Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общение неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций практического подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А. Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, это ее элемент, условие. Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д. Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте); другие (А. А. Леонтьев) – одним из видов деятельности (например, речевая деятельность). Третья точка зрения (Б. Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие и взаимосвязанные деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б. Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, передачи черт характера, формирования установок личности, ее позиции. Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни малой группы, в которой люди находятся в постоянном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.
В деловом общении сотрудников учреждений культуры существует определенная система отношений на разных уровнях: взаимодействие сотрудника и пользователя, между собой в рамках корпоративной культуры профессиональной деятельности, взаимодействие с другими структурами в контексте деятельности паблик рилейшнз.
В деловом и межличностном общении сотрудников учреждений культуры произошли существенные изменения. Видоизменился его объём и характер. Общение стало занимать существенное место в структуре рабочего времени и свободного времени посетителей.
Важная составляющая профессиональной деятельности сотрудников учреждений культуры – это участие учреждений культуры в организации общении. Деловое общение многогранно: сотрудник взаимодействует с рядовым посетителем, посетители друг с другом, с приглашенными интересными собеседниками. В широком смысле слова в последние годы учреждения культуры начинают выступать организатором общения различных слоев общества, региональных властных структур, общественных организаций, этнических культур, субкультур, что дает основание выделять ее особую роль в формировании гражданского общества [20, С. 82].
Проблема делового общения в последнее время привлекает теоретиков и практиков. Это связано с повышением статуса отдельной личности, с изменением социально-нравственной атмосферы в обществе. С учётом актуальности данной темы объектом данного исследования является деловое общение.
Объект исследования – коллектив МКУК «МДК «Прометей».
Предмет исследования – деловое общение.
Цель исследования – выявить значение делового общения в профессиональной деятельности сотрудников учреждений культуры.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «общение»;
2. Изучить виды, стили, формы, средства делового общения;
3. Изучить этические особенности делового общения;
4. Выработать рекомендации линий поведения сотрудников.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных авторов, справочная и учебная литература, статьи и элементы публицистики.
Методы исследования:
– анализ учебной и справочной литературы;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993г. : с изм., одобрена в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc/ ( дата обращения : 23.01.2021). – Текст : электронный.
2.Кодекс этики российского библиотекаря. Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, г. Тюмень. – URL: http: //www.rba.ru/content/about/doc/codex.php (дата обращения: 26.11.2021). – Текст : электронный.
3. Кодекс профессиональной этики для работников краевых государственных учреждений культуры в образовании в области культуры : утв. 06.11. 2013 / Министерство культуры Красноярского края. – Красноярск, 2013. – [4] с. – Текст : непосредственный.
4. Алексина, Т. А. Деловая этика : учебник для СПО / Т. А. Алексина. – Москва :Юрайт, 2018. – 384 с. – Текст ; непосредственный.
5. Антонова, Л. Е. Этика и психология профессиональной деятельности /Л.Е. Антонова. – Москва, 2016. – 295 с. – Текст : непосредственный.
6. Борисов, А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. – Москва : RISK. 2014. – 184 c.– Текст : непосредственный.
7. Гузнер, С. С. Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика : науч.-метод. пособие / С. С. Гузнер, Л. А. Кожевникова, О. В. Макеева. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2018. – 159 с. – Текст : непосредственный.
8. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: Современная версия / В.И. Даль – Москва : Эксмо, 2016. – С.599. –Текст : непосредственный.
9. Езова, С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : науч-практ. пособие / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2018. – 94 с. – Текст : непосредственный.
10. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности :учебник для СПО / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под ред. А. В Каменца. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 185, [7] с. – Текст : непосредственный..
11.Кленова, М. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие для студентов гуманитарных факультетов / М.А. Клёнова. – Саратов, 2015. – 48 с. – Текст : непосредственный..
12. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений /А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 366 с.– Текст : непосредственный.
13. Коленько, С. Г. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебник и практикум для СПО / С. Г. Коленько. – Москва : Юрайт, 2018. – 370 с. – Текст : непосредственный.
14. Любимова, О. В. Нас связало искусство / О. В. Любимова, А. А. Зражевский. – Текст : непосредственный. // Современная библиотека. – 2016. – № 9. – С. 40-41.
15. Профессиональная этика и служебный этикет : учебник / под ред. В. Я. Кикоть. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. – 559 с – Текст : непосредственный.
16. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавриата /ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышова. – 7-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 408 с. – Текст : непосредственный.
17. Собольников, В. В. Этика и психология делового общения : учебник и практикум для СПО / В. В. Собольников, Н. А. Костенко ; под. ред. В. В. Собольникова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 201, [20] с. – Текст : непосредственный.
18. Формирование профессионально важных качеств : материалы междунар. заочн. науч. конференции (г. Уфа, 2011). – Уфа, 2016.– Текст : непосредственный.
19. Шеламова, Г. М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности : учебник / Г.М. Шеламова. – 3-е изд.. стереотип. – Москва : Академия, 2014. – 178 с. – Текст : непосредственный.
20. Шрайберг, Я. Л. Повышение квалификации библиотечно-информационных работников: современный подход : учеб-метод. пособие / Я.Л. Шрайберг, А. О. Адамьянц. – Москва : Литера, 2018. – 126 с. – Текст : непосредственный.
21. Тогунова, Е. Д. Корпоративный стиль / Е. Д. Тогунова. – Текст : электронный // Инновационная наука. – 2017. – № 7. – URL : http://cyberleninka.ru/(Дата обращения : 27.11.2021)..