Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Преобладающий в науке и в законодательстве позитивистский подход связывает систему правового регулирования прежде всего с системой общеобязательных и формально-определенных норм, которые выражают управленческие решения государства, издаются, санкционируются и охраняются государством и являются властным регулятором общественных отношений. Данный правовой инструмент является мощным правовым средством, который при наличии необходимых юридических фактов оказывает серьезное воздействие на общественные отношения. Однако в литературе неоднократно подчеркивалось, что такой узкий подход существенно деформирует систему правового регулирования, так как на общественные отношения большое влияние оказывают и судебные решения, и практическая деятельность органов исполнительной власти, и правовая культура, нормы морали и т.д.
Вместе с тем довольно ощутимое влияние позитивизма на систему отечественного правового регулирования не привело к должному развитию в законодательстве такого базового понятия, как нормативный правовой акт. Многие наиболее важные проблемы остаются до сих пор нерешенными. Например, на законодательном уровне четко не установлены виды правовых актов федеральных органов исполнительной власти , их соотношение, процессуальные особенности издания и др.
Объект исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации нормативно-правовых актов.
Предмет исследования составляют теоретические вопросы, регулирующие вышеобозначенные отношения.
Цель данной работы – исследовать нормативно-правовой акт, как основной источник права в РФ.
Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:
- определить понятие нормативно-правовых актов;
- рассмотреть признаки нормативно-правовых актов.
Методами исследования данной работы являются: сравнительный анализ; метод комплексного исследования; структурный анализ.
Работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
Действующие федеральные законы не раскрывают понятие и признаки нормативного правового акта, лишь фиксируя их наличие в правовой системе Российской Федерации, причем делая это разными способами:
- закрепляя названия видов актов (федеральные законы, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);
- определяя орган, принимающий акт, но не его вид (Правительство РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, - ст. 1 Лесного кодекса РФ);
- указывая на возможность принятия нормативного акта, не указывая вид, например: «федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний» (ст. 4 УИК РФ);
- устанавливая отдельный отраслевой вид нормативных правовых актов, например: «федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации» (п. 2 ст. 2 Воздушного кодекса РФ);
- определяя лишь уровень нормативных правовых актов, например: «Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ).
Несмотря на то, что в судах на протяжении продолжительного времени сложилась обширная практика оспаривания нормативных правовых актов, до последнего времени проблеме формулировки определения понятия «нормативный правовой акт» как законодателями, правоприменителями, так и представителями судебной ветви власти не уделялось должного внимания.
До последнего времени Конституционный Суд РФ не дал определения нормативного правового акта, а исследовал данный вопрос применительно к отдельным ситуациям. В частности, он использовал определения, данные в Постановлении Государственной Думы , согласно которому нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Постановление Государственной Думы РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 21.12.2021.
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 20.07.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. - 18.08.1997. - № 33. - Ст. 3895.
4. Приказ Ростехнадзора от 24.12.2009 № 1053 «О Порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 21.12.2021.
Научная и учебная литература
5. Гайворонская Я.В. Система правовых актов Российской Федерации // Lex russica. 2013. № 8. С. 830 - 838.
6. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с.
7. Юристы подвели первые итоги оспаривания разъяснений органов исполнительной власти // Электронный ресурс: URL: https://www.eg-online.ru/article/316910, дата обращения 21.12.2021.
Судебная практика
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2019.
9. Решение Верховного Суда РФ от 09.08.2000 № ГКПИ00-178 «Об оставлении без удовлетворения жалоб о признании частично недействительным пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 654 «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1997 г. № 529 «О порядке обращения акций Российского акционерного общества «Газпром» на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества «Газпром» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 21.12.2021.