Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, а также активным развитием международных отношений обучение иностранных языкам в России выходит на качественно новый уровень. Ведущее место получает коммуникативный подход, так как формирование навыков иноязычного общения становится ключевой целью обучения в целом.
В настоящее время владение иностранным языком является одним из важных критериев получения престижного места работы.
Одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания иностранного языка в вузе является обучение устному общению, и в частности диалогической речи. Диалог является более сложным для усвоения студентами, чем монолог, так как он обладает более сложными коммуникативными, лингвистическими и психологическими характеристиками, и в подавляющем большинстве случаев является неподготовленной речью.
Проблемой обучения диалогической речи занимались многие ведущие отечественные и иностранные педагоги, в том числе С.Ф Шатилов, Н.Д. Гальскова, Дж. Хармер и другие. В частности В.Л. Скалкин, Н.Ю. Николаева и К. Лютге внесли значительный вклад в разработку систем упражнений для обучения диалогической речи, а Е.И. Пассов разработал методику обучения диалогу в рамках коммуникативного подхода.
Тем не менее, несмотря на достаточную освещенность вопроса, обучение диалогической речи все еще остается острой проблемой. Не все методы оказываются эффективными, кроме того все чаще возникает необходимость дополнительной мотивации студентов и организации учебного процесса таким образом, чтобы он был увлекательным для студентов.
Объектом данного исследование является процесс развития умений диалогического общения у студентов.
Предмет: использование ролевых игр в процессе развития умений диалогического общения.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать методические рекомендации по использованию ролевых игр для развития умений диалогического общения у студентов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. На основе анализа методической литературы определить понятие диалога, выделить его характеристики, раскрыть методику развития диалогических умений на среднем этапе обучения.
2. На основе анализа методической литературы выявить сущность роевых игр, их виды и особенности использования в процессе обучения английскому языку в средней школе.
3. Проанализировать статьи по методике обучения английскому языку с точки зрения представленных в них особенностей развития умений диалогического общения с применением ролевых игр.
4. Разработать методические рекомендации по применению ролевых игр для организации эффективного процесса развития умений диалогического общения для студентов.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы по педагогике, психологии, лингвистике и методике обучения иностранным языкам, методы описания, анализа и синтеза.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития навыков и умений диалогической речи на уроках иностранного языка.
1.1. Диалог как объект обучения и его виды
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М. Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» .
С. Л. Рубинштейн пишет, что «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления» . Становление устной речи и умений речевого общения, является основной цель работы по развитию речи.
В самом обыденном понимании диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог – это одна из форм связной речи, наряду с монологической речью.
Л.А. Введенская определяет диалог как «форму речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения». Любой диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой, но на практике же любой диалог имеет свою концовку .
По определению Г.М. Кучинского, диалог – это «одна из форм связной речи, в которой участвуют два или несколько говорящих и которая представляет собой смену их высказываний, обмен высказываниями-репликами по какой-либо теме». Реплика – это обязательный компонент диалога. Она имеет двуплановый характер, так как совмещает в себе «значения акции (стимулирующее высказывание) и реакции (ответ на реплику), в результате чего диалог и представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний» . Почти всегда диалог, особенно повседневный (бытовой), сопровождается жестами и мимикой. В различных видах диалога (научный спор, деловые переговоры и т.п.) реплики могут представлять собой пространные выступления, речи.
В.В. Деменьев рассматривает диалог как «жанр речи, который состоит из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником» .
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к изучению диалога.
Представители лингвистического подхода (В.П. Глухов,Г.М. Кучинский, Н.Ю. Шведова и др.) называют диалог «актом социально-речевого взаимодействия людей, который происходит при непосредственном общении. Под диалогом они подразумевают «коммуникативную деятельность людей (т.е. общение) и результат этой деятельности» .
С точки зрения лингвистики, основной единицей диалога является «диалогическое единство – тематическое объединение нескольких реплик, каждая последующая из которых зависит от предыдущего, т.е. эти реплики связаны между собой по смыслу». Диалогическое единство характеризуется «семантической, структурной и смысловой законченностью» .
При социально-психологическом подходе (Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и др.) диалог представляет собой «сложную форму социального взаимодействия, такую разновидность человеческого поведения, при которой человек обязан соблюдать ряд социально обусловленных норм и правил, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой общения и взаимоотношения людей» .
Представители поведенческого подхода (А.Г. Арушанова, О.Б. Сиротинина и др.) полагают, что диалогическая речь – это «средство формирования и развития социального опыта человека, поскольку диалог – это разновидность человеческого поведения» .
Итак, диалог изучается с точки зрения разных подходов, каждый из которых вносит в его определение существенные и важные характеристики.
Общее, что объединяет все эти подходы, это понимание того, что диалог – это форма речи, общения и коммуникации, которая протекает как разговор, обмен репликами двух, трех или более лиц, в котором собеседники постоянно меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль).
Диалогическая речь – это «основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь» .
Непосредственное участие в диалоге осуществляется при помощи диалогической речи. По определению А.Г. Арушановой, диалогическая речь – это «тип речевой коммуникации, в процессе которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами» . Схожее определение дает О.Б. Сиротинина, по мнению которой «диалогическая речь – это «сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения объединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание» .
Структурные единицы диалогической речи – это «отдельные высказывания – реплики, которые связаны друг с другом по смыслу и определенными отношениями. Эти реплики делятся на две группы:
1) реплики-стимулы (сообщение, вопрос, побуждение);
2) реплики-реакции (реакции на сообщения, ответы на вопросы и реакции на побуждения)» .
Эту же мысль высказывает В.П. Глухов, который замечает, что «любой диалог осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участни
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам): учебное пособие / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва: Издательство ИКАР, 2010
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008
3. Арушанова, А. Г. Истоки диалога. 5-7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова [и др.] ; под ред. А. Г. Арушановой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
4. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
6. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового / Т. М. Балыхина. – М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
7. Вайсбурд, М. Л. Развитие речевой активности на уроках иностранного языка / М. Л. Вайсбурд. – М.: Просвещение, 1967
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2015.
9. Верещагина Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизм). М., 2009.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп. / В. П. Глухов. – М. : Астрель, 2014.
11. Гойхман, О. Я. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. для вузов / О. Я. Гойман. – М. : Инфра-М, 2015.
12. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия [Текст] / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров. – М. : Лабиринт, 2013
13. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1999.
14. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. для вузов / Н. А. Ипполитова. – М. : Проспект, 2017.
15. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова. – Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 38-42
16. Кон, А. Наказание наградой / А. Кон. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017.
17. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. – Минск : Университетское образование, 2012.
18. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] ; под ред. В. Н. Ярцева. – М. : Российская энциклопедия, 2010.
19. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие / М. Р. Львов. — М. : Академия, —2000
20. Матвеева, Н. В. Ролевая игра / Н. В. Матвеева // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – 2005. – № 4.
21. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Р.П. Мильруд. – Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2007. – №3. – С. 45-47
22. Московкин, Л. В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Л. В. Московкин, А. Н. Щукин. – М. : Русский язык. Курсы, 2010.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
24. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М. : Русский язык. Курсы, 2010
25. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д. : Феникс; М. : ГлоссаПресс, 2010
26. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011.
27. Пименов А.В. Управление собственным речевым действием в диалоге. М., 2001
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Издательство «Питер», — 2000
29. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М. : Детство-Пресс, 2014.
30. Сиротина, О. Б. Всё, что нужно знать о русской речи [Текст] : пособие для эффективного общения / О. Б. Сиротина. – М. : ЛЕНАНД, 2016.
31. Сирык Т.Л. Начальный этап обучения английскому языку. Киев, 2007.
32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
33. Уайзер Г.М. Развитие устной речи на английском языке. М., 2007.
34. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. – Ростов-на/Д. : Феникс, 2014
35. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи // Синтаксис современного русского языка [Текст] : хрестоматия с заданиями / авт.-сост. Г. Н. Акимова и др. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Просвещение», 1999.