Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За многие тысячелетия литература принимала в себе и напротив отталкивала многие жанры и стили, но те жанры, которые сопровождают писателей с древних времен и до дней сегодняшних. Басня, рассказ, драма все эти жанры существуют давно.
Исповедальное художественное произведения это жанр литературы как отождествляемый с автобиографией автора в виде мемуаров. В этих текстах автор публично кается перед своими читателями. Но между автобиографией и исповедью есть разница, и она заключена в самом покаянии. Автор не просто рассказывает историю своей жизни, а раскрывает свою душу, все её потайные дверцы.
В исповедальном тексте всегда присутствует лицо, к которому обращается автор, и ценностно-нормативные установки, которыми автор «поверяет» свой жизненный путь.
Таким образом, «Исповедь» открывает новые возможности использования этого феномена, трактуя исповедь как публицистический прием.
Актуальность работы заключается в понятии исповедального художественного текста. Это значит самому хотя бы на какое-то время попытаться войти в круг осмысления архиважных проблем: человек и природа, жизнь - смерть - бессмертие, свобода и несвобода в судьбе человека и общества, долг и счастье, ступени жизни: от детства через грехопадение к воскресению, вера и сомнение, добро и зло, насилие и «непротивление злу насилием», красота истинная и ложная, благо «животное» и духовное.
Цель работы. Определится с отношением к духовным ценностям и к жизни как социальному феномену. Вывести для себя источники добра и зла, попытаться понять, что есть свобода воли, нравственность и религия. Для достижения этих целей мы поставили перед собой такие задачи:
1. Выявить глубинную основу мировоззрения Толстого и Осаму.
2. Рассмотреть проблему отношения к самоубийству в разных культурах.
Глава I.
Жанр исповеди в русской и мировой литературе
1.1. Определение жанра в литературе и богословии.
На сегодняшний день литературных жанров более чем достаточно. Они разделены не только как художественные произведения, но и как документальная, историческая, учебная, справочная литература.
Под литературным жанром принято группу литературных произведений, имеющие общие содержательные признаки.
Аристотель в своем культовом произведении «Поэтика» впервые систематизировал литературные жанры. В сознании литераторов и читателей он укрепил представление, что литературные жанры подчинены одной закономерной, а задача писателя заключена в подгонке своего текста под требования жанра[1].
Авторы средних веков сами принимали решения, к какому жанру относятся их произведения. Существовала некая бессистемность, необходимо было систематизировать творчество. На свет появились нормативных поэтик. В них содержались указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия.
Лучшим из всех существовавших в то время трактатов на эту тему принадлежало перу Буало, он носил название «Поэтическое искусство». Увидело свет «Поэтическое искусство в 1674 года. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.
В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. Таким отчетливым примером может послужить жанр баллада. На рубеже XVIII—XIX веков баллады перекачивали с уличных площадей во дворцы и замки. Их стали читать и слушать в высшем обществе. В России распространение этого жанра связано с именем Жуковского [1].
Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение[3].
В прошедшем веке литературные жанры разделились на художественный жанр и научно популярную и образовательную литературу. Массовая тяга к чтению и способность людей покупать книги потребовало от литературы новое жанровое разграничение. Разумеется, классификация жанров прошлых лет для массовой литературы не подходила, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа.
В конце XIX и до пятидесятых-шестидесятых годов XX века формируются детективный жанр и научная фантастика, антиутопии и дамские романы.
Основой богослужения и выполнения религиозных обрядов всегда и во всех религиях лежит на неизменных традициях, которые записаны и занесены в литературные источники.
Жанровое деление в богословской литературе не претерпело такого серьёзного изменения как светская литература. Но все же имеет свою классификацию:
Канонический жанр. По мнению верующих это литературные источники, продиктованные высшей силой и высшим разумом. К ним относятся Библия Коран, Талмуд [3].
Богослужебный жанр. В этот жанр входят такие литературные источники, которые предназначены для осуществления религиозных культов: требник, псалтырь.
Для широкого круга верующих читателей предусмотрен такой жанр как молитва. Молитвы собраны в специальные сборники – молитвенники.
Агиографический жанр. В этом жанре пишется житие святых с официального одобрения церкви или другого культового собрания в зависимости от религиозной принадлежности. Как правило, тексты этого жанра отличаются своим нравоучительным характером.
Антиподам агиографического жанра является апокриф. В жанре апокриф пишутся фантазийные, выдуманные тексты на тему религии ли тесты против религиозных догматов. Примером апокрифа может служить творчество ЛеоТаксиля или Даниила Андреева.
1.2 Исповедь как литературный жанр
В серебренное девятнадцатое столетие русская литература внесла свой вклад в развитие исповеди, как литературный жанр. В покаянном порыве Николай Васильевич Гоголь, будучи автором сатирических произведений, осудил сатиру как литературную жанровую направленность, назвав её клеветой на ближнего своего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: 1981. С. 4.
2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная Литература», 1975. — 504 с.
3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М.: «Художествен ная Литература», 1972. — 470 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 255
5. Гинзбург Л. О психологической прозе. Изд. 2-е. Л.: «Художественная Литература», 1976. — 448 с.
6. Гривнин В.С. Акутагава Рюноскэ: Жизнь. Творчество. Идеи. М., 1980. — 295 с.
7. Дадзай Осаму. Исповедь «неполноценного» человека. Повесть. М.: «Аграф», 1998. — 160 с.
8. Жан-Жак Руссо. Трактаты. М.: Наука, 1969.
9. Зеньковский В.В. История русской философии в 2 томах, т.1, ч.2, Ленинград: ЭГО, 1991.
10. Зеньковский В.В. По поводу книги И.А..Ильина «О сопротивлении злу силой». / Ильин И.А. Собр.соч.в 10 томах, т.5. Приложение. О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина М.: Русская книга, 1996.
11. Зеньковский В.В. Проблема бессмертия у Л.Н. Толстого. / Л.Н.Толстой: pro et contra. Антология. Серия «Русский путь». СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000.
12. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000.
13. Ильин И.А. Кошмар Н.А.Бердяева. Необходимая оборона / Ильин И.А. Собр. соч. в 10 томах, т.5. М.: Русская книга, 1996.
14. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой (доклад, 1931)/ Ильин И.А.. Собр. соч. в 10 томах, т.5. М.: Русская книга, 1996.
15. Тамарченко Н. Д. Жанровая система // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Ред. Н. Д. Тамарченко. — ИНИОН РАН: