Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется уникальностью фигуры А.С Кушнера в литературном процессе XX века. Поэт, эссеист, критик, филолог, человек высочайшей эрудиции, современник И.А. Бродского и Б.Б. Рыжего. Поэзия Кушнера продолжает традиции акмеизма, постоянно обращаясь к образам других культур. Образы и сюжеты мифологии, прежде всего античной, занимают в его поэзии большое место (образы античных богов, героев, их атрибуты, образы «античного» пространства). Научный интерес к личности и творчеству поэта появился в последней четверти прошлого столетия, на что указывает книга стихов, предисловие к которой написал российский академик РАН Д.С. Лихачев (издание датировано 1984 годом). Пять лет спустя в журнале «Звезда» появляется публикация критика А.Ю. Арьева «Маленькие тайны, или Явление Александра Кушнера», в которой исследуются философские истоки и интертекстуальность лирики поэта.
Первая монография о творчестве А.С. Кушнера вышла в 1992 году. В работе Д.Б. Пэна под названием «Мир в поэзии Александра Кушнера» предложена периодизация творчества поэта; проанализирован образ Петербурга на примере творчества разных лет; описана концепция поэзии как художественной философии городской повседневности. В 2014 году увидело свет монографическое исследование А.В. Кулагина «“Я в этом городе провел всю жизнь свою…”. Поэтический Петербург А. Кушнера», в котором анализируется городская лирика поэта, дается обширный историко-культурный комментарий к ней и затрагиваются вопросы мифопоэтики Петербурга. С 2000-х годов поэзия А.С. Кушнера становится предметом диссертационных исследований в России и за рубежом.
В работе И.А. Кудрявцевой (Череповец, 2004) осмысляется тема поэта и поэзии, анализируются образы поэтов-классиков и современников в творчестве А.С. Кушнера. Диссертация Л.Н. Ячник (Харьков, 2015) посвящена связям лирики Кушнера с русской поэзией XVIII – начала ХХ веков. Ю.В. Поддубко (Харьков, 2015) рассматривает наиболее важные, на ее взгляд, элементы поэтики. В работе П.А. Цыпилевой (Томск, 2016) выявляются причины обращения поэта к античному наследию, способы включения его в лирическую систему и функции, которые оно в ней выполняет. Определенный интерес представляет статья критика и литературоведа И.Б. Роднянской («Поэт меж ближайшим и вечным»), обратившей внимание на поэзию А.С. Кушнера с самых ранних публикаций (она же является автором статьи о поэте в биографическом словаре «Русские писатели ХХ века»). Анализу творчества А.С. Кушнера также посвятили свои работы Л.А. Аннинский, А.Ю. Арьев, Т.А. Бек, И.А. Бродский, Л.Я. Гинзбург, А.Я. Гордин, Ф.А. Искандер, Д.С. Лихачев, А.Г. Машевский, Л.Е. Миллер, Е.В. Невзглядова, М.Ф. Пьяных, Д.Б. Пэн, И.Б. Роднянская, И.З. Сурат, В.И. Уфлянд, С.И. Чупринин, И.О. Шайтанов, В.С. Шефнер и др.
Объект исследования – лирика А.С. Кушнера.
Предмет исследования – семантика и поэтика античных сюжетов и образов.
Цель исследования – выявить часто встречающиеся в поэзии А.С. Кушнера античные образы и сюжеты, исследовать их семантику и особенности поэтики стихотворений, построенных вокруг античных образов.
Задачи исследования:
1) познакомиться со спецификой творческой индивидуальности А. С. Кушнера, опираясь на исследования Н.Л. Лейдермана, А.В. Кулагина, И.О. Шайтанова и др.;
2) собрать библиографию работ, посвященных теме исследования, представить найденный материал реферативно;
3) выбрать для анализа стихотворения, в которых используются античные образы и сюжеты, исследовать их в аспекте формы и содержания.
Методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции; культурно-исторический, биографический методы.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Специфика творческой индивидуальности А.С. Кушнера
Не многие области человеческой деятельности обладают такой глубиной и силой воздействия, как искусство слова. Трагедии А.С. Пушкина, эпический размах поэм А.Т. Твардовского, лирика С.А. Есенина переживут века. Мастера помогают читателям испытать такие чувства, которые не каждому уготованы. С героями литературных произведений можно опуститься на морские глубины или подняться на небывалую высоту; поэтические строки дают возможность заметить красоту там, где раньше она оставалась вне поля видимости. Безусловно, речь идет о талантливых поэтах, писателях, драматургах, чьим трудом созданы мировые шедевры. Отсюда объективный интерес к творческой индивидуальности. В одной из статей российского литературоведа Н.Л. Лейдермана отмечается, что мастера «являются творцами особой реальности», так как им «удалось постичь духовную сущность человека и его судьбу как высшую ценность, представить ее эстетически» [9, с. 11]. Именно эстетическая ценность, говорится в публикации, доставляет читателю ни с чем не сравнимое удовольствие: «Такая работа под силу только художнику» [9, с. 11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. Серия: Библиотека поэта. – Л.: Советский писатель, 1976. – 570 с.
2) Беляева Н.В. Александр Кушнер: восемь граней таланта // Нева. – 2016. – № 9. – С. 182 - 193.
3) Бутурлова В.В. Категория мифа и ее методическая интерпретация // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №5. – С. 213-219.
4) Егорова Л.П. Творческая индивидуальность писателя: проблема дефиниций // Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения: сб. матер. междунар. науч. конф. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2008. – С. 3-12
5) Зельченко В.В. Античность в русской поэзии начала XX века: обзор и критика исследовательских практик // Philologia Classica. – 2020. – №15(2). – С. 331 -353.
6) Кудрявцева И.А. Поэт и процесс творчества в художественном сознании А. Кушнера: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Череповец, 2004. – 24 с.
7) Кулагин А.В. Поэтический Петербург Александра Кушнера: монография; статьи; эссе. – Коломна: Гос. соц.-гуманит. ун-т, 2020. – 421 с.
8) Кушнер А.С. Стихотворения / Предисл. Д.С. Лихачева. – Л.: Художественная литература, 1986. – 308 с.
9) Лейдерман Н.Л. Творческая индивидуальность писателя как объект изучения // Филологический класс. – 2005. – №14. – С. 11-23.
10) Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: учеб. пособ.: В 2 т. – Т.2: 1968 - 1990. – М.: Академия, 2003. – 688 с.
11) Мартыненко Е.А. Концепция творчества в лирике Александра Кушнера // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2020. – Т.2. – №12-2. – С. 55-59.
12) Новиков В.И. Роман с литературой. – М.: Intrada, 2007. – 280 с.
13) Поддубко Ю.В. Античные мотивы и образы в поэзии А. Кушнера // Литература в контексте культуры: сб. науч. трудов. – Киев: Издат. дом Д. Бураго, 2012. – Вып. 22(2). – С. 252-259.
14) Рылова О.Н. Русская античность в отечественной литературе: к проблеме культурного диалога // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – №5(95). – С. 100-106.
15) Суханова С.Ю. Знаки античности в паратекстуальных элементах русской поэзии второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. – 2011. №352. – С. 31-36.
16) Суханова С.Ю. Функции античного претекста в лирике А. Кушнера / С.Ю. Суханова, П.А. Цыпилёва // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2014. – №2(28). – С. 126-141.
17) Тетерина Е.А. Роль мифов в развитии культуры // Наука. Общество. Государство. – 2014. – №2(6). – С. 2-9.
18) Цыпилёва П.А. Рецепция античной культуры в творческом сознании Арс. Тарковского, А. Кушнера, С. Стратановского: дисс. … канд. филол. наук. – Томск, 2016. – 179 с.
19) Четвертных Е.А. Элизийский текст в русской поэзии XIX – XX вв.: автореф. … дисс. канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2010. – 24 с.
20) Шаховская Н.Н. Русская история в художественном сознании А.С. Кушнера: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 2018. – 19 с.