Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Существующая правовая система сложилась под влиянием многих факторов. Именно поэтому внесение масштабных изменений в правовую систему чаще всего представляется трудным, а зачастую и вовсе невозможным. Но в тоже время развитие человечества, возникновение новых направлений, научных течений, развитие технического прогресса накладывает необходимость соответствовать нынешней картине мира. Изменения, влекущие за собой пересмотр устоявшихся доктрин, взглядов, теорий, учений и практических методов необходимы в силу течения времени. Образование как процесс становления человека и воспитания личности является важным процессом.
Именно поэтому в настоящее время уделяется столь пристальное внимание обучению детей, их воспитанию, освоению необходимых знаний и навыков для дальнейшего получения профессии и получению работы ей соответствующей. Обучение является специфическим процессом, затрагивающим и другие сферы жизнедеятельности. Именно поэтому не только в России, но и в других странах очень сложно регулировать сферу образования. В особенности нарушение образовательных прав не только учащихся, но и их родителей, а также несправедливое обвинение педагогических работников в нарушении этих прав.
Существующий в нашей стране механизм защиты прав участников образовательного процесса несовершенен и нуждается во внесении изменений не только в практические судебные и внесудебные способы защиты, но и в образовательную отрасль в целом.
Объектом данной работы является образовательное право, как отрасль права.
Предметом исследования являются способы и методы защиты прав в сфере образования в РФ.
Цель работы – рассмотреть понятие, виды и особенности юридической ответственности за нарушение образовательного законодательства России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить общую характеристику правоотношений в сфере образовательного права;
рассмотреть понятие и виды правонарушений в сфере образовательного законодательства;
раскрыть нормативно – правовую базу, регулирующую сферу образования.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов: теоретического анализа (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, моделирования, проектирования) и эмпирических методов (наблюдение, изучение и обобщение опыта государственных органов управления разного уровня).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
1.1. Сущность правоотношений в сфере образовательного права
С помощью закона государство придает конкретизированное и обязательное выражение сложившемуся порядку общественных отношений – правоотношений. Не существует правоотношений вне государственного признания. Как справедливо отмечено И.А. Ильиным, «в основе всякого правоотношения лежит троякое признание права. Во-первых, каждый из субъектов, вступая в правоотношение, признает право как основу отношения. Во-вторых, каждый из субъектов признает свою духовность, т. е. достоинство права как основу жизни и свою автономию как правотворящую силу. В-третьих, каждый из субъектов признает духовность другого субъекта, т. е. его достоинство и автономию как силу».
Иными словами, центральное место любого правоотношения, признанного и законодательно санкционированного, занимают интересы граждан. Таким образом, правоотношение представляет собой законодательно санкционированную и признанную связь субъектов, наделенных определенными правами, законными интересами и юридическими обязанностями. Рассматривая вопрос о сущности правоотношений в сфере образования необходимо остановиться на ее признаках . Признаки правоотношений в сфере образования:
1) нормы, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть различной отраслевой принадлежности. Например, отношения, регламентирующие порядок установления и содержания обязательных требований в сфере образования (стандарты образования), устанавливаются нормами административного права, отношения в области регулирования вопросов о содержании договора об оказании образовательных услуг – нормами гражданского права и пр.;
2) многообразие субъектного состава образовательной деятельности;
3) длящийся характер образовательного процесса;
4) специфический объект образовательной деятельности;
5) непрерывный характер образования.
1.2. Элементы правоотношений в сфере образовательного права
В юридической доктрине принято выделять три элемента, из которых состоит правоотношение различного отраслевого характера.
А. Объекты правоотношений. В настоящее время в юридической литературе существует две основных позиции о сущности объекта правоотношения. С одной стороны, ученые считают, что объектом правоотношений являются материальные или нематериальные блага, на которые направлены действия всех его участников. Другая группа ученых придерживается позиции, что объект правоотношений – «то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение
Придерживаясь второй точки зрения, можно сформулировать, что объектом образовательных отношений является получение качественного образования в соответствии с установленными обязательными требованиями (имеет первостепенное значение).
Б. Субъекты правоотношений. Согласно содержанию п. 1 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , субъектами образовательных отношений являются: – организации, осуществляющие образовательную деятельность. Под организациями, осуществляющими образовательную деятельность, принято понимать образовательные организации и организации, осуществляющее обучение. Образовательная организация – «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». Согласно п. 2 ст.23 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к образовательным организациям относятся:
дошкольная образовательная организация;
общеобразовательная организация;
профессиональная образовательная организация;
образовательная организация высшего образования;
организация дополнительного профессионального образования.
Организация, осуществляющая обучение – «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности». В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим обучение, причисляются:
научные организации;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание;
иные юридические лица.
При этом важно отметить, что для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (п.6 ст. 31 от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) .
Педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. В дополнение стоит подчеркнуть, что в зависимости от уровня и формы образовательной программы, обучающихся классифицируют на:
воспитанников;
учащихся;
студентов;
аспирантов и др. федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
К федеральным государственным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относят федеральные органы исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти включает в себя правительство, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган исполнительной власти общей компетенции.
Министерства Российской Федерации – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст.2954.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
8. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2021. – 186 с.
9. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2020. - № 4. – С. 15.
10. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2020. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
11. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2020. – №1. – С. 35 – 41.
12. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
13. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2020. - № 2. – С. 6-12.
14. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2020. - № 8. – С. 18-20.
15. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2020. – 136 с.
16. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
17. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2020. – 144 с.
18. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2020. – 83 с.
19. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (17). – С. 11–14.
20. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2020. – 448 с.
21. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2020. – 187 с.
22. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2020. – 256 с.
23. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2018. – 261 с.
24. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2020. – 168 с.
25. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.
26. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
27. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.