Фрагмент для ознакомления
2
Курсовая работа по теме «Психосемантика и культура»
Задание 1.
На каждую букву подберите: 1) понятие, которое можно отнести к основным дефинициям; 2) кратко прокомментируйте свой выбор;
3) приведите пример явлений или феноменов, раскрывающих содержание категорий (пример может быть из жизненного опыта, наблюдений, художественного текста). Ознакомьтесь с алфавитом, составленном на основе характерных ассоциаций о Японии и японцах. Составьте такой же алфавит о психолингвистике, психосемиотике и психогерменевтике.
Ответ:
А - ассоциация, алфавит, архетип (Юнг).
Б - былина, бессознательное, библиопсихология
В - Выготский, восприятие, внеязыковое (пространство)
Г - Горелов (создатель учебного пособия «Основы психолингвистики»), герметика, герменевтика
Д - дивергент, деструкция (психогерменевтика является методом деструкции и предметом изучения, который обнаруживает разложение речевого влияния, начиная со времени создания текстовой информации), детская речевой детский говор (лепет)
Е - естественное наблюдение, естественный объект, единица психического анализа
Ж - Жинкин (написал книгу «Механизмы речи» в 1958 г., которая стала прорывом в истории отечественной психолингвистики), жаргон, жест
З - заикание, знак, звук
И – истолкование, индивид, интроверт
Й - йот (неслоговая сонанта), йотовая артикуляция (перемещение и порядок речевой органики), Йост (представитель германской психологической научной мысли, который выступает профессионалом в сфере экспериментальной психологии)
К - казус, кайф, концепция
Л - лингвистика, Леонтьев, личность
М - мазохизм, мотивация (Л. С. Выготский в своих научных исследованиях связывает построение устройства речевого взаимодействия через систему, состоящей из цепочку определенных стадий деятельности (мотивация - мысль – мысль внутреннего слова – артикуляционная реализация речи), маразм, манипуляция
Н - навык, Ньюмарк (английский профессор и лингвист), намерение
О - осознание, осмысление, объективность
П - патопсихолингвистика, полиграф, понимание
Р - речь, рефлексия, Рубакин (отечественный книговед, библиограф и писатель)
С - структуралисты (их работы являются вторым источником в психолингвистике), семиотика, символ
Т- Тарасов (трансформационная грамматика), текст (истолкование его смысла)
У - Уорф (вместе с Сепиром предложил теорию относительности в научной лингвистике), Уфимцева (крупнейший советский лингвист), Уленбек (голландский лингвист и антрополог)
Ф - фоносемантика, фрейм (структура, содержащая информацию), фонема
Х - Хомский (представитель структурализма в США), Холод А. М. (в отечественной психологии считается создателем периодического научного издания «Психолингвистика»), характер
Ц - Цейтлин С. Н. (доктор филологических наук, отечественный языковед), цель, цитирование
Ч - честолюбие, человечность, честность
Ш - шкалирование, Шахнорович (автор учебника «Проблемы психолингвистики»), шепот
Щ - Щерба (в истории лингвистики известен как выдающийся специалист по фонетике и фонологии), Щедровицкий (отечественный философ и методолог), щель (эксперимент Юнга с двумя щелями)
Э - эвристика, эгоизм, экзегеза ( раздел богословия, толкующий библейские тексты)
Я - ясновидение, язык жестов, Якобсон (российский и американский лингвист, педагог и литературовед)
Понятие архетип был введен К.Г. Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов. Он является структурным элементом коллективного бессознательного, с которым можно встретиться во сне (мандалы, таинственные знаки, символы и т.д.) Помимо архетипа, стоит отметить и мифологичность человеческого сознания. Оно проявляется в загадывании желаний под Новый год, верой в приметы и в технике самовнушения.
Под былиной следует понимать фольклорный эпос песенного характера, повествующий в своей сюжетной линии знаменательное доблестное событие, или заметный эпизодический факт из древнерусской истории. Характерными чертами былин являются: 1) грандиозный характер; 2) непременное присутствие сюжетной линии; 3) упоминание о былинных героях - защитников, наделенных необыкновенной силой (богатырях); 4) специфический стиль составления повествования и изображения действующих лиц и т.д. Для них также характерно применение особенных инструментов, повышающие экспрессию и речевую выразительность (например, троекратные повторы - сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты). Для былинного изложения характерно противопоставление реальности и фантазий через образы героев (например, Илья Муромец и Соловей Разбойник). Ключевой примечательностью для стихосложения былин является применение художественных стереотипов - синонимов (например, Киев именуют: стольным Киев - градом, или славным городом Киевом, или красен Киев - градом). Для придания насыщенности и привлекательности текста применяют также повторения одних и тех же слов (например, из далече - идалече), либо повторы - синонимы типа: ратиться -биться и т. д. Очень часто при завершении одной строчки происходит рождение следующей (например, «А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град»).
Восприятие - явление по созданию образной предметной неделимости, которое возникает в результате воздействия на нейронные связи
Герменевтика - в переводе с греческого означает «искусство толкования» и воспринимается в двух значения: 1) связано с научным течением в структуре богословия, ее предмет - изучение и выявление исторического опыта ключевых позиций трактовки Священного Писания, формирование способов и средств интерпретации текста в Библии;
2) понимается как наука по изучению исследование и трактовки древнейших текстов.
Под диалогом следует поникать беседу двух или нескольких лиц и в переводе с греческого означает «беседа». Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику.
Единица психического анализа - структурное или функциональное образование, выступающее как самое наименьшее и не разложимое на компоненты система, которая при всей своей совокупности и образуют психику.
Жаргон - отличается от общеразговорной языковой формы спецификой фразеологии и лексики, а также экспрессивностью оборотов, особым использованием словообразовательных средств, но не обладающие своей фонетической и грамматической системой. Есть молодежный, компьютерный, блатной и др. жаргоны. Некоторые слова-жаргонизмы прочно вошли в разговорную и литературную речь. Лузер, кинуть, штука (имеется в виду тысяча отечественных рублей), «бакс» или «зеленый» («зелень») - доллар и т.д.
Знак - явное или неявное соглашение, связанное с приписыванием предмету или явлению конкретного значения, смысловой направленности. Под знаком могут понимать также определенный эпизод употребления подобного соглашения для трансляции оповещения и может иметь форму составного, т.е. содержать несколько знаков.
Искусственные языки - специализированные языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были преднамеренно разработаны для воплощения определённых и необходимых целенаправленных установок. Данная установочная форма относится к числу тех, которые отличают искусственные языки от естественных. В связи с этим данные языки нарекают ненастоящими, которые в наши дни насчитываю уже не одну тысячу и это далеко не предел. Основаниями для организации искусственного языка являются: во - первых – существующая от природы простота людского общения (национальные вспомогательные коды и языки ); во - вторых – внесение в художественную литературу дополнительного чувства реализма, в-третьих осуществление лингвистических экспериментов, обеспечивают коммуникацию в вымышленном мире, в процессе развлечений и проведения языковых игр.
Под речевым оборотом «искусственный язык» чаще всего имеют ввиду понятие планового или иного языка, применяемого для разговора между людьми. Нередко «плановый» по - другому именуют «искусственным» языком. Но все же статистика отражает тот факт, что употребление «плановый» язык - наиболее распространенный вариант, поскольку в словосочетание «искусственный» язык закладывается неприятный предвзятый оттенок в определенных зыках (например, в слове «artificial», с точки зрения английского языка понимается «надуманность, притворность».
Йот – буква греческого алфавита, используемая для записи звука.
Культура (в переводе с латинского означает «возделывание», а позже - «воспитание», «организация», «формирование», «уважение») - выступае
Показать больше