Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая коррекционная, общеразвивающая работа с детьми требует от педагога знания педагога-психолога четкого представления о том, на каком уровне развития на данный момент находится психические функции ребенка, какого его внутреннее психологическое состояние, особенности взаимоотношений между членами семьи и ближайшим окружением ребенка. С целью диагностики педагог-психолог оперирует разнообразием диагностических методик, позволяющих получить целостную картину о проблемах в психическом развитии.
Отдельной категорией подобных методик являются рисуночные проективные техники. Рисуночные тесты обладают главным достоинством – целесообразностью их применения при работе с детьми дошкольного возраста. Педагог-психолог, имеющий достаточную практику работы с рисуночными методиками, учитывает специфику рисуночного тестирования, применяя его ограниченно, и целенаправленно.
Учитывая актуальность практического применения рисуночного тестирования, объектом исследования в рамках настоящей работы считаем процесс исследования психологических характеристик детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста с помощью рисуночных тестов.
В качестве гипотезы исследования выступает положение о том, что методически правильно организованный процесс рисуночного тестирования позволяет получить достоверную, полную информацию о ребенке.
Таким образом, целью работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста посредством рисуночного тестирования.
Согласно объекту, предмету и цели исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) описать научно-методическую основу интерпретации проективных рисуночных методик;
2) систематизировать преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов;
3) изучить особенности скрининговой диагностики дошкольника с помощью рисуночных методик;
4) дать общую характеристику теста и техники его проведения;
5) охарактеризовать методики исследования психологических особенностей дошкольников с помощью рисуночных тестов;
6) предоставить интерпретацию рисунков на примере рисуночных тестов.
Методы исследования: теоретические методы – анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические методы – сравнение, обобщение, беседа, наблюдение, диагностика с помощью рисуночных тестов.
Новизна проведенного исследования заключается в проведении исследования на большой выборке испытуемых дошкольного возраста при организации индивидуальной формы диагностического процесса.
Структура работы: исследование состоит из 80 страниц, содержит введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список литературы, включающий 14 источников, приложение.
База исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ
1.1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик
Согласно определению Конюхова Е.Ю. проективные техники – это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт [10, стр. 32].
Собственно проективная методика по Олешкову М.Ю. и Уварову В.М. – это метод психологической диагностики, основанный на феномене проекции. Под проекцией будем понимать такой феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам, в частности, другим людям, особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду [11, стр. 29].
Сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых. Так, например, методика «Нарисуй человека», разработанная К. Маховером в 1946 г. на основе теста Ф. Гудинаф с целью диагностики личности в детском и подростковом возрасте, имела жёсткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта [11, стр. 30].
Акулов В.А. и Кудренок Т.А. среди наиболее существенных признаков проективных методик выделяют использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать. Истинная диагностическая цель проективных методик замаскирована от испытуемого, что снижает риск получения таких ответов, которые позволяют произвести желательное впечатление на экспериментатора [2].
Принято различать следующие группы проективных техник:
1) методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
2) методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
3) методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
4) методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
5) методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
6) методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
7) методики изучения экспрессии: к ним относятся методики, в которых диагноз личностных свойств выносится с опорой на анализ изобразительной деятельности индивида. Именно эти методики проективных техник называют графическими или рисуночными.
Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека, тогда как количественные – с умственными способностями. Так как рисунок является продуктом уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жёстких догматических критериев. При подобном подходе всё богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность.
Однако психологу-практику необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке «послания».
Итак, Акимова М.К. описывает некоторые положения, необходимые психологу для овладения искусством интерпретации рисуночного теста [1].
1) Интуитивная стадия, собирающая впечатления от всей работы. На готовый рисунок очень важно взглянуть целиком, прежде чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд на ту информацию, которую передаёт рисунок. Первое впечатление от рисунка зачастую помогает понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя.
2) Специфический детальный анализ работы. Психолог, логично использует положения руководства по интерпретации. Детали, которые привлекли внимание, как правило, являются очень значимыми. Это может быть необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний, необычное расположение фигуры на рисунке. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое «послание».
3) Интеграция информации. На этом этапе анализируется весь полученный материал и соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. Таким образом, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных.
Оригинальность интерпретации рисунка во многом зависит от направления работы психолога. Психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детства, семейный психотерапевт увидит в этом же рисунке актуальные чувства в отношении членов семьи. При этом все интерпретации совершенно справедливы, но отражают различные аспекты жизни человека. Поэтому, важным моментом является правильный подбор рисуночного теста. Тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука может быть идеальными для определения чувств по отношению к членам семьи, тогда как тест «Нарисуй человека» К. Маховера больше подходит для определения чувств в отношении самого себя.
Итак, заключая исследование научно-методической основы интерпретации рисуночных тестов, отметим, что, как и любые другие методы диагностики личности методики изучения экспрессии требуют качественного методического подхода в проведении и особой аналитической работы при интерпретации результатов. Психолог должен быть знаком со всеми особенностями проведения рисуночного тестирования, особенно в работе с детьми. Преимущества и ограничения применения рисуночных тестов опишем далее.
1.2. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов
Анастази А. выделяет ряд преимуществ рисуночных тестов [4, стр. 54]:
1) рисуночные методики могут предоставить богатую и разностороннюю информацию об индивиде за короткий промежуток времени;
2) обширность возрастного диапазона применения, охват детского возраста;
3) использование рисования как общедоступного вида деятельности;
4) возможность получения информации не только о личностных чертах, но и о психических состояниях;
5) поскольку испытуемый не знает о способах и характере психологической интерпретации рисунка, результаты тестирования практически не контролируются его сознанием и не отражают влияния установок (например, на социально одобряемые ответы) на результат тестирования.
Наряду с преимуществами, рисуночные тесты обладают достаточно строгими ограничениями. Психолог может неверно вынести диагноз в связи с некоторыми причинами:
1) испытуемый, особенно ребенок, может не воспринять задание как исследование, и не отразить в рисунке существенных сторон личности, находясь под впечатлением недавно произошедших событий, к примеру, просмотра интересного мультфильма;
2) возникновение крайнего субъективизма в трактовках психолога, когда он интерпретирует лишь очевидных показатели. Однако очевидные показатели, хоть и имеют понятный символический смысл, но не всегда являются достоверным ключом к раскрытию личности испытуемого. А. Анастази советует практикам не забывать об иллюзорной валидизации, которая опирается на культурные и социальные стереотипы, присущие индивидам [4, стр. 56]. Так, большие и необычные глаза в рисунке человека экспериментатор может рассмотреть как признак подозрительности, а большую голову – как озабоченность интеллектуальными проблемами. Однако Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. делают акцент на том, что такие трактовки не подтверждаются [6, стр. 64].
3) отсутствие объективности в определении их параметров. Конечная интерпретация рисунка зависит от навыка и опыта психолога. «Наклон фигуры», «много стирания» в рисунках методики «Дом-Дерево-Человек» могут быть по-разному оценены двумя разными психодиагностами;
4) построение интерпретационных схем по принципу словаря, когда каждый параметр рисунка однозначно связывают с определенной чертой. Так, облака в рисунке «Дом-Дерево-Человек» трактуются как тревожность испытуемого. Между тем отдельный показатель рисунка не является диагностически-значимым и вне системы других признаков не подлежит трактовке. Только комплекс показателей, каждый из которых указывает на проявление одной и той же черты, может с определенной вероятностью свидетельствовать о ее выраженности у испытуемого.
Преимущества и ограничения проективных рисуночных методик становятся предпосылкой возникновения ряда особенностей в процессе обследования детей. При этом, чем младше ребенок, тем больше нюансов возникает в исследовании. В рамках настоящей работы рассмотрим особенности диагностической работы с детьми дошкольного возраста. Результаты изучения скрининговой диагностики дошкольников с помощью рисуночных тестов представим в следующем параграфе.
Показать больше