проникла не только в государственный механизм многих государств, но в международные организации. Транснациональные организованные преступные группировки используют подкуп должностных лиц как средство достижения своих целей. При помощи коррумпированных связей организовывают поставки наркотиков и оружия, совершаются террористические акты, расхищается государственное имущество, осуществляется незаконная приватизация, создаются благоприятные условия для функционирования избранных фирм, осуществляется финансирование террористических преступных группировок и так далее.
Коррупция - это один из элементов теневой «правовой» жизни. Она тесным образом связана с бюрократизацией. Это два спутника. С одной стороны, коррупция воспроизводит бюрократию, а с другой - бюрократия порождает коррупцию. Бюрократизм - это определённое состояние государственного аппарата, который действует в ведомственных интересах, а зачастую и в личных. Коррупция - это одно из проявлений бюрократизма, которая связана с отклонениями от целей публичного управления.
Коррупция, как и вся теневая «правовая» жизнь общества вплетена в процесс управления. Ее сложно определить при помощи правовых средств, поскольку она не идентичная существующим юридическим понятиям. Например, она не может быть определена только через дачу взятки или получение взятки. Коррупция самовоспроизводящееся явление, она существует в рамках уклада общественной жизни, не знает территориальных и национальных границ. Она возникает из «недр» самого государства, свидетельствует о его слабости и несовершенстве, низкой правовой культуре не только государственных служащих, но и общества в целом. Ведь государственные служащие - это часть общества.
Согласно Конституции, РФ Россия позиционируется как демократическое, правовое (ч. 1 ст. 1), социальное (ч. 1 ст. 7) государство. Согласно ст. 18 нашего Основного закона права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как известно, коррупция – явление несовместимое с нормальным и эффективным функционирование государства. Общеизвестно также и то, что противодействие коррупции должно иметь комплексный характер. В Российской Федерации разработана и реализуется государственная программа в области противодействия коррупции, элементом которой является использование международных средств борьбы с коррупций.
Число коррупционных преступлений в первой половине 2021 года выросло на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, говорится в сборнике Генпрокуратуры «О состоянии преступности в России за январь—июль 2021 года».
В этом году прокуроры зарегистрировали 24,5 тыс. подобных преступлений, что стало максимумом за восемь лет, заявило ведомство. Около половины из них (12,1 тыс.) пришлось на взятки. По данным ведомства, с начала года число взяток выросло на 27,4%. В каждом третьем случае ее размер не превышал 10 тыс. руб. Больше всего таких преступлений прокуроры выявили в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз).
С начала 2021-го ущерб от преступлений в сфере коррупции составил 39,4 млрд руб., говорится в отчете Генпрокуратуры. Ведомство оценило ущерб по состоянию на тот же период прошлого года в 32,4 млрд руб.
Вместе с тем вырос объем возмещенного ущерба — с 3,5 млрд руб. за семь месяцев 2020 года до 9,9 млрд руб. в текущем году (речь идет о изъятии имущества).
По данным Генпрокуратуры, в 2020 году регионами — лидерами по числу выявленных случаев взяточничества в России стали Москва, Татарстан и Ставропольский край. В первую пятерку также вошли Московская область и Башкирия.
16 августа президент Владимир Путин подписал указ, утверждающий национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы. Предыдущий документ был двухлетним, его приняли в 2018 году. В плане определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности, в том числе поручения о совершенствовании порядка представления деклараций о доходах чиновников, предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами за коррупционное преступление, и др.
Важная роль в этом противостоянии государства с коррупцией отведена системе международных рекомендательных актов в противодействии коррупции. Одним из таких актов является Конвенция – уникальный документ, устанавливающим общеевропейское стандарты в сфере гражданского права для защиты лиц, пострадавших от коррупции.
Согласно Конвенции в национальном законодательстве каждого из государства членов Совета Европы должны быть предусмотрены нормы, гарантирующие возмещение полного ущерба лицам, который пострадали от коррупционных проявлений на национальном уровне.
К сожалению, в силу целого комплекса причин Россия в данной Конвенции не участвует. Нет даже официального перевода Конвенции, а введенный в правовой оборот ее неофициальный перевод (как правильно отмечают авторы Доклада) далек от идеала. Впрочем, нет самого главного – официального признания масштабов коррупции, что, безусловно, препятствует организации соответствующей ее объемам противостояния. Не изучены ни в все виды коррупции, ни свойственные ей метастазы.
Актуальность исследования предопределена и тем, что в сфере правового регулирования противодействия коррупции много проблем. Так, до настоящего времени не выработано общепринятых определений понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение». Много неясностей и неточностей в правовом регулировании государственной и муниципальной службы. Законодатель в сфере регулирования государственной и муниципальной службы четко не регламентирует составы коррупционных правонарушений, что порождает значительные трудности в правоприменительной практике.
Целью исследования является анализ видов и оснований привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач:
1. уточнить понятие коррупции;
2. выявить виды коррупционных правонарушений;
3. исследовать административные правонарушения коррупционной направленности;
4. разработать рекомендации, направленные на совершенствование регулирования коррупционных правонарушений.
Объект исследования. Объектом исследования выступают коррупционного правонарушения.
Предмет исследования. Предметом исследования являются основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации.
Методология исследования: анализ литературы и статистических данных по теме исследования.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области теории государства и права, уголовного права, административного права, а именно: Л.Д. Гаухмана, А.Ф, Галузина, А.А. Гогина, В.Г. Гриб, Н.Г. Деменкова, Н.Н. Вопленко, А.В. Малько, А.В. Миротина, В.Г. Клейнер, Д.А. Липинского, П.Н. Панченко, Я.М. Развина, С.Е. Чанова, Е.В. Черепанова, А.А. Фомина, и других
Глава 1. Коррупция в современной России
Сам термин коррупция прочно вошел в современный оборот как юридических наук, так и неюридических. Он употребляется в философии, политологии, социологии, в теории управления и педагогике. И каждая наука под своим углом зрения исследует данный феномен. Причем сама коррупция появилась много тысячелетий назад.
Этимологически слово коррупция происходит от латинского «corruption, что означает «порча», «совращение». Оно произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. «В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества»[19].
Остановимся на каждом из понимании коррупции более подробно. Согласно первому представлению коррупцию рассматривают как антисоциальное явление, пронизывающее различные сферы жизни общества и государства. При этом она выступает явлением, пронизывающим экономику, государственный аппарат, муниципальные органы, бизнес структуры, правоохранительные органы. Она проникает в духовную сферу, искажает правосознание граждан, становится образом жизни части населения страны. Коррупция начинает определять политическое и экономическое развитие страны. Е. Афанасьев правильно указывает: «...нынешний госслужащий - это торговец возможностями, представляемыми его должностью. Есть покупатель - чиновник его обслуживает. А ведь совокупность чиновников - это и есть государство. Получается, государство не управляет страной. Скорее наоборот - страна управляет государством. Ибо покупателя, готового заплатить конкретным чиновникам за принятие решений, отвечающих интересам государства в целом, - нет» . В сфере власти появляются пресловутые распределительные отношения, когда чиновник - это распределитель государственных услуг.
По мнению А.В. Малько, «коррупция - это противоправное или не предусмотренное правом теневое явление, связанное с внеправовым способом реализации властных полномочий, который выражается в приобретении материальных или нематериальных выгод должностными лицами государственного аппарата и иных организаций»[17].
Если рассматривать коррупцию как широкой социальное явление, то существует несколько уровней ее проявления. Первый уровень выражается в обычном с той или иной очерёдностью получении взяток, за совершение тех или иных действий или бездействия. Этот уровень коррупции менее опасен, но с течением времени чиновник начинает набирать «обороты», увеличивать свои «аппетиты». Обычное получение взяток начинает превращаться в вымогательство взяток, когда недостающие для собственных нужд средства чиновник начинает извлекать из взяткодателей. Такие действия уже носят системный характер, взятка становится частью неотъемлемого дохода, а их получение превращается в своеобразный образ жизни.
Следующий уровень коррумпированных связей характеризуется уже сращиванием чиновничества с бизнесом организованными преступными группировками. Ввиду того, что от него новые «работодатели» начинают требовать более активных и сложных действий, которые он не в состоянии совершить единолично, в государственном органе начинают образовываться целые коррумпированные цепочки из государственных служащих, чьи действия объединены едиными целями и задачами, которые полностью расходятся с государственными задачами и с целями, стоящими перед государственным органом.
На этом уровне сами взятки начинают носить разнообразный характер, от банальных денежных сумм, до скрытых завуалированных форм, в виде предоставления различного рода благ и преимуществ. Например, автомобилей по заниженным ценам, недвижимости, стоимость которой не соответствует рыночной, открытию бизнеса, предоставления начального капитала для ведения бизнеса на льготных условиях, в получении кредитов по заниженной ставке, в открытии вкладов под эксклюзивные завышенные проценты и так далее.
И чем выше и сложнее уровень коррупции, тем больше суммы взяток, тем больше предоставляется преимуществ, тем более завуалированный характер они приобретают. Если на первом уровне коррупции, чиновник хоть и преступил закон, но он еще продолжает служить государству. Иное происходит на другом уровне. Чиновник уже не служит государству, он служит собственным интересам и интересам его настоящих «хозяев» - предпринимателям, организованным преступным группировкам. Говоря о службе собственным интересам, мы имели ввиду, что им самим организовываются фирмы, акционерные общества и так далее, которые оформляются на родственников или подставных лиц. Так, жена Ю. Лужкова стала одной из трех богатейших женщин мира по версии Fordes, ее состояние оценено в 2,9 миллиардов долларов.
На высшем уровне коррупции свойственны обменные механизмы, предполагающие двусторонний характер. Это обмен, в котором фигурируют деньги, различные материальные ценности, блага, услуги. Зачастую наглядно не видно второго участника такого обмена. Мы судим поэтому косвенно, когда принимается нерациональное решение, сопряженное с нарушением законодательства. А за этим решением стоит интерес уже не личный, а корпоративный. При этом субъектом оказывается группа чиновников, лоббистов или даже целое государственное ведомство. И мы опять сталкиваемся с тем, что интересы преследуются здесь не государственные, а личные или групповые.
В связи с чем выделяют коррупционный лоббизм, представляющий собой давление на представителей законодательной власти с целью принятия выгодных той или иной группе законов или иных нормативных правовых актов. Такой лоббизм сопровождается прямым подкупом, либо подкупом «на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ).
2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ.// "Российская газета", N 266, 30.12.2008,
3. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции». // "Собрание законодательства РФ", 26.05.2008, N 21, ст. 2429.
4. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования») // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2013, N 28, ст. 3813.
5. Адрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность.- М.:Экономика, 2018. - 304 с.
6. Алексеев С.В. Коррупция: социологический анализ \ Под ред. О.В.Бондаренко, 2018. - 270 с.
7. Андрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность: моногр. ; Экономика - М.,2020. - 304 с.
8. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследования. 2000. № 9.
9. Ароян А.С., Крицкая А.А. К вопросу о коррупционно-бюрократической конфликтогенности государственного и муниципального управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №3.
10. Братановский С.Н., М.Ф. Зеленов. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти РФ: монография. - М.: Проспект, 2016. - 256 с.
11. Бурьянов С. Системная коррупция // Право и жизнь. 2014. № 57.
12. Буш М.Ю. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в современной России // Государственное и муниципальное управление. 2006. № 3.
13. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России в XXI в. // Власть. 2018. № 5. С. 23-28.
14. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Нувахов Т.А. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России: проблемы и направления их разрешения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 3 (82). С. 134-137.
15. Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Деловой двор - М.,2016. - 208 c. 23.
16. Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. - М., 2019. -447с.
17. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию.- М.: Академический Проект, Альма Матер, 2019. - 207 с.
18. Жамсатов А.К. Коррупция как политическая проблема в современном мире // «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. 2016. №4. С. 45 - 48.
19. Желонкин С.С. Гражданско-правовые институты на страже борьбы с коррупцией // Современная наука. 2018. № 4. С. 15-17.
20. Законность: состояние и тенденции в 2010-2020 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению : науч. докл. / под ред. О.С. Капинус. — М. : Акад. Генер. прокуратуры РФ, 2021. — 406 с.
21. Иванова Л.Л., Артюхин О.А. Аксиологическая составляющая деятельности политико-административной элиты // В сборнике: Философия элитологии Сборник трудов Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. 2018. С. 348-353.
22. Иванова Л.Л., Дасаева Д.Ф. Коррупционные проявления в экологической сфере // В сборнике: Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России: материалы участников Круглого стола с международным участием. Ростов-на- Дону: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2018. С. 262-269.
23. Илий С.К. Административные правонарушения // Административное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 460-468;
24. Илий С.К. К вопросу правового обеспечения деятельности правоохранительных органов по учету коррупционных преступлений / С.К. Илий // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 4. — С. 144-147.
25. Илий С.К. Нормативное определение перечней преступлений и других правонарушений / С.К. Илий // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2019. — № 6. — С. 38-42.
26. Илий С.К. Состояние и динамика коррупции в России / С.К. Илий // Криминологические основы уголовного права : материалы 10-го Рос. конгр. уголов. права, сост. 26-27 мая 2016 г. / отв. ред. В.С. Комиссаров. — М. : Юрлитинформ, 2019. — С. 300-306.
27. Карпычев М.В. Имущественные санкции за коррупцию // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 8. С. 43-45.
28. Козлов Т.Л. Проблемы профилактики коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных органах / Т.Л. Козлов. — М. : Юрлитинформ, 2019. — 192 с.
29. Комиссарова Е.Г. Влияние коррупционных правонарушений на гражданско-правовые отношения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. T. 11. № 11. С. 31-36
30. Коррупция в современной России: проблемы теории и практики / под ред. Т.Л. Козлова. — М. : Юрлитинформ, 2020. — 296 с.