Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Настоящему российскому обществу свойственно стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение и использование во всех сферах общественной жизни. Это вызвало появление новейших средств массовой информации – веб-сайтов, социальных сетей и блогов, которые существенно ослабили позиции традиционных аудиовизуальных средств массовой информации (радио и телевидение) в медиапространстве. Понятно, что молодежь, и особенно ее студенческая часть, будучи основным источником и двигателем социальных преобразований, стоит в авангарде таких изменений. Сейчас большинство молодых россиян тяжело или вообще не представляет своей жизни без интернета, социальных сетей и специальных гаджетов, которые предоставляют быстрый доступ к практически безграничному массиву оперативной информации.
В целом происходит тотальная цифровизация общества, которая полностью меняет стиль и специфику медиа-потребления. Интернет является привычной средой обитания для поколения миллениалов, он проник почти во все стороны их жизни и даже создал новый тип человека – homo interneticus, человек интернетизированный. Современная молодежь в основном потребляет только новейшие СМИ (интернет и социальные сети), поскольку они предоставляют возможность быстрого получения в режиме 24/7 только той части информации, которая им нужна здесь и сейчас, не обращая внимание на ее низкое качество, манипуляционное воздействие и отсутствие воспитательных и ценностно-смысловых паттернов.
В то же время все больше молодых россиян начинают испытывать недостаточность информации, которую предоставляет интернет, ее несовершенство и сложность поиска действительно достоверного контента и его объективного основательного анализа.
В условиях трансформации политической и социально-экономической жизни российского социума студенты особенно чувствуют потребность и большой интерес к ознакомлению с материалами тех СМИ, которые являются традиционными для их родителей и старших родственников, то есть телевидения и радио. Однако отсутствие привычки и фактическое неумение работать с ними, слушать передачи на радио и смотреть на телевидении исключительно тот контент, который предлагают масс-медиа, приводит к падению популярности этих СМИ среди студенческой аудитории.
При таком состоянии все больше ученых отмечают быструю гибель традиционных СМИ, которые полностью теряют своего потребителя. В то же время в российском медиапространстве довольно разветвленная сеть радиостанций и телеканалов, которые в условиях социальных изменений постоянно находят своего сторонника (и среди молодежи также), что свидетельствует о необходимости их существования в российском медиапространстве. Итак, основная проблема исследования заключается в наличии противоречия между существованием объективной потребности в выявлении реального состояния популярности традиционных аудиовизуальных масс-медиа среди студенческой молодежи, что можно осуществить только путем проведения и анализа результатов конкретно-социологических исследований и сосредоточением внимания большинства исследователей на установлении особенностей функционирования новейших СМИ и их потребления студенческой средой.
Анализ последних исследований и публикаций. Характеризуя научное наследие с проблематики функционирования СМИ и их взаимодействий с молодежной аудиторией, стоит отметить наличие нескольких направлений изучения и соответствующих публикаций. Базовыми для нашего исследования стали научные работы, посвященные тематике интереса молодежи к радио, которую изучали В.И. Баранова, А. Бубукин, М.А. Василик, С.Д. Балмаева, Р.Р. Гамбарато, М.Е. Голобородько, И.В. Деева, С.В. Кравченко, С.П. Лиджиева, Е.А. Марсавина, Ю.О. Медоева, А. Мурад, М.М. Назаров, А.Г. Пастухов, А.А. Рыбаченко, Н.Е. Синицына, Н.Ю. Хлызова, Ф.И. Шарков, А.А. Шнайдер и прочие.
В то же время следует отметить, что имеющаяся тенденция сосредоточения внимания исследователей лишь на вопросах преимуществ и недостатков потребления молодежью только новейших СМИ. Но выявление специфики потребления молодежной аудиторией традиционных аудиовизуальных СМИ, которые больше всего тяготеют по наполненности и контенту к интернет-сегменту, и анализ их популярности в студенческом социуме с социологических позиций практически остается без внимания ученых.
Поэтому насущной является потребность в исследовании интереса молодежи к радио.
Объект исследования: масмедиа как средство социального контроля.
Предмет исследования: радиовещание.
Цель исследования: изучить особенности взаимоотношений молодежи и радио: слушает ли молодежь радио.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность современного медиапотребления;
- провести сравнение телеаудитории с радиолюбителями;
- проанализировать исследования и опросы молодежи в отношении к радио;
- определить проблему развития заинтересованности молодежи к радио.
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 27 страниц печатного текста.
1. Обобщенная характеристика молодежного медиа-потребления и взаимосвязи с другими процессами в медиапространстве
1.1 Сущность современного медиапотребления
Полным ходом идет активная цифровизация общества. Цифровые устройства, планшеты, коммуникаторы, медиаплееры, мобильные телефоны меняют стиль медиапотребления. Также следует учитывать и недорогой широкополосный Интернет. За последние несколько лет изменились темпы жизни современного человека.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бубукин А. Брендинг на радио – важнейшая составляющая успеха / А. Бубукин // Бренд-менеджмент. – 2005. – № 1. – С. 52-58.
2. Василик М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.]. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
3. Балмаева С.Д. Новые матрицы для понимания российских "новых медиа" // Вестн. Гуманитар. ун-та. – 2020. – № 1. – С. 159-161
4. Гамбарато Р.Р. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив / Гамбарато Р.Р., Лапина-Кратасюк Е.Г., Мороз О.В. // Шаги/Steps. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 20-46
5. Голобородько М.Е. Студенческое радио как СМИ: развлечение или информация? (На примере радиостанции "первое студенческое радио на Кубани") // Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Кубанский гос. ун-т, Факультет журналистики, кафедра рекламы и связи с общественностью. – Краснодар, 2020. – С. 207-212.
6. Деева И.В. Формирование контент-стратегии современного интернет-радио / И.В. Деева, А.В. Муха, Н.И. Федосеева // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – Т. 12, № 1/2. – С. 92-100.
7. Кравченко С.В. Переформатирование радиостанций: путь к успеху / С.В. Кравченко // Медиаскоп: электрон. науч. журн. – 2019. – № 1. – С. 16
8. Лиджиева С.П. Специфика создания студенческого радиовещания на базе университета / С.П. Лиджиева, С.Н. Гикис // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 324-325.
Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. – М.: Праксис, 2005. – 25 с.
9. Марсавина Е.А. Медиаобразовательный потенциал современного отечественного студенческого радио (на примере работы студенческой радиостанции Алтайского государственного университета «Планета радио») / Е.А. Марсавина // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 4 (26). – С. 166-170.
10. Марсавина Е.А. Основные типологические характеристики студенческого радиовещания на современном этапе / Е.А. Марсавина // Медиасреда. – 2018. – № 14. – С. 62-67.
11. Медоева Ю.О. Литературные программы на радио: функции и перспективы развития / Ю.О. Медоева, Е.С. Зубаркина // Журналистика – вызовы времени : сб. науч. ст. каф. журналистики и медиакоммуникаций / под ред. Т.Н. Владимировой, В.А. Славиной, Н.В. Кодола. – М., 2018. – С. 52-55
12. Мурад А. Наука начинать, или что должен знать каждый менеджер новых медиа / А. Мурад // Журналист. – 2021. – № 10. – С. 53-54
13. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования / M.М. Назаров. – М.: Авантиплюс, 2014. – 427 с.
14. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура / А.Г. Пастухов // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. Сер. Гуманитар. и социал. науки. – 2015\\21. – № 1 (64). – С. 182-188
15. Рыбаченко А.А. PR и рекламная деятельность радиостанции в современных экономических условиях / А.А. Рыбаченко // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III междунар. науч.-конф. конф. – Краснодар, 2020. – С. 93-98.
16. Синицына Н.Е. Проблемы и перспективы развития музыкальных радиостанций классического направления на примере радиостанции «Орфей» и «Радио классик» / Н.Е. Синицына // Позывные Нижнего: сб. материалов симп. кафедры журналистики. – Нижний Новгород, 2019. – С. 66-70.
17. Хлызова Н.Ю. Медиакомпетентность личности как способ защиты от манипулятивного воздействия СМИ в условиях информационно-сетевого общества / Н.Ю. Хлызова // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2009. – С. 307–309.
18. Шарков Ф.И. Аудитория и мониторинг СМИ / Ф.И. Шарков, В.И. Баранова // Соц. Исследования. – 2021. - №10. – С.106-110.
19. Шнайдер А.А. Новые медиа – новые возможности / А.А. Шнайдер // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. – 2016. – № 6-4. – С. 90-92