Фрагмент для ознакомления
2
Период обучения представляет из себя один из важнейших периодов в жизни человека. Он характеризуется стремительными переменами в физическом, языковом, социальном и психолого-эмоциональном развитии.
Ведущие направления в развитии образования формируются, развиваются и функционируют согласно с масштабными задачами модернизации образования, которое рассматривается в настоящее время как актуальный стратегический источник становления общества и один из приоритетных государственных проектов. Таким образом, изучение традиционных ценностей в системе образования является значимым и актуальным направлением для дальнейшего изучения.
Объектом исследования является этнокультурное образование.
Предметом – традиционные ценности в системе этнокультурного образования.
Цель курсовой работы – выделить актуальные проблемы и задачи этнокультурного образования современной молодёжи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативную основу этнокультурного образования;
- описать преемственность образовательной системы и этнокультурные ценности народов России;
- выделить проблемы организации непрерывного этнокультурного образования;
- исследовать методику этнокультурного образования на современном этапе.
Степень научной разработанности курсовой работы включает труды следующих авторов: М.М. Афанасьев, О.А. Ткачева, А.Б. Афанасьева, Т.В. Болотина, А.П. Валицкая и др.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в выделении актуальных проблем и задач этнокультурного образования современной молодёжи. Итоги проведенного анализа могут быть полезны студентам и работникам в отрасли менеджмента и образования.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Система этнокультурного образования в регионах России
1.1 Нормативная основа этнокультурного образования
Проблема формирования и использования образовательного потенциала актуальна на любом этапе экономического развития, так как это основной ресурс общества, определяющий его силу, могущество, возможности совершенствования. Образовательный потенциал общества – накопленные поколениями знания и профессиональный опыт, которые воспроизводятся через систему образования .
М.М. Афанасьева выделяет, что внимание государства и социума к проблеме развития образования в России с каждым годом возрастает – причин этому довольно много . К примеру, каждый год увеличивается количество учащихся по программам детского дополнительного внешкольного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, регулярно совершенствуют образовательные программы, активно развивается законодательная база в этой сфере.
Также, качество и уровень образовательного процесса являются ключевыми показателями развития социума и государства в общем. При этом улучшение системы образования на каждом из уровней положительным образом оказывает влияние на общий уровень жизни, что выявляется в снижении уровня преступности, оздоровлении граждан, в том числе лиц подросткового возраста, и улучшении социального и экономического престижа государства. Особо отметим то, что несмотря на весомый интерес ученых к изучению особенностей как образования в общем, так и отдельных образовательных услуг, актуальность последующих разработок в этой области сохраняется
К.В. Дрозд среди основных проблем образовательного потенциала в современное время, выделяют следующие :
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- старение материально-технической базы;
- нехватка квалифицированных кадров и их постоянная текучка;
- нехватка грамотных руководителей.
Отметим также то, что российская система дошкольного образования, несмотря на ряд существующих проблем, во многом считается уникальной, например, по желанию родителей в дошкольном учреждении ребенок может присутствовать весь день (12-и часовое пребывание) или круглые сутки. Образовательный процесс осуществляется профессиональными педагогами и медицинскими работниками, при этом родители оплачивают не более 20 % от совместной цены содержания ребенка. Здесь же, следует выделить то, что содержание затрат на содержание ОУ между муниципальным бюджетом и родителями рассматривается, в настоящее время, как одна из главнейших социально-экономических проблем.
Разнообразие путей обновления содержания системы образования ставит вопросы о :
- совершенствовании подготовки педагогических кадров;
- реализации творческой активности преподавателей ОУ;
- формировании личных достоинств под углом зрения мыслей гуманистической психологии и педагогики;
- педагогическом потенциале педагога, его ориентации на личность каждого ученика;
- увеличении профессиональной компетентности;
- принятии позиции энергичного самовоспитания и самообразования;
- становлении педагогической рефлективности и мышления.
Все вышеперечисленные вопросы являются ресурсами становления и модернизации системы российского образования.
Во всех странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику – ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об определенной выраженности следующих ступеней систем образования, свойственных многим странам, в том числе и высшей (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура системы образования в России
Этнокультурное образование представляет систему знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, которые отражают характер и психологические особенности, а также самобытность
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Афанасьев М.М., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii
4. Афанасьева А. Б. Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов // ЧиО. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-etnokulturnogo-obrazovaniya-sovremennyh-pedagogov
5. Болотина Т.В. Международный опыт организации внутришкольных межэтнических коммуникаций в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-organizatsii-vnutrishkolnyh-mezhetnicheskih-kommunikatsiy-v-sfere-obrazovaniya
6. Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-shkola-rossii-kulturotvorcheskaya-model-v-kontekste-zadach-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya
7. Волков А. Е., Кузьминов Я. И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-obrazovanie-2020-model-obrazovaniya-dlya-innovatsionnoy-ekonomiki-material-dlya-obsuzhdeniya
8. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник НГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-suschnost-podhody-opyt-realizatsii
9. Даньшина С. А., Михалёва Е. И., Чернышева И. В. Этнокультурные средства как основа этноориентированного содержания обучения молодёжи // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnye-sredstva-kak-osnova-etnoorientirovannogo-soderzhaniya-obucheniya-molodyozhi
10. Дрозд К.В. Педагогический потенциал событийного подхода к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства // Приволжский научный вестник. 2013. №8-1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-sobytiynogo-podhoda-k-organizatsii-vzaimodeystviya-subektov-vospitatelnogo-prostranstva
11. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-nepreryvnogo-etnokulturnogo-i-polikulturnogo-obrazovaniya
12. Кирилина Н.А., Морозова Л.С. Сущность и особенности конкуренции на рынке образовательных услуг // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №15-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-konkurentsii-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug
13. Козин В. В. Системный подход как теоретико-методологическая основа модернизации этнокультурного образования в региональном социуме // ИТС. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-kak-teoretiko-metodologicheskaya-osnova-modernizatsii-etnokulturnogo-obrazovaniya-v-regionalnom-sotsiume
14. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность // Власть. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-identichnost
15. Набиев В. Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-definitsii-ponyatiya-struktura-i-znachenie-v-kompetentnostnom-podhode
16. Невмержицкая Е. В. Характеристика критериев оценки этнокультурной обученности // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kriteriev-otsenki-etnokulturnoy-obuchennosti
17. Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/ifch/deps/cultus/about/
18. Павлова И. Ю. Этнокультурное обучение и воспитание в современном образовании // КПЖ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obuchenie-i-vospitanie-v-sovremennom-obrazovanii
19. Панченко А.Б. Структура системы управления образованием в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-sistemy-upravleniya-obrazovaniem-v-rossii
20. Саранцева В. С. Программы гармонизации межнациональных отношений в субъектах российской федерации в механизме обеспечения гражданского мира и безопасности // Образование и право. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-garmonizatsii-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-v-subektah-rossiyskoy-federatsii-v-mehanizme-obespecheniya-grazhdanskogo-mira-i
21. Чумарина Г.Р., Колбина А.Д. Конкурентоспособность и тенденции развития сферы образовательных услуг // Современное педагогическое образование. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-i-tendentsii-razvitiya-sfery-obrazovatelnyh-uslug
22. Ширипова Т. В. Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды // Вестник БГУ. 2011. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnicheskoy-identichnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy
23. Этнокультурные особенности последипломного образования педагогов республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4729