Фрагмент для ознакомления
2
Дата проведения занятия 10.10.2017.
Предмет русский язык и культура речи.
Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания».
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок с элементами проблемного исследования.
Цели урока:
1) Обучающая: научить школьников выстраивать алгоритм определения типа предложения и таким образом определять вид предложения по цели высказывания.
2) Развивающая: развивать навыки в области понимания и использования интонационных конструкций речи.
3) Воспитательная: воспитывать культуру речи, умение излагать мысли и строить предложения.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, часть 1.
Словарь русского языка С. И. Ожегова
Презентация с отрывками текстов Н. Носова и А. Пушкина.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационный этап Учитель мотивирует познавательную активность детей путем эмоционального поощрения и создания познавательного интереса.
«Ребята, мы изучили прошлую тему до конца и ваши результаты меня очень порадовали. Теперь нам предстоит поработать над новой темой, «Виды предложений по цели высказывания», ее название записано на доске. Это очень интересная тема, которая поможет нам лучше понять героев книг и самим научиться говорить красиво и правильно, надеюсь, что мы справимся с ней хорошо». Учащиеся открывают тетради, записывают тему урока.
2. Ориентировочный этап Учитель помогает детям актуализировать имеющиеся знания, создавая проблемную ситуацию.
«Посмотрите на текст, представленный на проекторе, давайте прочитаем его вслух по одному предложению и обсудим».
Текст по книге «Фантазеры» Николая Носова.
«- Зачем тебе спички? – спрашивает бабушка.
- Я, - говорит, - разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится и из нее получится резина.
- Еще чего выдумаешь! – замахала руками бабушка».
«Что делает бабушка в первом предложении? Да, она задает вопрос, об этом нам говорит сам автор. А мальчик в следующем предложении? Он объясняют бабушке свою идею, то есть повествует о ней. Ребята, все ли знают, что такое калоша? Это вид резиновой обуви.
Посмотрим внимательно на последнее предложение, кто-то может прочитать его эмоционально и с выражением? Вы почувствовали, что бабушка здесь не спрашивает мальчика, какие еще идеи он придумал, а глубоко возмущается его поведением? Как вы это поняли? Да, нам помог восклицательный знак, но помимо него, существует еще и интонация, которая сильно меняет смысл предложения.
Пожалуйста, теперь откройте свой учебник на странице 70, это 29 параграф». Учащиеся читают предложения вслух, вдумываются в интонирование предложений, отмечают интонационный настрой героев книги, отвечают на вопросы педагога. Происходит обращение к уже имеющимся знаниям о видах предложений, которые получены детьми во время чтения художественной литературы.
По необходимости один человек или двое практикуются в работе со словарем, чтоб зачитать остальным определение слова «калоша».
Дети обращаются к учебнику с готовностью воспринимать новый учебный материал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебному пособию Русская словесность. 5 класс. Книга для учителя. — М.: Дрофа, 2004. — 126 с.
2. Васильевых И. П. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя. — 2-е изд., стереотип. — М.: Мнемозина, 2010. — 365 с.
3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 1. М.: Просвещение, 2012. – 193 с.
4. Методические рекомендации по введению ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/631899/
5. Носов Н. Фантазеры. М.: Самовар, 2016. – 96 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство: М.: Азбука; Издание 3-е, 1996. - 928 с.
7. Челышева И. Л. Все уроки русского языка. 5 класс. Харьков: Основа, 2009. — 303