Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, целями обучения должны выступать как подготовка высококлассного специалиста в определенной профессиональной сфере, специалиста мыслящего, способного самостоятельно добывать необходимые ему знания и готового к применению полученных знаний на практике, так и воспитания всесторонне развитой личности, стремящейся к развитию и придерживающейся здорового образа жизни.
Однако современная ситуация такова, что сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни такой социальной группы как обучающиеся СПО выступает проблемой не только социального плана, но еще и проблемой нравственного выбора. То есть юноши и девушки не только должны четко осознавать значимость полезных привычек и одновременно уметь быть здоровым, но также в будущем прививать здоровьесберегающие установки своим детям. Однако нередко обучающиеся не осознают всю значимость здорового образа и жизни и к своему здоровью относятся недостаточно ответственно. Не снижается число многообразных формы вредных привычек обучающихся, к которым следует отнести: табакокурение, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и ряд других явлений. В этом случае актуализируется необходимость создание в учреждениях среднего профессионального образование определенных психолого-педагогических условий, значимых для воспитания у обучающихся полезных привычек и преодоления вредных. Однако данному вопросу не всегда уделяется должное внимание.
Тем самым создается противоречия между: 1) важностью сохранения здоровья у обучающихся СПО и наличием у них вредных привычек; 2) значимостью формирования у обучающихся СПО полезных привычек и недостаточно осознанным отношением самих учащихся к этому вопросу; 2) необходимостью и значимостью воспитания у обучающихся СПО полезных привычек/преодоления вредных и недостаточной теоретической обоснованностью и практической реализации соответствующих психолого-педагогических условий.
Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования, в качестве которой выступает разработка и практическая реализация психологических условий для эффективного воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы курсового проекта: «Психологические условия воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО».
Объект исследования: воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО.
Предмет исследования: психологические условия воспитания полезных, а также преодоление вредных привычек у обучающихся СПО.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и практическая разработка психологических условий воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО.
Цель, объект, предмет обозначили постановку следующих задач исследования:
1. На основании теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы определить особенности процесса воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО.
2. Диагностическим путем выявить отношение обучающихся СПО к полезным и вредным привычкам.
3. Разработать психолого-педагогические условия и программу воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся.
Гипотеза исследования: воспитание у обучающихся СПО полезных и преодоление вредных привычек будет проходить более успешно при наличии следующих психолого-педагогических условий: 1) ведение работы, направленной на осознание обучающимися здоровья в качестве одной из основных жизненных ценностей; 2) поэтапное формирование у обучающихся полезных привычек, начиная от самопознания до саморазвития индивида в условиях здоровьясбережения; 3) проведения целенаправленной, систематической и активной физической, психолого-педагогической, индивидуальной подготовки студентов, ориентированной на приобретение обучающихся к знаниям валеологического характера, приобретения ими полезных привычек, а также повышения у них мотивации к преодолению вредных привычек.
Теоретико-методологической основой исследования являются: 1) научные положения, обусловленные идеей здоровьясбережения, а также концепцией здорового образа жизни (И.Г. Андреева и др.); 2) положения о преодолении вредных привычек (С.А. Беличева, Н.В. Дроздова, Е.В. Змановская и др.); 4) материалы о возрастных особенностях обучающихся СПО (С.А. Антипов, И.А. Зимняя, И.В. Полухина, С.В. Сафонов и др.) 3) положения об основных принципах валеологического воспитания (А.М. Абаев, А.В. Гурьев, К.Д. Чермит и др.).
Методы исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, метод сравнения, опрос, систематизация выявленной информации, наблюдение, авторская анкета «Ваше отношение к курению», анкета «Вредные привычки» (авт. Л.Т. Запорожцев), методика «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни» (авт. Н.С. Гаркуша).
Опытно-экспериментальная база исследования – Омский технологический колледж (БПОУ ОО «ОТК»). Выборку составили 40 студентов второго курса.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в систематизации информации о воспитании полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся СПО, а также разработке психолого-педагогических условий и программы воспитания полезных/преодоление вредных привычек у обучающихся.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ/ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
1.1 Понятие и сущность вредных и полезных привычек
Значимой чертой, которая характеризует отношение индивида к своему здоровью, вступает наличие у него определенных привычек либо их отсутствие. По вредными привычками следует понимать навязчивые действия, которые негативным образом влияют на поведение человека, а также его физическое и психическое здоровье. Также вредные привычки можно трактовать как многократно повторяющиеся действия, мешающие индивиду достичь цели, а также полностью использовать в на протяжении жизни свои возможности, нанося вред его здоровью.
В отдельных случаях вредную привычку рассматривать можно в качестве болезни либо патологической зависимости. Однако вместе с вредными привычками имею место еще и неполезные действия, которые рассматривать как болезнь нельзя, тем не менее они появляются по причине неуравновешенности нервной системы человека. Имеющиеся привычки способствуют формированию его нравственного облика, потому как, закрепившись, они станут предпосылками появления у него отдельных черт характера.
Человек чаще всего вредные привычки приобретает в ранней молодости. Основными причинами их возникновению могут стать и недостаток чувства ответственности, а также внутренней дисциплины, отсутствие у индивида четкой жизненной цели, и скука, тревога, ощущение себя несчастным, появляющиеся при общении трудности, стремление уйти от проблем, наконец, склонность человека к экспериментам. В рамках вредных привычек, которые наносят здоровью человека вред, весьма распространены являются следующие: употребление алкоголя и энергетических напитков, табакокурение (в настоящее время еще и электронных сигарет) шопоголизм, психогенное переедание, зависимость индивида от игр и сети Интернет.
Чаще всего люди твердо убеждены, что такого рода привычки в малых дозах особого вреда здоровью не несут, а, начав что-то употреблять, у индивида хватит силы воли по своему желанию бросить вредную привычку.
Также к вредным привычкам относят весьма часто повторяющиеся неполезные действия, например, привычка ковырять кожу, грызть ногти, щелкание суставами и некоторые другие. При этом наиболее безобидными из них можно назвать употребление в речи слов-паразитов, нецензурных выражений, привычка грызть карандаш либо ручку, сплевывание на пол [40, с. 82].
Таким образом, можно заключить, для того, чтобы успешно справиться с вредными привычками, человеку следует в первую очередь осознать, что это необходимо, необходимо принять твердое решение что-то изменить в своей жизни. При этом профилактику вредных привычек следует начинать как можно раньше. Важно помнить, что вредные привычки нередко способны привести к неблагоприятным последствиям, или же стать предвестниками достаточно серьезных заболеваний.
В некотором роде привычка (в особенности вредная) – это особый способ приспособления к непростым для индивида условиям общения и деятельности, это «пространство», позволяющее «порадоваться», «отдохнуть» и снова вернуться (если, конечно, удастся) к реальной жизни. При этом подходящий аддиктивный агент (алкоголь, сигарета, наркотик) приходит своего рода «на помощь», меняя состояние без всяких усилий. В связи с этим вредные привычки – это отдельные психологические причины личных разрушений, катастроф, а также заболеваний.
Кроме этого, наличие ряда вредных привычек являет собой один из типов девиантного поведения с формированием при этом стремления к уходу от реальности с помощью искусственного изменения индивидом своего психического состояния через прием отдельных веществ либо же постоянной фиксацией своего внимания на конкретных видах деятельности для развития интенсивных эмоций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаев, А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды / А.М. Абаев // Педагогика. – 2012. – № 3. – С.37–40.
2. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ): монография / Н.П. Абаскалова. – 4-е изд. – Новосибирск: НГПУ, 2018. – 316 с.
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.А. Андреев. – Казань, 2018. – 242 с.
4. Андреева, И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И.Г. Андреева // Педагогика. – 2012. – №10. – С. 31–39.
5. Антипов, С.А. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО / С.А. Антипов, И.В. Полухина, С.В. Сафонов // Вестн. Воронежск. гос. техн. ун-та. – 2011. – Вып. 2. – С. 51-59.
6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Соц. здоровье России, 2018. – 274 с. .
7. Белошицкий, А.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная. // Вопр. психологии. – 2008. – № 3. – С. 54-58.
8. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2012. – Вып. № 145. – С. 65 – 67.
9. Гилинский, Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Гилинский, И. Гурвич. М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. – СПб, 2001. – 276 с.
10. Горлов, Г.И. Психологические особенности конструктивного разрешения конфликтных ситуаций учителя со старшеклассниками в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г.И. Горлов. – Калуга, 2001. – 23 с.
11. Гурьев, А.В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса / А.В. Гурьев // Педагогика. – 2011. – № 5. – С.61–66.
12. Димов, В.М. Здоровье как социальная проблема / В.М. Димов // Свет: природа и человек. – 2017. – № 9. – С. 20-24.
13. Дроздова, Н.В. Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью / Н.В. Дроздова // Наука и современность. – 2016. – № 46. – С. 31 - 34.
14. Дуброский, В.П. Валеология. Здоровый образ жизни / В.П. Дуброский. – 5-е изд. – М., 2016. – 362 с.
15. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев. – СПб, 2018. – 288 с.
16. Зайцев, Г.К. Проект «Здоровьесозидающее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ecad.ru/sem07–13.html 7. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 08.12.2021).
17. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверев // Новые исследования в педагогических науках. – 2017. – №1. – С. 29-34.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2018. – 384 с.
19. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2017. – 218 с.
20. Изуткин, A.M. Социология медицины / A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев. – 7-е изд., перераб. и доа. – Киев, 2013. – 328 с.
21. Ильющенков, В.В. Здоровье и образование: теория, опыт, практика / В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенова. – 5-е изд. – СПб., 2019. – 32 с.
22. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. …докт. пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 48 с.
23. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие / Э.М. Казин. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 188 с.
24. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отношения / Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 254 с.
25. Котова, Е.А. Формирование здорового образа жизни у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Котова. – Мичуринск, 2005. – 24 с.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2015. – 459 с.
27. Мельникова, М.М. Методы оздоровления школьников и студентов / М.М. Мельникова. – Новосибирск, 2017. – 149 с.
28. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 122 с.
29. Нимаева, Д.В. Формы и методы работы по профилактике саморазрушающего поведения среди детей, подростков и молодежи / Д.В. Нимаева, B.C. Тубчинова. – Улан-Удэ: Изд-во ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2012. – 56 с.
30. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2013. – 364 с.
31. Смурыгина, Л.В. Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры / Л.В. Смурыгина // Молодой ученый. 2015. №8. С. 444-445 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/88/17051/ (дата обращения: 07.12.2021).
32. Сорокина, В.М. Формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов вузов / В.М. Сорокина, Д.Ю. Сорокин // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-3. С. 52-56 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1429 (дата обращения: 10.12.2021)
33. Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Третьякова. – Екатеринбург, 2005. – 25 с.
34. Третьякова, Н.В. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров // Инновации в образовании. – 2015. – № 1. – С. 155–166.
35. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков / В.С. Тубчинова. – Улан-Удэ, 2016. – 170 с.
36. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / под ред. М.Я. Виленского. – М.: Кнорус, 2016. – 268 с.
37. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин; пер. с англ., общ. ред. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2018. – 474 с.
38. Фортова, Л.К. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков / Л.К. Фортова, Г.В. Финашина // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 538-542.
39. Чедов, К.В. Спортизация общеобразовательных школ – перспективное направление в оздоровлении учащихся / К.В. Чедов // Инновации в образовании. – 2013. – № 7. – С. 135–144.
40. Червоненко, Д.В. Вредные привычки / Д.В. Червоненко, А.Н. Шелудько, Е.В. Ермолаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 81-83.
41. Чермит, К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) / К.Д. Чермит // Инновации в образовании. – 2012. – № 4. – С. 34 – 36.
42. Шуайбова, М.О. Культура здорового образа жизни студента и технология ее формирования / М.О. Шуайбова // Вестн. акад детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 2. – С. 68 – 71.
43. Шуайбова, М.О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. / М.О. Шуайбова. – Махачкала, 2011. – 24 с.
44. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд. псих. наук / М.А Щукина. – Тюмень, 2004. – 168 с.