Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 20 веке русская литература разделилась на две ветви: собственно «советская» и эмигрантская литература. Это было связано с политической ситуацией в стране. Советскую литературу составили поэты и писатели, оставшиеся в своей родной стране несмотря на все трудности, готовые вместе с ней пережить все сложности. Эмигрантскую литературу составили поэты и писатели, уехавшие за границу Советского Союза, но душой сопереживавшие своей стране. В русской литературе 20 века выделяют три основных волны эмиграции. К третьей волне эмиграции относится И.А. Бродский.
В 1987 году Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевский премии в номинации: «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Современное поколение до сих пор не много знает о творчестве и о самом поэте. Он так и остается наиболее закрытым автором из всех пяти русских лауреатов Нобелевской премии.
Да, конечно, его называют «современным классиком», но классиков обычно «проходят» в школе, а произведения И. Бродского в школьную программу так и не включены. Казалось бы, жизнь И. Бродского отражена в мемуарах друзей его молодости, нам доступны его интервью, но чего-то главного все-таки недостает. Недостает известности, не в литературных кругах, а среди широкой публики, то есть народа. Его талант высоко оценивают за рубежом, но здесь, на родине, он не оценен, как нам видится, читателями в полном соответствии его таланту. Написаны серьезные литературоведческие статьи о его стихах, в то же время количество лингвистических исследований, посвященных творчеству поэта, весьма невелико.
Внимание направлено на изучение творчества Иосифа Александровича Бродского, как яркого представителя русской литературы третьей волны эмиграции 20 века, в контексте лингвокультурологического подхода.
Изучение творчества пятого Нобелевского лауреата является актуальным и на сегодняшний день в связи с тем, что на долгие годы И.А. Бродский был вычеркнут из русской литературы и культуры.
И. Бродский пережил смену эпох, был выдворен из СССР. За рубежом он увидел и прочувствовал, как много разделяет социалистические и капиталистические страны, ощутил на себе разницу вкусов, нравов. Всю жизнь приходилось И. Бродскому «рваться напополам»: Родина – эмиграция, свое – чужое, разрешенное – запретное, современное – древнее, русское – иностранное и т.д. Эта двоякость в жизни нашла яркое отражение в его творчестве. И. Бродский любил обращаться к истории, причем, к истории очень далекой. Фольклорно-мифологическая лексика тесно переплелась и соединилась в его творчестве с современностью, обнаруживая и явление прецедентности, и сохранив в то же время индивидуальность и неповторимость.
Актуальность исследования обусловливается значимостью смысла античных образов в поэзии Бродского, а также научного описания прецедентных языковых единиц, к которым относятся мифонимы и фольклоризмы, в контексте художественной картины мира, а также необходимость дальнейшего изучения языковой картины мира И.А. Бродского.
Изучение смысла античных образов фольклорно-мифологической лексики в творчестве И.А. Бродского может расширить границы уже известного и изученного в его творчестве.
Тема курсовой работы – «Смысл античных образов в поэзии Бродского» – предполагает лингвокультурологический анализ мифонимов и фольклоризмов, функционирующих в поэзии И. Бродского.
Цель работы – выявить и проанализировать как факт языка и культуры античных образов фольклорно-мифологическую лексику, использованную И.А. Бродским в его поэзии.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические вопросы изучения формирования творчества И. Бродского в контексте культуры первой трети ХХ века
• Рассмотреть место творческой деятельности И. Бродского;
• Проанализировать стихотворения, показав особенности , с целью выявления контекстуальной специфики смысла античных образов в поэзии Бродского.
Объект исследования – поэзия Иосифа Александровича Бродского, содержащая фольклорно-мифологическую лексику.
Предмет исследования – смысл античных образов в поэзии Бродского в поэзии И. Бродского.
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния развития формирования понимания поэтики смысла античных образов в поэзии Бродского.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, кинематографический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование понимания поэтики смысла античных образов в поэзии Бродского
Фактический материал работы составил 50 обнаруженных нами контекстов, в которых выявлены мифонимы и фольклоризмы, составившие в целом 58 номинант (с учетом повторяемости – 75 единиц).
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что, творчество И.А. Бродского, которое практически обойдено стороной в школьной программе (не изучается ни его наследие, ни его биография), может стать ярким материалом не только в практике преподавания русской литературы, но и языка, потому что усвоение языка и его постижение на материале поэзии И. Бродского, мастера слова и эрудита, будет способствовать повышению интереса к родному языку и литературе
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Творчество И.А. Бродского в контексте культуры ХХ века
1.1. Иосиф Александрович Бродский. Биография
Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Спустя 42 года в интервью голландскому журналисту он так вспоминал о родном городе: «Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние <…> Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм».[28]
Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец, капитан ВМФ Александр Бродский (1903–1984), был военным фотокорреспондентом, после войны пошел работать в фотолабораторию Военно-морского музея.
В 1950 году демобилизовался, затем работал фотографом и журналистом в нескольких газетах Ленинграда. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных. Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея. Раннее детство Иосиф пережил в годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошел без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария и Иосиф Моисеевна отправились в эвакуацию Череповца, вернулись в Ленинград в 1944 году. [27]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азадовский, К. М. «Оглянись, если сможешь… Три дня в Норенской» / К. М. Азадовский // Звезда. – 2001. – № 9. – С. 162–168.
2.Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры / Н.Ф. Алефиренко // Вестник РУДН. сер. Лингвистика №7. – 2005. – С. 208-211.
3.Аллой, Р. Веселый спутник. Воспоминания об Иосифе Бродском / Р. Аллой. – СПб.: журнал «Звезда», 2008. – 104 с
4.Артемова, С. Ю. К проблеме циклизации стихотворений И. Бродского / С. Ю. Артемова // Новый филологический вестник. – 2007. – Т. 5. – № 2. – С. 139–143.
5.Артеменко Е.Б. Язык русского фольклора и традиционная народная культура (опыт интерпретации) / Е.Б. Артеменко // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. материалов науч. конф. – М., 2003. – С. 7-21.
6.Ахапкин, Д. Н. Иосиф Бродский после России: комментарии к стихам, 1972–1996 / Д. Н. Ахапкин. – СПб.: журнал «Звезда», 2009. – 131 с.
7.Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность: Сб. ст. – СПб.: журнал «Звезда», 2000. – 376 с.
8.Бродский, И. Большая книга интервью / И. Бродский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Захаров, 2008. – 784 с.
9.Васильев, Ю. Ссыльный, а выдвинулся / Ю. Васильев // Огонек. – 2005. – 5–11 сент. (№ 36). – С. 54–58
10.Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
11.Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 288 с.
12.Венцлова, Т. Статьи о Бродском / Т. Венцлова. М.: Baltrus; Новое издательство, 2005. – 176 с.
13.Венцлова, Т. О последних трех месяцах Бродского в Советском Союзе / Т. Венцлова // Иосиф Бродский: проблемы поэтики. – М.: Новое лит. обозрение, 2012. – С. 402–417
14.Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским / К. Верхейл. – СПб., 2002.
15.Визгин В.П. Ментальность. Новая философская энциклопедия / В.П. Визгин. – М., 2001. – 525 с.
16.Гандлевский С.М. Порядок слов / C.М. Гандлевский. – Екатеринбург, 2001. – 432 с
17.Глазунова, О. И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции / О. И. Глазунова. – СПб.: Нестор-История, 2005. – 374 с.
18.Глазунова, О. И. Послесловие к юбилею / О. И. Глазунова // Нева. – 2010. – № 10. – С. 210–226.
19.Глазунова, О. И. Парадоксы восприятия поэзии Иосифа Бродского / О. И. Глазунова // Русская литература. – № 2. – С. 254–265
20.Гордин, Я. А. Дверь в пустоту / Я. А. Гордин // Второй век после нашей эры: Драматургия / И. Бродский. – СПб., 2001. – С. 85–88.
21.Гордин, Я. А. Жизнь на воздушном потоке / Я. А. Гордин // Разговор с небожителем / И. Бродский. – СПб., 2001. – С. 435–441.
22.Гордин, Я. А. «…И несомненна близость Божества» / Я. А. Гордин // Стихотворения. Поэмы / И. Бродский. – М.: Слово/Slovo, 2001. – С. 5–18.
23.Гордин, Я. А. «Наше дело – почти антропологическое» / Я. А. Гордин // В ожидании варваров. Мировая поэзия в переводах / И. Бродский. – СПб.: журнал «Звезда», 2001. – С. 5– 8.
24.Гордин, Я. А. Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел: О судьбе Иосифа Бродского / Я. А. Гордин. – М.: Время, 2010. – 256 с.
25.Двоенко, Я. Ю. Система лирической коммуникации в книге И. Бродского «Новые стансы к Августе»: структура, модели, стратегии»: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Двоенко Яна Юрьевна. – Смоленск, 2014. – 283 с
26.Иосиф Бродский в Венеции / авт.-сост. М. И. Мильчик. – СПб.: Perlov design center, 2013. – 352 с.
27.Иосиф Бродский в XXI веке: материалы международной научно- исследовательской конференции. Санкт-Петербург. 20–23 мая 2010 г. / под ред. О. И. Глазуновой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; МИРС, 2010. –324 с.
28.Иосиф Бродский об Иосифе Бродском // Звезда. – 2000. – № 5. – С. 3–118.
29.Иосиф Бродский: проблемы поэтики. Сб. науч. тр. и материалов. – М.: Новое лит. обозрение, 2012. – 504 с
30.Иосиф Бродский: стратегии чтения. Материалы межд. науч. конф. 2–4 сентября 2004 г. в Москве. – М.: Изд-во Ипполитова, 2005. – 521 с.
31.Киселева, В. А. Поэтика цикла И. А. Бродского «Осенний крик ястреба»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Киселева Виктория Александровна. М., 2011. – 21 с.
32.Колобаева, Л. А. Связь времен: Иосиф Бродский и Серебряный век русской литературы / А. Колобаева // Вестник МГУ. – Сер. 9. – Филология. – 2002. – № 6. – С. 20–39.
33.Куллэ, В. А. Иосиф Бродский. Хронология жизни и творчества (1940–1972) / В. А. Куллэ // Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. – СПб.: журнал «Звезда», 2003. – С. 5–19
34.Лакербай, Д. Л. Ахматова и Бродский: проблема преемственности / Д. Л. Лакербай // Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность. – СПб.: журнал «Звезда», 2000. – С. 172–184.