Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время обществу требуются образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие принимать обоснованные решения. Особенно важным становится воспитание творческой личности, что подразумевает умение критически оценить полученные данные, провести их анализ и оценку, выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы, а может быть, и изобрести новый.
В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. той самой ситуации успеха, при которой каждый обучающийся может себя реализовать. Педагог, проработавший в школе более десяти лет, отмечает, что урок учитель вынужден вести на среднего ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики теряют интерес к обучению, а «слабые» искусственно перестают учиться самостоятельно. Что необходимо для того, чтобы каждый обучающийся работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материал? Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т. е. учет типичных индивидуальных различий учащихся [27].
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка как средство создания успеха для младших школьников .
Объектом исследования является процесс создания успеха для младших школьников .
Предмет исследования – технология уровневой дифференциации на уроках русского языка .
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие уровневой дифференциации.
2. Проанализировать педагогические приемы создания ситуации успеха на уроках .
3. Рассмотреть практические аспекты создания ситуации успеха средствами уровневой дифференциации на уроках русского языка .
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты технологии уровневой дифференциации как средство создания успеха для младших школьников
1.1. Понятие о технологии уровневой дифференциации
Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные универсальные учебные действия позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
- учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно - ориентированного обучения;
- дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
Понятие дифференциация трактуется как форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности.
В настоящее время выделяют несколько направлений дифференциации обучения: по образовательным целям; уровням выполнения заданий; времени (обучения, выполнения заданий); содержанию учебного материала; структуре учебного материала; видам учебной деятельности; способам применения знаний; оценке деятельности; степени самостоятельности обучающихся; характеру помощи; форме учебных действий.
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения [15].
Изучив новый УМК стандартов второго поколения, учащимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Материал учебников, в частности по русскому языку и литературному чтению позволяет учителю применять различные способы дифференциации. В учебниках номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены различными значками. На протяжении всего периода обучения используется рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни материал, изученный ранее». В рамках урока большинство заданий построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть. То есть имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. В дополнение к учебникам изданы тетради. В них находится избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объёму учебного материала.
Виды дифференциации определяются исходя из индивидуально-типологических особенностей учащихся. Традиционно различают следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, интересам, склонностям, прогнозируемой профессии. В основании деления находятся те признаки и индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют разделить их на группы. Деление на виды дифференциации условно, так как в некоторых формах дифференциации учитывается не одна группа индивидуально- типологических особенностей, а несколько.
Дифференциация обучения позволяет присущими ей свойствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в от
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анохина, Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. Н. Анохина // Начальная школа, 2009. № 12.С. 57-59.
2. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана / Ю.В. Андреева // Образование и наука. -2012.-№4
3. Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
4. Дейкина, А.Д. Уроки русского языка: форма и содержание / А.Д. Дейкина // Образование в современной школе. 2000. №3. С. 15-19.
5. Жданова, Р.А. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению / Р. А. Жданова // Начальная школа. 2007.
№ 10. С. 29-34.
6. Копылова, М.А. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению / М. А. Копылова // Начальная школа.2007. № 6. С. 70-71.
7. Кургина, Н. И. Дифференцированный подход в начальном обучении / Н. И. Кургина // Начальная школа. - 2016. - № 10 - С. 27-30.
8. Ларионова, И.А Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель - ученик: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. 127 с.
9. Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2008. - № 4. - С. 11-21.
10. Мезенцева, Т.М. Повышение интереса учащихся к русскому языку и мотивация их учебной деятельности / Т. М. Мезенцева // Преподавание русского языка в условиях модернизации образования: материалы IV Всерос. науч. практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т; гл. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2011. С. 141-
11. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О. В. Михайлова // Начальная школа плюс
до и после. 2013. № 12. С. 48-50
12. Осмоловская, И. М. Дидактика : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Осмоловская. - М. : Академия, 2006. - 238 с.
13. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе : [монография] / И. М. Осмоловская. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998. - 160 с.
14. Паршутин, И. А. Методы стимулирования учебной деятельности /
И. А. Паршутин // Справочник классного руководителя. 2019. No 4. С. 25-32.
15. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования как процесс и результат / А.В. Перевозный // Инновации в образовании. - 2010. - № 8. - С. 82-94.
16. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 5. - С. 21-27.
17. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 164 c.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн,
А. В. Брушлинский., К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с
19. Селиверстова, В. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников / В. Селиверстова // Учитель. - 2012. - № 4. - С. 43-48.
20. Скворцова, М.А. Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника / М.А. Скворцова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014- №4.
21. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев., Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2005. 576 с.
22. Снопко, Н. Т. Ситуация успеха на уроке: [из опыта преподавания
рус. яз. в проф. лицее № 340 Москвы] / Н.Т Снопко // Профессионал. 2008. № 5.
С. 19-20.
23. Суворова, Г. Ф. Как продуктивно использовать дифференцированное обучение / Г.Ф. Суворова // Народное образование. - 2015. - № 5 - С. 164-171.
24. Ткачук, Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Л. Ткачук//Школа. - 2006 - № 6 - С.37-39 .
25. Чернышева, Т. Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации / Т. Ю. Чернышева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1. - С. 56-63.
26. Ухарских, Т. В. Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы) / Т. В. Ухарских. - Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 96-99. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10165/ (дата обращения: 21.12.2021).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373).