Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, согласно требованиям ФГОС НО, для начальной школы приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить решение таких здач, как становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Выполнение этих задач в большей степени зависит от учителя начальной школы, от его педагогической работы.
В нашем исследовании мы поднимаем важность проблемы особенностей работы педагога начальных классов, которая актуальна тем, что его профессиональная деятельность очень специфична, ее функции шире, чем у учителя-предметника, потому что учитель начальных классов одновременно выполняет работу классного руководителя и преподает много разнопрофильных учебных дисциплин. Актуальность проблемы определила тему исследования: «Особенности педагогической работы в начальных классах».
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы по вопросу педагогической работы учителя начальных классов (Т. А. Алтухова, В. Ю. Бабайцева, Н. В. Белякова, Ю. П. Вавилов, О. Е. Ермакова,
В. П. Кузовлев, Г. М. Первова и др.) позволил сделать вывод, что современный учитель начальных классов является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, общественным деятелем, т.е. в значительной степени определяет результативность формирования у учащихся определенных знаний, общеучебных умений и навыков, а также обеспечения дальнейшего становления личности ребенка.
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); принципы развития, детерминированности, единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев и др.); положения современной психолого-педагогической науки о системно-деятельностном подходе к обучению (Л. С. Выготский и др.).
Цель исследования – выявить особенности педагогической работы в начальных классах.
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя начальных классов.
Предмет исследования: теоретические, методические и практические аспекты педагогической работы учителя начальных классов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическая работа учителя начальных классов обладает спецификой, которая определяется требованиями ФГОС начального образования, спецификой образовательного процесса в начальной школе и базируется на системе методологических, общепедагогических, дидактических и психологических принципов.
В соответствии с поставленными целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыть понятие педагогической работы и педагогических умений учителя начальных классов.
2. Проанализировать особенности работы учителя по проведению уроков и внеурочной деятельности в начальных классах.
3. Охарактеризовать особенности деятельности учителя начальных классов как классного руководителя.
4. Сформулировать выводы и перспективы исследования.
Структура работы: введение, одна глава с тремя параграфами, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие педагогической работы и педагогических умений учителя начальных классов
Профессия учителя своим происхождением обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Как подчёркивал Я.А. Коменский, «учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей [цит. по: 17, с. 28].
К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории [24, с. 85].
Итак, смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Уши
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизходжаева, Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство [Текст] / Н. Н. Азизходжаева. — Ташкент, 2015. — 192 с.
2. Алтухова, Т. А. Изучение профессиональной компетентности учителей начальных классов в работе с детьми, испытывающими трудности в овладении чтением [Текст] / Т. А. Алтухова, В. В. Кичигина // Логопедия. – 2016. – № 4. – С. 29-34.
3. Анисимова, Л. С. Система педагогических задач в формировании профессиональных компетентностей учителя начальных классов [Текст] / Л. С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 8. — С. 311–315. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65063.htm.
4. Ахметова, Э. Т. Развитие компетенций учителя начальной школы в личностно-ориентированной профессиональной подготовке [Текст] / Э. Т. Ахметова // Психология обучения (Журнал). – 2018. – № 6. – С. 67-74.
5. Бабайцева, В. Ю. Требования к стилю коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов [Текст] / В. Ю. Бабайцева // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С. 22-24.
6. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / [Текст] А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
7. Белякова, Н. В. Гуманитаризация подготовки учителей начальных классов в свете перехода на стандарты нового поколения [Текст] / Н. В. Белякова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2015. – № 8. – С. 3-6.
8. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Просвещение, 2013. – 252 с.
9. Бояновская, Н. Н. Организация деятельности классного руководителя в начальной школе [Текст] / Н. Н. Бояновская // Начальная школа: Плюс до и после. – 2009. – № 3. – С. 20-23.
10. Вавилов, Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов [Текст] / Ю. П. Вавилов // Начальная школа. – 2016. – № 8. – С. 87-93.
11. Гильмеева, Р. Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения [Текст] / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: Плюс до и после. – 2016. – № 4. – С. 58-60.
12. Давыдов В.В.Энциклопедия по педагогике. – М.: Норма, 2014. - 511с.
13. Ермакова, О. Е. Развитие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя начальных классов [Текст] / О. Е. Ермакова // Начальная школа. – 2012. – № 1. – С. 38-41.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 448 с.
15. Кузовлев, В. П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов [Текст] / В. П. Кузовлев // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 4-9.
16. Лебедева, Е. П. Организационно-методическое сопровождение повышения технологической компетентности учителей начальных классов [Текст] / Е. П. Лебедева, М. И. Губанова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 55-59.
17. Методическая копилка. Для учителей начальных классов [Текст]: Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 320 с.
18. Мустафина Л.А. Формирование готовности учителя начальных классов к инновационной деятельности в системе методической работы школы // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. сборник статей по материалам XL международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. –С. 34-38.
19. Николаева, М. В. Образовательные технологии подготовки педагога к личностному развитию младшего школьника [Текст] / М. В. Николаева // Начальная школа: Плюс до и после. – 2018. – № 1. – С. 3-7.
20. Первова, Г. М. Изменения в деятельности учителя начальных классов [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 70-74.
21. Плесовских, М. Н. Современные формы курсовой подготовки в системе профессионально-личностного развития учителя начальной школы [Текст] / М. Н. Плесовских // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 3. – С. 61-64.
22. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов РФ. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 576с.
23. Трубайчук, Л. В. Портрет учителя начальных классов [Текст] / Л. В. Трубайчук // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
24. Ушинский, К. Д. Полное собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. – т.2. – М.: Викар, 2012. – 589с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
26. Халиков, А. А. Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов [Текст] / А. А. Халиков, Р. М. Садыков // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 949-951.