Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества. Для формирования у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств, усвоения ими научных знаний, умения и навыков, необходимо с первого дня.
Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Особую значимость проблема эмоциональной устойчивости приобретает в отношении порастающего поколения. Следовательно, разработка методики с учетом эмоциональной устойчивости школьников необходима в настоящее время для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения.
Физическая культура – учебный предмет, без которого сложно представить гармоничное развитие ребенка.
Согласно определению, ее целью является физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание школьника.
Таким образом развитие гиподинамии у детей связывается с противоречивым
Огромное значение в актуальности исследования является пункт противоречия проходящим по всему миру исследованиям положительного влияния на систему образования информационных технологий.
Известно, что политика современного государства нацелена на развитие инфраструктуры в городах, особенно это относится к городам-милионикам.
Рост благосостояния населения является одной из причин гиподинамии детей уже начиная с дошкольного возраста.
Цель – рассмотреть формирование положительных эмоций за занятиях физической культуры у школьников. Провести исследование формирования положительного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста на занятиях физическими упражнениями.
Задачи:
-провести обзор научной литературы по теме исследования;
- сформулировать методы и организацию исследования.
- проанализировать результаты исследования.
Объект - учебный процесс по физической культуре детей младшего школьного возраста.
Предмет – воспитание эмоций на уроке физической культуры.
Гипотеза. Предполагается, что исследование и систематизирование средств и методов физической культуры в начальных классах, увеличит мотивацию учеников к периодическим занятиям физическими упражнениями, результативному построению процесса физического воспитания и к оздоровлению детей начальной школы, а занятия подвижными играми будут формировать положительный эмоциональный фон ребенка.
В ходе исследования были использованы данные методы: анализ научной и методической литературы, тестирование, экспериментальная работа, методы математической и статистической обработки результатов.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Методы, используемые для формирования интереса учащихся
Проблема повышения низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой у молодежи приобретает немаловажное значение и направляет на поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать данное направление в учебном процессе [24,25].
Любая деятельность, в которую включается человек, возникает и происходит под воздействием внешних факторов, что ее стимулируют. Под внешними факторами понимается любая внешняя причина, которая вызывает ту или иную деятельность. Для возникновения активной и эффективной деятельности различные стимулы должны вызывать мотивы.
Исследования формирования у детей школьного возраста потребности физического совершенствования, говорят о том, что это направление принципиально важным в решении задач физического воспитания. Он видит цель этого воспитания в достижении субъектом физического совершенствования, то есть такого состояния, которое побуждает человека путем регулярных занятий физической культурой добиваться всестороннего развития. эОсновой реализации школьниками этой цели выступает самовоспитание, в той позиции, что определяет отношение человека к своему физическому развитию и состоянию здоровья. Кроме этого, автор расширил толкование проблемы предметного содержания потребности такими сферами как отдых, релаксация, общение, выделил внутренние и внешние факторы. Среди внешних факторов ведущее место отводится личности преподавателя физического воспитания, методам преподавания, содержанию материала, условиям и ситуациям занятий, а также влиянию окружения. Из внутренних факторов автор выделил мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки и отношение, среди которых на первое место поставлено самооценку [2,3,6].
Царик А.В. обосновал процесс формирования потребности физического совершенствования как специфический элемент воспитания человека. В основу изучения предпосылок активных занятий физической культурой и спортом возложено рассмотрение осознанной потребности человека в этих занятиях, как основной побудительной силы. Автором выявлены компоненты, которые способствуют формированию потребности физического совершенствования:
-условия и возможности для занятий физической культурой и спортом;
-понимание их целесообразности;
-непосредственное участие в процессе занятий;
-положительные эмоции, вызываемые занятиями (ощущение радости, приподнятое настроение, бодрость);
-уверенность в необходимости занятий физической культурой и спортом, выработка привычки ежедневно заниматься физическими упражнениями [20,23].
Дети младшего школьного возраста хотят, чтобы образовательное учреждение способствовало, прежде всего, коммуникативной культуре, включая уверенность в отношениях с людьми, умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, иметь собственное мнение. Вместе с тем школьники ценят обстановку вызывает положительные эмоции и возможность формировать свою телесность.
Многие дети младшего школьного возраста не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятие, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыт ее творческого использования. Для многих физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера.
Ведущими факторами, стимулирующими интерес младших школьников, является улучшение качества и содержания занятий по физической культуре. Что включает эффективность и целеустремленность занятий, физической нагрузки, самостоятельности, требовательности, индивидуального подхода, хорошей организации, личности преподавателя, его заинтересованности в работе и отношения к детям, динамичности, эмоциональности. А также новизны упражнений, обеспеченность спортивным инвентарем, хорошее оборудование мест занятий, встречи с ветеранами спорта, выдающимися спортсменами, популярные лекции, физкультурно-массовые мероприятия, - все это играет для них большую роль в формировании интересов. Когда дети видят и ценят достигнутые результаты, испытывают удовольствие от самой деятельности, испытывают радость от познания нового - у них укрепляется вера в возможности физического совершенствования [11,16].
Для привлечения младших школьников к занятиям следует обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами учащиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий.
Девочки отдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку, хотят заниматься фитнесом, гимнастикой. Мальчики выбирают единоборства, спортивные игры, плавание.
Применение на уроках физической культуры подходов к формированию
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Изард Кэрролл Э. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэрролл Изард. - СПб.: Из-во Питер, 1999. - 435 с.
2. Каргаполов В.П., Золотарев С.К., Поликарпов В.Д. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания младшего школьника // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. 2016.
3. Киршбаум, Э.И. Психические состояния [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1990. - 143 с.
4. Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Хежев А.А. Культурологические проблемы совершенствования физических и психических способностей учащихся начальной школы на основе спортивной игры "Питер-баскет" // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. № 3.
5. Королева, Т.П. Возможности деятельностного подхода в психологической подготовке спортсмена [Текст] / Т.П. Королева / Теория и практика физической культуры. - 1996. -№8. - С.40-42.
6. Красников, A.A. Особенности соревновательной деятельности спортсмена: Требования состязаний к физическим и психическим возможностям спортсмена [Текст] : метод, разраб. для слушат. высш. шк. тренеров / A.A. Красников. - M.: ГЦОЛИФК, 1991. -223 с.
7. Методики диагностики в спорте [Текст] : 2-е изд., испр. и доп./ Н.И. Непомнящая. - М.: Просвещение, 1996. - 256 е.: ил.
8. Методики психодиагностики в спорте [Текст] : сб. методик на внимание и память / B.JI. Марищук. - М.: Просвещение, 1991. - 245 с.
9. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. №2. С. 12-17.
10. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.И. Непомнящая. - М.: Владос, 2001. - 191с.
11. Новикова, Г.П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 14-20.
12. Психические состояния [Текст] : хрестоматия / Сост. Л.B. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - 512 е.: ил.
13. Психология развития [Текст] / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии СпбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
14. Родионов, A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат [Текст] / A.B. Родионов. -М.: Физкультура и спорт, 1983.-112 с.
15. Сиротин, O.A. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / O.A. Сиротин.-М., 1996. - 31 с.
16. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского коллектива// Дошкольное воспитание. 1998. №5. С. 39-53.
17. Степкина С.Л. Влияние двигательной активности на организм и умственное развитие детей и подростков / С.Л. Степкина // Инновации и традиции в современном образовании: мат-лывсерос. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2012. – С. 120.
18. Теория и методика спорта [Текст] : учеб. пособие для училищ олимп. резерва / Под ред. Ф.П. Суслова. - М.: 1997. - 416 с.
19. Тоцкая Е.Н. Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Диссер. канд. пед. Целевое влияние активных игр на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников. Волгоград, 2011. 165 с.
20. Травин, А.П. Игровое взаимодействие в спортивных командах [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / А.П. Травина. - М.: 1993.-24 с.
21. Узнадзе, Д.Н. Психологическое исследование [Текст] / Д.Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.
22. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Я.Н. Гулько. С.Н. Зуев и др. - M.: АСВ, 2000. - 430 с.
23. Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: Проблемы и перспективы развития // Материалы III Международной электронной научно-практической конференции / 2013.
24. Ходотчук А.С. Формирование потребностей, мотивов и целей в физкультурной деятельности // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией Э.Г. Скибицкого. 2014. С. 273.
25. Щуров А.Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (30). – С. 296.
26. Яворская, Г.Х. Эмоциональный настрой как фактор профессиональной готовности: Диагностика и регуляция эмоциональных состояний [Текст] / Г.Х. Яворская. - М.: Знание, 1986, Т. 2. - 243 с.