Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня растет число детей имеющих различные варианты патологий, отклонений в своем развитии. Особо в этом ряду выделяются нарушения в развитии речи.
Дело в том, что ОНР – это не просто диагноз. Сегодня медицина и психология научились корректировать ОНР. В результате можно сказать, что у детей с нарушением речи появляется шанс на практически нормальную жизнь.
Конечно, на успешность коррекции влияет множество факторов. Прежде всего – это время. Насколько рано заметили проблему, насколько быстро обратились к специалисту за помощью и т.д.
Второе – это причина недоразвития. Здесь нужно сказать, что ОНР может возникнуть по причине, например ЧМТ, нарушения кровообращения, т.е. инсульта и т.д.
В-третьих, не стоит забывать о последствиях различных тяжелых заболеваний. В частности, речь может идти о менингите, СПИДе и т.д.
Цель исследования – выявить взаимосвязь устойчивости внимания и слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования – дошкольники с ОНР.
Предмет исследования – исследование взаимосвязи устойчивости внимания и слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Дать определение ОНР
2. Выявить особенности детей с ОНР
3. Выявить особенности развития детей с ОНР
4. Сделать выводы по итогам исследования.
Глава I. Теоретический подход к изучению памяти у дошкольников
1.1. Память. Общая характеристика
Память – это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.
Механизм кратковременной памяти. В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.
Несмотря на различия гипотез, и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.
Механизм долговременной памяти. Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.
Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).
Процессы памяти
1) Запоминание (запечатление)
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
На результативность и стратегию запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания.
Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.
По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
а) преднамеренное (произвольное);
б) непреднамеренное (непроизвольное).
Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
Произвольное запоминание – специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.
При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.
Механическое запоминание – это многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание – это связывание материала с прошлым опытом.
2) Сохранение
Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
Сохранение – это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.
Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой – повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и ф
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с
3. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2006. - № 5. - С. 19-27.
4. Гребенева Н.А. Особенности образной памяти старших дошкольников с ОНР // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024454 (дата обращения: 17.12.2021)
5. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Особенность памяти детей с ОНР. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
6. Жилина Е.Ю. Развитие и совершенствование детей с ОНР. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Особенности образной памяти старших дошкольников с ОНР. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
o Мартыновская И.А., Шорохова М.В. Исследование состояния произвольного внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Концепт. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sostoyaniya-proizvolnogo-vnimaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.06.2021).
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Ребенок с ОНР. Особенности психологии. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
o Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - СПб.: АльянС, 2013. - 368 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Ребенок с ОНР. Особенности работы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Психология / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с
11. Семенов О.В. Борисов А.В. Обучение детей с ОНР. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
12. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Память у детей с ОНР. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Психология детей с ОНР. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Дети с ОНР. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Особенности памяти старших дошкольников с ОНР. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.