Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкуренции и резким ограничением внешних ресурсов. Такая ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, его выхода на новые рынки, диверсификации и, в конечном счете, снижению его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо создать бизнес-систему, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействие окружающей среды во всех областях.
Бюджетирование является первым этапом развития системы регулярного управления экономикой и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, стоимость и повысить конкурентоспособность предприятия.
Составление бюджета является неотъемлемой частью общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс составления бюджета представляет собой целостную систему планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый на определенный период времени, показывающий планируемую сумму доходов, которые должны быть достигнуты, и (или) расходы, которые будут понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения этой цели.
Любому бизнес предприятию необходим бизнес план для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и хозяйственной деятельности, служат основой для оценки эффективности предприятия, но также используются в качестве инструментов управления и стимулирования. Проведя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно оценить финансовую состоятельность отдельных видов его деятельности на этапе планирования, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансирования источников денежных поступлений и их использования, определения объемов и форм, условий и сроков внешнего финансирования.
Цель работы – исследование организации бюджетирования на предприятии, как инструмента финансового планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить сущность, значение и принципы бюджетирования;
-рассмотреть виды бюджетов предприятия и этапы их составления;
-разобрать организацию процесса бюджетирования на предприятии;
-дать организационно-экономическую характеристику ООО ИК Сибинтек;
-провести оценку системы бюджетирования ООО ИК Сибинтек;
-выявить проблемы и направления совершенствования бюджетирования ООО ИК Сибинтек.
Объектом исследования выступает ООО ИК Сибинтек.
Предметом исследования - бюджетирование в рамках системы финансового планирования.
В работе использовались общенаучные методы исследования: методы системного и сравнительного анализа, методы группировки и факторного анализа; методы экономико-статистического анализа, методы экспертных оценок и др.
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа финансового состояния предприятий: Албастов А.Д., Алиев С.Д., Баженов Ю. К., Вечканова Г.Р., Егорова Н.Е., Лукасевич И.Я., Львов Ю.А., Лях Д.Д., Морозова О.Л., Никитина С.К., Ременников В.В., Серов С.Д. и др.
1. Теоретические аспекты бюджетирования
1.1 Сущность, значение и принципы бюджетирования
Любая компания, независимо от ее размера и масштабов, стремится зарабатывать деньги и правильно вкладывать их в развитие. Для этого необходимо составлять финансовые планы, следить за движением средств, объективно оценивать затраты и результаты деятельности компании. Все это неотъемлемые этапы составления бюджета.
Бюджетирование - это сложный процесс формирования и распределения финансов, корректировки планов с учетом текущей экономической ситуации, управления средствами с учетом различных показателей.
Концепция бюджетирования актуальна не только для юридических лиц, но и для физических лиц. Каждый должен контролировать свои доходы и расходы, правильно распределять финансы, ставить цели и выделять бюджет на их реализацию. Кроме того, каждый гражданин имеет право влиять на экономику государства, в котором он живет. Он имеет право предлагать свои собственные идеи по распределению бюджетных средств.
Система бюджетирования компании состоит из шести основных функций:
1.Составление бюджета. Составление бюджета помогает найти наиболее перспективные варианты инвестирования финансов и быстро отказаться от целей, которые не приносят пользы компании.
2.Результаты оценки труда. Чтобы понять, в какой степени был построен финансовый план организации, необходимо оценить результаты ее деятельности. Это единственный способ выявить слабые стороны компании, устранить ошибки и разработать более эффективную стратегию развития.
3. Анализ деятельности менеджеров. Любая организация нуждается в развитии. Менеджеры отвечают за этот процесс: они выбирают направление совершенствования и роста компании, формируют задачи и следят за их выполнением. Во время составления бюджета вы можете увидеть, в какой степени выполняется эта работа, какие сотрудники заслуживают материального вознаграждения.
4. Мотивация сотрудников и руководства. Когда профессионалы видят стратегические цели компании, в которой они работают, их деятельность становится более продуктивной. Они понимают результаты, которых им необходимо достичь в какой-то момент, и знают, что получат финансовое вознаграждение за проделанную работу.
5. Формирование коммуникационной среды. Четко понимая цели и задачи компании, сотрудники становятся более мотивированными и заинтересованными. Они чувствуют себя частью целого и работают более эффективно, стараясь не подводить команду. Коммуникации становятся все более организованными.
6. Координация между подразделениями компании. Это одно из основных условий достижения поставленных целей. Когда все подразделения компании работают слаженно, повышается ее производительность, развиваются новые выгодные направления, снижаются затраты.
Грамотная организация бюджетирования на предприятии позволяет достичь следующих целей:
- регулярное и своевременное планирование мероприятий с учетом различных показателей;
- разработка и утверждение стратегий, которые помогут сэкономить и правильно потратить средства компании;
- внедрение инвестиций в качестве дополнительного источника прибыли;
- оптимизация существующих инвестиционных каналов;
- определить текущее состояние предприятия с целью улучшения его работы;
- определение целесообразности запуска запланированных проектов;
- продуктивно использовать ресурсный потенциал компании;
- укрепить свое финансовое положение;
- укрепление дисциплины и вовлеченности сотрудников;
- автоматизация системы определения и выполнения задач;
- следить за соблюдением законов и контрактов.
Особенности принципов составления бюджета представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Принципы бюджетирования
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Андреев, Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования // Современные тенденции развития науки. - 2018. - № 3. - С. 36-38.
2.Виткалова А.П., Миллер Д.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. - М.: Альфа-Пресс, 2017. – 104 с.
3. Войко, А. Постановка системы бюджетирования на предприятии / А. Войко // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2020. - № 2. - С. 36-38.
4.Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2017. – 272 с.
5.Габдуллина, Г.К. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии, виды и содержание бюджетов // Общество и власть. - 2017. - № 2. - С. 63-68.
6.Гасанов, Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 128-133.
7.Добровольский Е., Бюджетирование: шаг за шагом.- СПб.: Питер, 2016. – 435 с.
8.Дрок, Т.Е. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 5. - С. 121-124.
9.Дугельный А.П. Бюджетное управление предприятием: Учеб. практ. пособие. - М.: Дело, 2018. – 432 с.
10.Дудка, Е. С. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2020. - № 1. - С. 351-357.
11.Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования - М.: Результат и качество, 2019. – 400 с.
12.Керимов В.Е. Бюджетирование и внутрихозяйственный контроль в торговле: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2019. – 224 с.
13.Колмыкова, Е. С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (62). - С. 456-458.
14.Кучеренко, А.И. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации // Справочник экономиста. - 2019. - № 3. - С. 1-17.
15.Ладыгин В.В. Бюджетирование и контроль на предприятии. - М.: Едиториал УРСС, 2021. - 530 c.
16.Маевская Е.Б. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков организаций: Монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 256 c.
17.Михалев, Д. Ю. Бюджетирование как функция управления организацией // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287).- С. 96-98.
18.Незамайкин В.Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 200 c.
19.Немировский И.Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство. - М.: И.Д. Вильямс, 2017. – 512 с.
20. Никитина, Н. Проблемы системы бюджетирования на предприятиях и пути их решения // Финансовая газета. - 2018. - № 9. - С. 37-40.
21. Петрова, Е.С. Сущность бюджетирования в системе планирования // Молодой ученый. - 2018. - № 9. - С. 143-145.
22.Савчук В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: учеб. пособие- М.: Инфра-М, 2018. - 432 с.
23.Семенова А.А. Проблемы коммерческого бюджетирования на предприятиях - М.: ИКФ Альт, 2019. – 392 с.
24.Фуфыгина, М.Н. Факторы, влияющие на формирование системы бюджетирования на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 3. - С.11-22.
25.Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов. - М.: Юрайт, 2020. - 206 c.
26.Хруцкий В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2020. - 458 c.
27.Шеремет А. Д. Управленческий учет. - М.: ИД ФБК-пресс, 2018. – 512 с.
28.Шим Д., Сигел Д. Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. – СПб.: Бизнес-Микро, 2018. – 474 с.