Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культура народа - часть его истории. Его становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые влияют на формирование и развитие экономики страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, конечно, все, что создано умом, талантом, ремеслом людей, все, что выражает ее духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое существование и человеческие отношения.
Гармоничное развитие древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием в середине 13 века. Поэтому историки отделяют начальный период его развития (IX-XIII вв.) От всех последующих. Жизнь была неразрывной частью культуры - всего, что окружало повседневную жизнь простых членов и знати восточнославянского общества.
Русские мастера издавна славятся уникальной техникой изготовления украшений (эмаль, филигрань и др.). Такие изделия изготавливались на заказ для боярской и княжеской знати. Иностранцы восхищались русской чернью за серебро. Этой смесью обрабатывались самые разные изделия: браслеты, кресты, кольца и т. Д.
Киевские мастера отдавали предпочтение позолоченным и серебряным фигурам на черненом фоне. Владимирские мастера чаще изготавливали фоны из чистого серебра и золотые фигурки. В Галичине была своя школа контурной черни. На этих примерах прикладное искусство еще раз демонстрирует, насколько разнообразной была культура и быт домонгольской Руси.
Ремесла села сильно отличались от городских. В деревне мастера издавна использовали в своих украшениях языческие мотивы злых духов. Амулеты и амулеты пользовались популярностью. Большинство из них были изготовлены из самого доступного материала - дерева. Если сначала элементы заклинания в прикладном искусстве имели определенную магическую цель, то постепенно они утратили это значение и превратились в простые узоры. Словом, культура Руси домонгольского периода развивалась. С каждым поколением он постепенно менялся и усложнялся.
Существует множество версий появления древних женских временных украшений. По одной из них, самыми древними женскими головными уборами были цветы. Из них плели венки, вплетали косы. Выйдя замуж, славянка заправила волосы под головной убор. В качестве имитации цветов появились украшения, носимые вокруг уха. Судя по всему, эти украшения носили древнее название «зерязь» (от слова «ухо»), хотя больше всего они были известны своим кабинетным названием - «височные кольца».
По своим внешним и технологическим характеристикам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинчатые, в которых выделяют подгруппу псевдобазиса, щитка, лучевые и лепестковые.
Цель исследования - выявить особенности ювелирных изделий Древнего Новгорода X-XIII вв.
Объект исследования - ювелирное ремесленное производство Древнего Новгорода.
Предмет исследования - особенности ювелирных изделий Древнего Новгорода X-XIII вв
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы о понятии русской культуры древнего Новгорода к его изучению в контексте археологии
• Рассмотреть факторы, влияющие на качество ювелирных изделий древнего Новгорода X – XIIIв.
• Показать особенности ювелирных изделий древнего Новгорода X – XIIIв.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь ювелирных украшений древнего Новгорода при изучении археологии на современном этапе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананов А.Г. Четверть века. СПб.: Фонд Андрея Ананова, 2014г. - 195 с.: ил.
2.Антипина Е.Е. Археозоологические исследования: задачи, потенциальные возможности и реальные результаты // Новейшие археозоологические исследования в России. – М., 2004.
3. Антипина Е.Е. Археозоологические материалы // Каргалы. Т. III. – М., 2004.
4.Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. Пер. с англ. И.Д. Голыбиной. -М.: Арт-родник, 2010. – 497 с.: ил
5.Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. – М.: Книга по требованию, 2013. – 384 с
6.Кодина К.С. Ювелирное дело. – М.: ИД Дедал-пресс, 2008. – 160 с
7.Кроу Д. Справочник для ювелиров. - М.: Арт-родник, 2006. – 175 с.: ил.
8.Миллер Дж. Ювелирные украшения. - М.: АСТ, Астрель, 2008. – 256 с
9.Мусин А.Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV вв. Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002.
10. Петренко А.Г. Древнее и средневековое животноводство Среднего Поволжья и Предуралья. – М., 1984.
11. Петренко А.Г. Остеологические остатки животных их Болгара // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. – М., 1988.
12.Покровская Л.В. Зооморфные привески древнего Новгорода (X–XIV вв.) // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. М., 1997
13.Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М., 1948. - 784 с.
14.Рындина Н.В. Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв. // Материалы и исследования по археологии СССР, №117. - М., 1963. - 332 с. - с. 200 - 268
15.Рябинин Е.А. Языческие привески-амулеты Древней Руси // Древности славян и Руси. М., 1988.
16.Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси X–XV вв. // САИ. Вып. ЕI-60. Л., 1981
17.Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (Х–ХV вв.). М.: Наука, 1981. 195 с., ил.
18. Цалкин В.И. Домашние животные Золотой Орды // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отделение Биологии. Т. LXXXII (1). – М., 1967.
19. Яворская Л.В. Специфика мясного потребления золотоордынских городов «столичной» зоны // Проблемы археологии Нижнего Поволжья. – Волгоград, 2007.
20. Grant A. The use of Tooth Wear as Guide to the Age of Domestic Ungulates // Ageing and Sexing Animal Bones from Archaeological Sites / BAR (British Series). № 109. – Oxford, 1982.
21. Levine M.A. The use of crown height measurements and eruption-wear sequences to age horse teeth // Ageing and Sexing Animal Bones from Archaeological Sites / BAR (British Series). № 109. – Oxford, 1982.