Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данного исследования, посвященного анализу одного из поэтических сборников В.С. Высоцкого «Нерв», может быть обоснована с помощью следующих доводов. Поэтические произведения В. Высоцкого по-прежнему волнуют и захватывают современного читателя, потому что темы, нашедшие в них отражение, – вечные, непреходящие. Это темы военного подвига, человеческих взаимоотношений, свободы творчества, духовных исканий, самопознания. Острота и напряженность чувств, переданные в стихотворениях сборника, хорошо знакомы читателю XXI века, потому что, несмотря на грандиозные социально-экономические и политические перемены, чувства, переживания, мысли людей остаются прежними. По-прежнему не утрачивает актуальности поиск ответов на вечные вопросы.
Объект исследования – тематические и языковые особенности поэтического сборника В.С. Высоцкого «Нерв». Предмет исследования – особенности отражения мировоззрения советского человека в стихах сборника «Нерв».
Цель данной работы – проанализировать особенности мировоззрения советского человека на материале стихов В. Высоцкого, вошедших в сборник «Нерв». Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать мужество на войне как базовую духовную ценность советского человека;
2) рассмотреть особенности реализации категории свободы в стихах Высоцкого;
3) охарактеризовать особенности передачи мировоззрения советского человека через реалистические и символические образы в сборнике В.С. Высоцкого «Нерв»;
4) проанализировать художественные приемы и языковые средства выражения человеческих взаимоотношений и мировосприятия в сборнике Нерв».
Материал исследования – стихи поэтического сборника «Нерв» В.С. Высоцкого.
Методологическую основу работы составляют научные труды литературных критиков ХХ века-XXI века. Различные тематические направления творчества Высоцкого подробно проанализированы в трудах многих исследователей, в частности, в работах В. Алейникова, Ю.Н. Блинова, А.В. Кулагина. С.Н. Руссовой, Е.И. Солнышкиной, Е.Г. Шевякова и др. В. Алейников считает, что феномен Высоцкого заключается, прежде всего в том, что, будучи порождением советской эпохи, которая тормозила его творческие порывы, не давала развиваться таланту, он не отвернулся от нее и в своих песнях создал образ советского человека, которого ежедневно встречал его на улицах и в городах.
Методы исследования: биографический, сравнительный, системный, контекстуальный анализ.
Работа включает введение, заключение, список литературы и основную часть, представленную двумя главами, содержание которых соответствует цели и задачам исследования. Первая глава посвящена рассмотрению системы ценностей советского человека, отраженных в стихах сборника «Нерв». Во второй главе проанализировано тематическое многообразие сборника, а также особенности художественных приемов и языковых средств выражения человеческих взаимоотношений и мировосприятия в сборнике Нерв».
Глава 1. Система ценностей советского человека в стихотворениях сборника «Нерв»
1.1. Мужество на войне как духовная опора советского человека
К теме войны обращались многие поэты и прозаики. Данная тема представляет собой неиссякаемый источник для творчества. И в поэтических, и в прозаических произведениях представлены разнообразные подходы к раскрытию темы войны, темы подвига советского народа. В творчестве В. Высоцкого эта тема является одной из доминирующих.
Сам поэт принадлежит к поколению «дети войны», он родился в 1938 году. Ему не пришлось принимать участие в боях, хотя в суровые военные годы и он, маленький мальчик, вносил свой посильный вклад в приближение победы. В своем автобиографическом стихотворении о детстве В. Высоцкий с бравадой пишет о том, как «плевал я, здоровый трехлетка, на воздушную эту тревогу», о том, как тушил «зажигалки», как срывал маскировку с окон.
Тема войны столь значима для В. Высоцкого потому, что это часть его биографии, что характерно для людей его поколения. Война в той или иной степени затронула жизнь каждой семьи. Высоцкий рос среди людей, вернувшихся с войны и среди тех, кто потерял на ней своих близких. Его отец был офицером, что стимулировало интерес Высоцкого сначала к военной атрибутике, к рассказам о военных событиях, а в более зрелом возрасте – интерес к психологии людей, прошедших войну. Стремление поэта проникнуть в самые глубины этой психологии и как можно точнее выразить мысли и чувства человека на войне обусловило ту особенность его творчества, что большинство его произведений написаны от первого лица. Высоцкий словно пропускает мысли и чувства героев через свои мозг и сердце. В каждом своем стихотворении он вживается в образ главного героя. Это получается настолько удачно, что Высоцкого нередко отождествляют с героями его стихотворений, точнее – песен, т.к. все произведения исполнялись поэтом в музыкальном сопровождении гитары. Герои поэтических произведений Высоцкого о войне разнообразны. Это и мужественные саперы из особой роты («Черные бушлаты»); и разведчики, выполнение боевого задания которыми было достигнуто ценой жизни трех из них («Разведка боем»); и летчик-истребитель, герой одного из самых эмоциональных произведений поэта о войне, своеобразие которого в том, что рассказ ведется от лица самолета, и многие другие. Образы героев подчас предельно трагичны. Несмотря на свою стойкость, они все же люди, которые могут испытывать боль, горе, слабость. Тонкий психологический подход поэта к раскрытию характеров героев, их смятения, отчаяния, тоски прослеживается в стихах «Песня о госпитале», «Песня о моем старшине», «Он не вернулся из боя». По мнению Р. Рождественского, составителя сборника В. Высоцкого «Нерв», песня «Он не вернулся из боя» – одна из главных в творчестве поэта. Р. Рождественский отмечает, что, помимо интонационной и психологической достоверности, в этой песне «есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Все дело в судьбе…Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле. Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут».
Исследователь Е.Г. Шевяков справедливо утверждает, что прошлое служит ценностной опорой для авторского пафоса В. Высоцкого, источником сил и положительного взгляда на мир.
Своеобразие художественного метода Высоцкого в сборнике «Нерв» проявляется в том, что подвиг изображен им не в ореоле героического пафоса, а как неотъемлемая, повседневная реалия военных будней. Мужество – это не нечто из ряда вон выходящее, это естественное состояние военных ге
Показать больше