Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в самой евангельской церкви существует запрос на понимание сущности понятия «наставничество». Дело в том, что длительное время термин наставничество понимался в смысле знакомства, введения новых людей в церковь. Однако это не совсем полное и правильное понимание данного термина. Ситуация дополнительно усугубляется тем обстоятельством, что сегодня можно насчитать несколько сотен работ, изданий или записок различных пасторов посвященных вопросам понимания наставничества.
При этом нужно отметить, что единого закрепленного объяснения понятию «наставничество» как не было, так и нет. Точно так же нет единого понимания собственно механизма наставничества. Вот здесь нужно особо отметить, что каждый пастор в отдельности понимает наставничество по своему, в меру собственной Веры и представлений о своем месте в Церкви.
С другой стороны термин «наставничество» довольно подробно описан, как в древних документах оставленных основателями христианства, так и в более поздних трудах отцов Церкви.
В то же время нужно отметить, что многочисленные работы ученых богословов, религиоведов и представителей Церкви показывает, что проблема наставничества гораздо глубже, чем может показаться. Дело в том, что наставник – это не просто опытный товарищ, который должен передать молодому единоверцу свои знания.
По своей сути наставник в Церкви – это учитель, который ведет, поддерживает, помогает и объясняет молодому единоверцу пройти все стадии молодого верующего. При этом нужно отметить, что наставник помогает единоверцу самостоятельно найти ответы на мучающие его вопросы. Кроме этого наставник – это еще и источник укрепления веры для молодых или для сомневающихся прихожан.
Соответственно пастор – это не просто священник. Пастор – это своего рода ответственный работник Церкви, который доносит до верующих голос Бога и голос Церкви. Однако при этом задача пастора укрепить веру сомневающихся единоверцев, разъяснить прихожанам те или иные сложные вопросы, при необходимости оказать помощь тем прихожанам, которые попали в сложную ситуацию, и помочь мирянам или представителям других религий прийти в Церковь.
Проблема же состоит в том, что бы найти в деятельности наставника консенсус. Ведь по большому счету наставник должен заниматься не только работой с паствой в здании самой церкви, но и за ее пределами. Основная масса проблем в жизни верующего человека находит свое воплощение вне стен церкви, в мирской жизни человека.
Цель исследования – выявить особенности развития принципов наставничества в евангельских церквах: от отцов Церкви до наших дней.
Объект исследования – наставничество.
Предмет исследования – развитие принципы наставничества в евангельских церквах.
Задачи исследования:
1. Дать определение наставничеству.
2. Рассмотреть историю наставничества.
3. Выявить особенности наставничества в наши дни.
4. Выявить перспективы наставничества в современном мире.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Развитие наставничества в истории Церкви
1.1. Анализ подхода отцов Церкви к методологии наставничества
Наставничество (Ученичество) именуется процесс приложения помощи наставников для духовного роста и преображения учеников. В качестве наставника выступает человек достигший духовных высот.
Ученичество происходит на всех стадиях духовного роста христианина. Начинается оно со знакомства человека с христианством, переходит с одного уровня на другой, и закончится только тогда, когда мы встретимся с Господом .
Послание к Филимону – очень хорошая иллюстрация взаимодействия между разными уровнями учеников: Павел и Филимон, Павел и Онисим, Филимон и Онисим. Павел и Филимон были сотрудниками, — это один уровень ученичества. Онисим – новообращенный христианин, — и это другой уровень ученичества. Разные уровни духовной зрелости людей диктуют свои подходы к наставничеству .
К тому же каждый человек индивидуален. Поэтому то, что подходит для обучения одного, совсем не применимо для другого. Для каждого уровня ученичества нужны свои инструкции и подход, и послание к Филимону – пример тому.
Христианское ученичество начинается с благовестия и продолжается заботой о человеке, который услышал, может впервые, благую весть. Выполнение нами великого поручения Христа о евангелизации мира может быть только тогда эффективным, когда оно происходит в контексте ученичества.
При встрече с неверующим человеком, мы должны иметь желание обучить его основам христианства, не дожидаясь момента покаяния. Свое обращение к ученикам Иисус Христос начинает со слов: - … идите, научите все народы» (Матфея 28:18-20), и они являются отправной точкой в выполнении великой миссии его последователей – донесении вести о спасении через веру в Иисуса Христа всем народам .
Понятие «родить» в новом завете означает привести к вере в Иисуса Христа. В послании Коринфянам 4:15 написано, что через благовестие, человек верует во Христа, и рождается для новой жизни. А Иоанн в 3 главе своего евангелия, пишет, что рождение свыше, от воды и Духа, является выражением и следствие веры в Иисуса Христа (Иоан.3:3,5,14-16). Поэтому когда Павел пишет, что он родил Онисима, то это означает, что он привел его к вере в Иисуса Христа.
Конечно, можно и нужно наставлять любого уверовавшего человека. Но если мы говорим об эффективности ученичества, то плодотворнее обучать того, кто пришел к вере во Христа через свидетельство наставника. Такое ученичество происходит естественно и безболезненно .
Подобно тому, как ребенка, который родился в семье, естественней воспитывать, нежели приемных детей. Брать на воспитание брошенных детей – это очень благородно, но для этого нужно многому научиться, понять психологию оставленного ребенка и правильно выстраивать взаимоотношения с ним .
Так и в духовном плане – приводя человека ко Христу, мы знакомимся с его проблемами и в процессе ученичества помогаем ему решать их. Если же мы становимся наставником для уверовавшего не через наше личное свидетельство, то нам нужно будет ближе познакомиться с человеком, расположить его к себе, чтобы он захотел принять наше наставничество .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акутина С.Л., Калинина Т.В. Актуальные проблемы наставничества: опыт и тенденции нового времени // Международный научно-исследовательский журнал. – № 4-3 (106). – 2021. – С. 8-13
2. Андреева Я.Н. Принципы хорошего наставничества // СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 1(17). – С. 127-131
3. Гари Коллинза «Пособие по христианскому душепопечению» / Пер. с англ. А.А. Баев. Спб.: Мирт, 2003.
4. Добыкин Д.Г. Наставничество и отцовство в христианстве. // Окружной этап Международных Рождественских образовательных чтений "Межрегиональные Знаменские образовательные чтения" (Северо-Западный федеральный округ), 13-15 декабря 2012 г. Традиционные ценности и современный мир: материалы конференции / Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО [и др.]. - Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.
5. Николаев В. Как выглядит настоящее ученичество? // Институт церковного служения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bogoslovie.net/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/ (дата обращения 04.01.2023)
6. Подлинно-библейское душепопечение: богословие наставничества в поместной церкви / Пол Тотджес: [пер. Р. Е. Горяинов]. - Санкт-Петербург: Библия для всех, 2009. – 264 с.
7. Сандерс М. Сила наставничества. – М.: Мирт, 2013. – 203 с.
8. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том одиннадцатый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1913 год. 1913. С. 407—419.
9. Хадидиан А. Успешное наставничество – Чикаго: Муди Пресс, 1979.