Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Диагностика сформированности лингвистической компетенции
В начале учебного года среди учащихся 7 класса было проведено анкетирование с целью выяснения трудностей по формированию лингвистической компетенции.
Ответы на анкету давали учащиеся, однако входной срез по русскому языку в данном классе доказал эти результаты.
Таблица 1 Устные опросы подтверждали уровень сформированности лингвистической компетенции учащихся.
Начало учебного года
Лингвистические умения 7 класс
Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко
1. Ориентироваться в разделах русского языка и их единицах:
1 фонетике 60 % 40%
2 морфемике и словообразовании 40% 60 %
3 лексике 20 % 80%
4 морфологии 80 % 20%
5 синтаксисе и пунктуации 100% 0 %
2. Производить все виды разборов 80% 20 %
3. Орфография:
1 Правописание
гласных и согласных в составе морфем. 60% 40%
2 Правописание Ъ и Ь. 60% 40%
3 Слитные, дефисные и раздельные написания. 80% 20%
4 Прописная и строчная буквы. 0% 100%
5 Перенос слов. 20% 80%
6 Соблюдение основных орфографических норм 60% 40%
4. Применение теоретических знаний и умений в практике правописания. 80% 20%
Входной срез по русскому языку сентябрь.
Перечень ошибок, допущенных в работе :
Безударная гласная- 100 %
«н» и «нн» в разных частях речи - 20 %
Правописание суффиксов сущ.- 20 %
Чередующиеся корни - 100 %
Правописание наречий- 20 %
Личные окончания глаголов- 60 %
Правописание согласных на конце слова - 40 %
Знаки препинания при обособленных членах предложения - 40 %
НЕ с разными частями речи - 20 %
Знаки препинания между частями сложного предложения - 20 %
В соответствии с изменением в базисном плане школы в седьмом классе СОШ один час русского языка заменён спецкурсом.
В результате мы получили следующие показатели при вторичном тестировании.
Лингвистические умения 7 класс
Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко
1. Ориентироваться в разделах русского языка и их единицах:
1 фонетике 40 % 60%
2 морфемике и словообразовании 20% 80 %
3 лексике 20 % 80%
4 морфологии 40 % 60%
5 синтаксисе и пунктуации 60% 40 %
2. Производить все виды разборов 60% 40 %
3. Орфография:
1 Правописание
гласных и согласных в составе морфем. 40% 60%
2 Правописание Ъ и Ь. 20% 80%
3 Слитные, дефисные и раздельные написания. 20% 80%
4 Прописная и строчная буквы. 0% 100%
5 Перенос слов. 20% 80%
6 Соблюдение основных орфографических норм 40% 60%
4. Применение теоретических знаний и умений в практике правописания. 40% 60%
2.2. Программа развития лингвистической компетенции
В 7-м классе продолжается развитие умений, связанных с восприятием, обработкой и усвоением учебной информации, предъявленной следующих формах:
связные тексты (учебно-научное описание и рассуждение), содержащие учебный материал и подчёркнуто структурированные, с соответствующими графическими выделениями, которые облегчают зрительное восприятие основных и сопроводительных сведений, а также
восприятие иллюстративного языкового материала;
обобщающие таблицы, лаконично и структурировано представляющие изученные сведения, которые нужно повторить, или новую информацию, изучение которой предстоит школьникам;
разные виды схем при предъявлении которых в учебнике широко используются возможности цветового выделения, что активизирует зрительную память школьников;
разные виды плана: планы устных высказываний по заданной теме простые и сложные планы сочинений; приведённые в третьей части учебника развёрнутые планы различных видов языкового разбора;
словарные статьи разных видов, с которыми знакомятся семиклассники, работая со словарями, включёнными в третью часть учебника;
высказывания о языке выдающихся лингвистов, педагогов, писателей и публицистов (подобные тексты могут быть вынесены в эпиграфы г к разделам и широким темам курса или предъявлены как материал для анализа в рамках упражнений);
публицистические и научно-популярные тексты на лингвистическую тему. включённые в упражнения в качестве материала для анализа.
В заданиях предлагаются разноуровневые формы работы с теоретическим материалом параграфа, которые способствуют его успешному усвоению:
разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, вы борочное, изучающее);
анализ содержания текста: определение темы, подбор заголовка, вы деление главной и второстепенной информации, ответы на вопросы по содержанию, сверка содержания текста с предварительными выводами
(задания типа «Проверьте правильность предположения…») и т. п.;
выделение ключевых (опорных) слов текста;
подробный, сжатый, выборочный пересказ учебно-научного текста или его частей;
анализ структуры текста ( обоснование необходимости определённого количества частей текста, деление текста на части);
составление плана, тезисов, конспекта на основе прочитанного учебно-научного текста;
изменение формы предъявления информации (задания типа «На осно ве текста составьте схему, таблицу…»);
самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих основные тео ретические положения текста.
Формируя навыки выразительного чтения, опираемся на ранее изученные теоретические сведения об основных элементах интонации и уже отработанные элементарные навыки владения интонацией в разных условиях общения.
При оценке выразительности чтения, нужно учиты вать: 1) способность передавать чувства автора; 2) умение выбирать соот ветствующий содержанию темп речи, расставлять паузы, логические уда рения; 3) владение достаточной интенсивностью (громкостью) прочтения; 4) дикцию (отчётливость проговаривания отдельных слов); 5) соответствие чтения орфоэпическим нормам.
Таким образом, вокруг чтения сосредоточивается разнообразная рабо та, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности,1 которые демонстрируют умения понимать и усваивать прочитанное: критическое слушание, создание и оформление устных и письменных высказываний
Говорение. Система ти повых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:
выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теорети ческого материала учебника;
передавать в устной форме содержание таблиц, схем, рисунков; создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным пла ном, в том числе текст, содержанием которого является языковой
разбор;
составлять и устно излагать ответ с опорой на приведённые в упраж нении примеры;
создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;
выражать свою точку зрения на различные проблемы в устном выска зывании с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;
выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости на основе пословиц, а также высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей6
На развитие указанных умений нацелены не только типовые задания «Устное высказывание», но и многие другие упражнения, требующие объ яснить, описать, рассказать, высказать свою точку зрения, выразить своё отношение и т. п. Чтобы облегчить ученикам соответствующую рабо ту, в упражнениях обычно предлагаются: опорные слова и словосочетания; иллюстрации, помогающие определить тему, идею создаваемого текста и подобрать соответствующие лексические, морфологические и синтак сические средства; краткие и подробные планы заданных высказываний; образцы, по которым эти высказывания могут быть созданы. Задача учи теля заключается в том, чтобы максимально использовать возможности учебника, обеспечивающие развитие устной речи
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 4.
3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. № 1.
4. БыстроваЕ.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. N° 1.
5. КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Гл. 1 // Департамент по языковой политике, Совет Европы. Страсбург: Совет Европы, 2004, 259 с.
7. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
8. Современные языки: Изучение, преподавание, оценка: общеевропейские компетенции владения иностранным языком [Текст]. – Страсбург, 1996. – 144 с.
9. Сыдыкбаева М.М. ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(61). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 65-72.
10. Федоренко Л.П, Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994. – 206 с.
11. Хомский Н. «Язык и мышление» Изд. МГУ, – М. 1972, 123 с.
12. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. / под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С. 117–137.
13. Цейтлин С.Н, Погосяк В.А, Епифанова М.А, Язык.Речь, Коммуникация: Междисциплинарный словарь, СПб – «КАРО»,2006. – 128 с.