Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Успешность адаптации для нового со-трудника необходимо рассматривать, как минимум, с двух позиций. Во-первых, оценивая фактический результат адаптации относительно того, что было запланировано ранее согласно программе адаптационных мероприя-тий и другим соответствующим документам. Если первоочередные меропри-ятия осуществлены, и сам сотрудник оценивает их как полезные, то адапта-цию в данном случае можно рассматривать как достаточно успешную. Во-вторых, оценка адаптации может выполняться и по «абсолютной» шкале. Как правило, такая оценка базируется на том, какие эмоции испытывает со-трудник по завершении мероприятий по адаптации и стажировке, что не сложно определить в ходе доверительной беседы с ним или, например, путем анкетирования.
Цель исследования – на базе исследования теоретических и методиче-ских основ процесса адаптации персонала разработать направления ее со-вершенствования в организации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы процесса адаптации персонала в организации;
рассмотреть практические аспекты проведения адаптации сотруд-ников в исследуемой организации и дать практические предложения по со-вершенствованию управления процессом адаптации персонала в организа-ции.
Предмет исследования: процесс адаптации персонала в организации.
Объект исследования: ООО «Стройаспект» Московской области.
Методы исследования: системный анализ, количественные и качествен-ные методы оценки кадрового потенциала, экспертные оценки, статистиче-ские и математические методы обработки информации.
1 Теоретические аспекты адаптации персонала в организации
1.1 Понятие и содержание адаптации персонала в организации
Организация, функционирую в условиях рыночных отношений, высту-пает в качестве достаточно сложной системой социально-экономического ха-рактера, которой осуществляется исполнение разного рода бизнес-процессов извлечения необходимой суммы прибыли или иного результата ее коммерче-ской деятельности. Процесс управления организацией осуществляется ее персоналом (сотрудниками), от грамотных действий которых находится в зависимости уровень эффективности исполнения бизнес-процессов, а вместе с тем и финансовые результаты .
Адаптация персонала – одна из главных систем управления персона-лом. Непосредственно самом термином адаптация обозначаются приспособ-ления сотрудников к содержанию и условиям ведения их трудовой деятель-ности, и непосредственным образом – ко всей социальной среде.
Степень адаптированности человека к определенной трудовой среде видна в его реальном поведении, в определенных показателях его трудовой деятельности: уровня эффективности его труда, усвоения социальных ин-формационных сведений и их реализации на практике, повышении всех ти-пов активности, уровня удовлетворенности разного рода сторонами трудо-вой деятельности.
Для лучшего понимания термина «трудовая адаптация» нужно пред-ставить подходы к его определению: согласно О.К. Комарову, трудовая адаптация сотрудника представляет собой процесс активного, взаимного приспособления непосредственно самого сотрудника и организации, кото-рый базируется на постепенной его врабатываемости в новые условия труда в профессиональном, социальном и организационно-экономическом плане .
Г.А. Балыхиным выделяются 2 термина при представлении указанного вопроса: «адаптация персонала» и «адаптация работника». согласно словам ученого, адаптация персонала является процессом приспособления всего коллектива к меняющимся факторам внешней и внутренней среды .
Адаптация работника представляет собой приспособление индивидуу-ма к его рабочему месту и всему трудовому коллективу. Вся система адапта-ции персонала является не только пакетом документов, которыми регламен-тируется порядок всех мероприятий по адаптации нового работника: это, прежде всего, те люди, которыми данные мероприятия осуществляются, и те, кто непосредственным образом оказывает помощь новому работнику в вводе его в курс дела, и те, кем данный процесс организуется и контролируется.
Адаптация персонала является процессом приспособления взаимного характера сотрудника и организации, активности освоения сотрудником свои профессиональных и социальных функций, который предполагает пре-одоление возможных отрицательных моментов, которые могут быть иници-ированы сотрудником и работодателем .
Таким образом, в современных организациях адаптация различных ка-тегорий работников просто необходима. Она должна быть эффективной с целью того, чтобы была эффективной и деятельность организации.
В качестве цели адаптации персонала со стороны его работодателя вы-ступает с максимальной точки зрения полное, быстрое и высокоэффективное приспособление сотрудника к организации и исполняемой им работе.
При этом цель адаптации со стороны сотрудника состоит в максималь-но полном, быстром и эффективном приспособлении к организации, созда-нии в максимально короткий период имиджа его как профессионала, желание в течение долгого периода времени оставаться работником данной компании. При этом важным является помнить, что не только пришедший вновь работ-ник приспосабливается к той рабочей ситуации, которая является для него новой.
Как и в любом ином деле, всегда присутствует вторая сторона, в пред-ставленном случае – это постоянный персонал организации и непосредствен-ным образом ее руководство, которые вместе с тем сталкиваются с новым, пока еще неясным для них объектом, который при этом неизвестно, что лю-бит, а что нет, какого типа у него темперамент, каким образом он будет тру-диться, руководить, осуществлять коммуникации.
В связи с этим грамотным образом составленная программа по адапта-ции должна в себя включать все процедуры не только для нового сотрудни-ка, для полноты его ознакомления с деятельностью организации, но и те процедуры, в которых и руководящий состав, и прочий персонал, который будет непосредственным образом осуществлять взаимодействие с новым ра-ботником, могли бы максимальным образом быстро понять вновь принятого сотрудника и включить в собственную структуру, иными словами - сделать «своим» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 01 февраля 2019 года: с комментариями к последним изменениям. М.: Эксмо, 2019. 334с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Комментарий к по-следним изменениям / Ассоц. бухгалтеров, аудиторов и консультантов; под ред. Г. Ю. Касьяновой. Самое полн. изд. М.: АБАК, 2019. 751с.
3. Балыхин Г.А., Мясникова О.Ю. Управление системой оплаты труда и стимулирования персонала в коммерческих банках М. : РУДН, 2016. 184 с.
4. Вясева А.Ю., Руднева Н.В. Адаптация и мотивация труда персо-нала // Студенческий форум. 2018. №11-2. С. 64-65.
5. Голубенкова В.Р. Влияние системы адаптации на текучесть пер-сонала // Студенческий. 2019. №3-1. С.62-64.
6. Доронина И.В. Развитие персонала: учеб. пособие для студентов всех форм обучения по направлению подгот. 38.03.03 - Упр. Персоналом. Новосибирск: СибАГС, 2016. 234 с.
7. Дуракова И.Б. Управление персоналом в глобальном мире: моно-графия. Воронеж: ВГУ, 2016. 133 с.
8. Жуков Р.И., Демененко И.А. Адаптация персонала как элемент эффективного управления персоналом // Вектор экономики. 2019. №2. С.77-81.
9. Комаров О.К., Мозгачев М.И. Развитие управленческого потен-циала организаций: учеб. пособие. Саратов : Поволж. ин-т упр. им. П. А. Столыпина, 2016. 116 с.
10. Кононова Е.Н., Курносова Е.А. Управление персоналом: учеб. пособие. Самара : Самар. ун-т, 2016. 83 с.
11. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях глобализации: учеб. пособие. М. : МАКС Пресс, 2017. 143 с.
12. Минченков А.Ю., Климова Н.В. Система профессиональной адаптации персонала и предложения по ее организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №4. С. 71-75.
13. Петров М.А., Прозоровская К.А. Эффективность труда персона-ла: учеб. пособие. СПб. : СПбГЭУ, 2016. 78 с.
14. Петрова Е.А., Макарова В.В. Оценка эффективности адаптации персонала в производственной компании // Экономика труда. 2019. Т. 6. №1. С.399-406.
15. Петрухин А.И. Проблемы адаптации персонала // Инновационное развитие. 2019. №1. С.88-91.
16. Полякова А.Д. Место и роль наставничества в адаптации персо-нала на предприятиях малого бизнеса // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. С. 20-24.
17. Пономарев А.В. Современные проблемы и перспективы управле-ния адаптацией персонала в организации // Экономика и социум. 2019. №1-2. С.237-240.
18. Проблемы экономики и организации управления персоналом: сб. науч. тр. / Юж.-Урал. гос. ун-т ; под ред. И. В. Резанович. Челябинск : ЮУр-ГУ, 2016. 159 с.
19. Рожнова Е.К. Минимизация кадровых рисков на этапе отбора и адаптации персонала // Аллея науки. 2018. Т. 3. №6. С. 382-385.
20. Симанина Е.Д. Адаптация персонала // Научный журнал. 2018. №6. С. 64-66.
21. Снесарева И.П. Адаптация новых сотрудников как инструмент повышения эффективности системы управления персонала организации // Академическая публицистика. 2019. №2. С.79-83.
22. Строителева Е.В. Использование трудового потенциала как осно-вы процесса управления региональной экономикой: монография. Барнаул : ААЭП, 2015. 135 с.
23. Хадасевич Н. Р. Роль кадровой политики организаций в процес-сах формирования трудового потенциала территорий: монография. Сургут : СурГУ, 2016. 191 с.
24. Целютина Т.В., Литвин Ю.П. Эффективная система управления адаптацией персонала как инструмент управления текучестью кадров // Ин-теграция наук. 2019. №1. С.215-218.
25. Щипанова Д.Г., Мелкумова М.Г. Экономика труда: учебник. М. : ИНФРА-М, 2015. 331 с.
26. Экономика труда: учеб. пособие / по ред. В. М. Моисеева. Воро-неж : Науч. кн., 2016. 191 с.