Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На Западе существует огромное количество литературы, посвященной Алексису де Токвилю. Появились десятки книг, сотни статей разбросаны по страницам специализированных журналов и научных сборников. Но пока рано прекращать это: наследие выдающегося французского историка, политического мыслителя и писателя будет постоянно востребовано в динамично меняющемся мире.
Прошло почти полтора века после его смерти, мощные режимы возникали и падали, идеологии, которые казались вечными, обанкротились, а мысли Токвиля продолжают вдохновлять историков, социологов, политиков на Западе ...
Знаменитые и очень популярные связи конца 20-х годов: обычаи и право, политика и экономика, семья, образование и культура и т. д.
На основе ретроспективного анализа политического развития общества Токвиль пришел к выводу, что начало глобальной демократии неизбежно. Для него это прежде всего социальная структура общества, суть социальных отношений, посредством которых выстраивается адекватная политическая структура. А поскольку наступление демократии в глобальном масштабе было неизбежным, знакомство с положительными и отрицательными характеристиками демократической системы стало чрезвычайно актуальной и актуальной проблемой.
Цель данной работы изучить социально-политические взгляды А. де Токвиля и их практическое применение.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Дать общую характеристику политической мысли начала XIX века;
Рассмотреть формирование политических взглядов А. Токвиля;
Изучить социально-политические взгляды А. де Токвиля;
Проанализировать идеи А. де Токвиль в политической практике.
Методологической и теоретической основой работы послужили теоретические основы, разработанные российскими историками на данную тематику, работы научно-практических конференций.
В работе применялись такие методы, как системный, исторический, логический, аналитический и синтетический. Применение этих методов обеспечило обоснованность теоретических выводов.
Структура работы соответствует целям и задачам и представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Глава 1. Предпосылки зарождения политических концепций на рубеже XVIII - XIX века
1.1 Общая характеристика политической мысли начала XIX века
Социально-политическая ситуация в Европе в XIX веке. после великой французской буржуазно-демократической революции (1789–1794), которая привела к переходу от мануфактуры к промышленному производству, характеризовавшемуся укреплением капиталистических отношений. В этот период активно развивалась буржуазная демократия, возникали «современные формы» государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое правление. Проблемы в связи с общественно-политическими процессами находят отражение в политологии [7, с.140].
Политические теоретики этого времени, помимо изучения проблем личности, уделяли большое внимание большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.
Либерализм был ведущим политическим и идеологическим курсом того времени.
Либерализм (фр. Libéralisme) - идеология, основанная на том факте, что права и свободы человека являются правовой основой социального и экономического строя. Либеральные политические мыслители защищали гражданские права и свободы, прежде всего реализацию «личной свободы», свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей против вмешательства государства в экономику.
Основным моральным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было желание человека приносить пользу, приносить пользу и получать удовольствие. Этот принцип лег в основу нового направления в методологии политической мысли, известного как утилитаризм.
Основоположником утилитаризма является английский философ и правовед Иеремия Бентам (1748-1832). Он свел общественные интересы, общее благо к сумме частных интересов и благосостояния. Он сочетал реализацию принципа эффективности с гарантиями прав и свобод, которые должно гарантировать демократическое государство.
В отличие от теоретиков «естественного права» и «общественного договора», а также от просветителей, главными целями которых были фундаментальный прорыв феодальной политической системы и установление политического господства буржуазии, первая задача утилитаристов заключалась в том, чтобы установить буржуазное государство.
Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести к нарушению прав меньшинств. Эта забота и желание улучшить буржуазную демократию были особенно очевидны у французского политического мыслителя и политика Алексиса Токвиля (1805–1859) и английского утилитариста и защитника индивидуальных прав и свобод Джона Стюарда Милля (1806–1873) [9, с.147].
В своей книге «О свободе» (1859 г.) Джон Стюарт Милль, поднявший вопрос о «пределах законной власти общества над индивидом», осветил новые аспекты социальной и гражданской свободы. Милль особенно усердно боролся с тиранией большинства над личностью. «Все, что разрушает индивидуальность, есть деспотизм», - писал он.
Согласно Миллю, социальные противоречия основаны на противопоставлении «большинства посредственных» и «меньшинства просвещенных». Как и Токвиль, он выбрал представительные органы власти как главное средство замедления развития демократии и усиления власти невежественных. Милль разработал оригинальную избирательную систему для этих органов, согласно которой образованные люди могут голосовать в нескольких округах, в то время как другие могут голосовать только в одном округе. Такие выборы, по его мнению, помогут удержать интеллектуальную и моральную элиту у власти [16, с.196].
Чтобы уравновесить два принципа - демократический и элитарный, - Милль также предложил сделать одну палату парламента демократической, а другую создать таким образом, чтобы демократия могла быть ограничена. Разделение властей должно быть аналогичным противовесом. Если избран законодательный орган, назначается исполнительный. В то же время законодательные органы не должны вмешиваться в «специальное управление», а могут ограничиваться только надзором и контролем за деятельностью исполнительных органов. По словам Милля, для повышения эффективности управления необходимо ввести конкурсные экзамены на замещение руководящих должностей. Продвижение по служебной лестнице должно основываться на личных заслугах государственного служащего.
Милль проницательно заметил, что простого появления человека, который позволяет себе руководствоваться собственными поведенческими критериями в области материальных и духовных интересов, недостаточно, чтобы сделать свободу основой общества. Для этого требуется второе условие - дух терпимости. В обществах с преимущественно религиозными интересами сначала преобладал дух терпимости в религиозной сфере, затем его влияние начало сказываться на политическом сообществе [18, с.139].
Возвращаясь к Миллю и Константу, либеральная традиция политической мысли установила концепцию единства человечества и равного призвания людей к свободе, равенству и безопасности независимо от расы, религии и класса. Единство человеческого статуса в сочетании с ограничениями со стороны государства должно обеспечивать безопасность каждого члена общества и делать каждого человека источником бесконечной социальной энергии. В конечном итоге либеральный политический режим характеризовался как гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, причем последняя играет роль независимого арбитра по отношению к первым двум.
Пределы государственного вмешательства в первую очередь определяются неотъемлемым правом собственности, которое, согласно определению Константа, «попадает как общинный порядок в компетенцию и юрисдикцию общества». Законодательный орган может вмешиваться в права собственности только постольку, поскольку это не затрагивает другие основные права.
Эти теоретически разработанные либеральные принципы были разработаны А. де Токвилем (1805–1859) на основе его наблюдений во время его путешествий в Соединенные Штаты и обобщены в замечательной книге «Демократия в Америке» (1835–1840) [22, с.159].
Либерализм Токвиля также возникает в результате внимательного изучения опыта Французской революции, что привело к фундаментальному вопросу - как защитить свободу во время победы демократических принципов в политической жизни. Когда равенство становится доминирующим фактором, свобода больше не может, как когда-то считал Монтескье, опираться на различия между классами и государствами. Новые принципы равенства были реализованы в Америке, говорит Токвиль, где редкое сочетание пуританского религиозного духа и духа свободы привело к созданию стабильного государства всеобщего благосостояния, основанного на «равенстве условий». Это равенство не совпадает с фактическим равенством и не сводится к юридическому равенству. Он предполагает реальную социальную мобильность, в которой различия, если таковые имеются, являются гибкими и мобильными. Независимость и сила судебной системы, отсутствие административной централизации и федерализма вносят большой вклад в американскую свободу и объясняют, как можно избежать тирании большинства [26, с.89].
А. Токвилл указал на положительные аспекты демократии, которые, в частности, улучшают благосостояние большинства граждан и позволяют им широко участвовать в политике. В то же время он обратил внимание на возможные негативные последствия: вероятность установления тирании большинства над меньшинством, рост буржуазного индивидуализма, который привел к усилению централизации и бюрократизации правительства, социальному подчинению, «равенству в рабстве». «Для преодоления дефицита демократии, по его мнению, возможно усиление представительной власти, создание свободных институтов местного самоуправления и добровольных политических и гражданских объединений.
1.2 Формирование политических взглядов А. Токвиля
Токвиль Алексис (1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 году. Токвиль, мало имевший влияния на науку 19 века, становится все более признанным классиком середины 20 века. в социологии и политологии. В центре его внимания проблемы демократии и свободы.
Токвиль родился в аристократической семье, одной из старейших во Франции. Его дед, известный французский государственный деятель Мальзерб Кретьен, ставший его королем Людовиком XVI. защищался перед Конгрессом, поплатился за это жизнью, обвинялся в заговоре против республики. Он считал, что его отец также был ярым монархистом, и только термидорианский переворот спас его от блока. Однако сам Токвиль не в полной мере разделял общественно-политические взгляды своих предков. У начинающего французского мыслителя с детства был живой ум, и он очень рано обнаружил в себе интерес к познанию окружающего мира. Он получил хорошее гуманитарное образование, некоторое время работал юристом. В своих письмах, однако, он не раз выражал опасения, что длительное теоретическое изучение закона может убить его душу и превратить в бездушного исполнителя, который может лишь бездумно следовать букве закона. Таким образом, Токвиль вскоре отошел от этого вида деятельности и обратился к вопросам социально-политического устройства [31, с.137].
На основе ретроспективного анализа политического развития общества Токвиль пришел к выводу, что начало глобальной демократии неизбежно. Интересно, какое содержание понятие государства получает в творчестве
Фрагмент для ознакомления
3
1. Barnave A. De la Revolution et de la Constitution / Pref. A.Furet. Paris, 2018.
2. Birnbaum P. Sociologie de Tocqueville. Paris, PUF, 1970; Poggi G. Images of Society. Essays on the Sociological Theories of Tocqueville, Marx, and Durkheim. London, Oxford Univ. Press, 1972; Hadari S.A. Theory in Practice. Tocqueville’s New Science of Politics. Stanford Univ. Press, 2019.
3. Chateaubriand F.R. De la Monarchie selon la Charte // Chateaubriand. Grans Ecrits Politiques/ Presentation et notes J.-P. Clement. Paris, 2017. Vol. 1.
4. Chevallier J.-J. Histoire de la Pensee Politique. Paris. Editions Payot et Rivages, 2018. P. 772 -783.
5. Condorcet. Essai sur la Constitution et les functions des Assamblees Provincials // Sur les Elections et Autres Textes. Paris, 2016.
6. Constant B. Ecrits Politiques: Textes Choisis, Presentes et Annotes par M. Gauchet. Paris, 2017: Bastid P. Benjamin Constant et sa Doctrine. Paris, 2018. Vol. 2.
7. Democratie et Societe en Tocqueville et Orwell // Bulletin d’Association Internationale des Sociologues de Langue Fran5aise. Bruxelles, Institut de Sociologie Universite Libre de Bruxelles,2019.
8. Furet F. Tocqueville et le Probleme de la Revolution Fran5aise // Furet F. Penser la Revolution Fran5aise. Paris, Gallimard, 2018. P. 173-211.
9. Haxthausen A. Studien uber die inner Zustande, das Volksleben und insbesondere die landlichen Einrichtungen Russlands. Von A. Freiherrn von Haxthausen. Hannover, 019.
10. Leroy-Beaulieu A. L’Empire des Tsars et les Russes. Edition presantee par M. Raeff. Paris, Robert Laffont, 2020.
11. Madame de Stael. Des Circonstances Actuelles qui Peuvent Terminer la Revolution et des Principes qui Doivent Fonder la Republique en France / Edition Critique par L. Omacini. Paris-Geneve, 2019.
12. Manent P. Tocqueville et la Nature de la Democratie. Paris, Fauard, 2016. P. 177-179.
13. Mayer J.-P. Materiaux pour une Histoire de L’Influence de L’Ancien Regime // Tocqueville. L’Ancien Regime et la Revolution. Paris, Gallimard, 1994; Jardin A. Alexis de Tocqueville 1805-1859. Paris, Hachette, 1984; Lamberti J.-C. Prefas // Tocqueville. Oevres. Paris., Gallimard, 2021. Vol. 2.
14. Reynayd P. Democratie // Dictionnaire Critique de la Revolution Fran5aise. Paris, Flammarion, 2018. Vol. 1. P. 100-120.
15. Rosanvallon P. L’Histoire du Mot Democratie a l’Epoque Moderne // Situations de la Democratie. Paris, Gallimard, 2017. P. 24-25.
16. Sieyes E. Qu’est-ce que le Tiers Etat? / Pref. de J.D. Bredin. Paris, 2018.
17. Tocqeville A. de. L’Etat social et politique de la France avant et depuis 1789 // Alexis de Tocqueville. Oeuvres Completes. Paris, Gallimard, 2018. Vol. III.
18. Tocqueville A. De. De la Democratie en Amerique // Alexis de Tocqueville. Oeuvres Completes. Paris, Gallimard, 2021. Vol. I-II.
19. Tocqueville A. de. L’Ancien Regime et la Revolution. Paris, Gallimard, 017.
20. Tocqueville A. de. Souvnirs. Paris, Gallimard, 2019.
21. Tocqueville A. de. Voyages en Angleterre, Irlande, Suisse et Algerie. Texte etabli et Annote par J.P. Mayer et A.Jardin // Alexis de Tocqueville. Oeuvres Completes. Paris, Gallimard, 2018. Vol. IV. P. 29-35.
22. Weber M. Zur Russischen Revolution von 1905. Schriften und Reden. Tubingen, Mohr, 2019. S. 164, 404.
23. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; Общ. Ред П.С.Гуревича. - М.: Прогресс, 2019. - 608 с.
24. Бутенко В. Политическое учение Токвиля // Вестник Европы. 2018. № 12.
25. Виноградов П.Г. Предисловие // Токвиль А. Старый порядок и революция. М., Кушнерев, 2018 (изд. 4). С. 5.
26. Дементьев И.О. Истоки мировоззрения Токвиля в оценках зарубежных историков / И.О. Дементьев // ПИИ. - Калининград, 2021. - С.106-114.
27. Дементьев И.О. Политическая теория А. де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века: автореф. дис. канд. ист. наук / И.О. Дементьев. - Калининград, 2019. - 26 c.
28. Дугин А.Г. Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционных обществ / А.Г. Дугин. - Ростов-на-Дону: РГТУ, 2018. - 36 с.
29. Ейхталь Е. Алексис Токвиль и либеральная демократия. С предисловием Н.И.Кареева. Спб., Изд. «ХХ век», 2017;
30. Ковалевский М.М. Токвиль в его воспоминаниях, письмах и разговорах // Вестник Европы. 2017. Т.4 (162);
31. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология (монография) / М.В.Масловский. - Нижний Новгород: Нижегородский ун-т, 2017. - 86 с.
32. Медушевский А.Н. Алексис де Токвиль. Социология государства и права / А.Н. Медушевский. - М.: МГУ, 2017. - 26 с.
33. Медушевский А.Н. Демократия и свобода личности: Пушкин и Токвиль // Россия и мировая цивилизация. М., 2020.
34. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян. М., Канон, 2020.
35. Обзор различных оценок Токвиля в русской публицистике см.: Исаев С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени. Спб., Наука, 2016.
36. Олар А. Политическая история Французской Революции. Происхождение и развитие Демократии и Республики (1789-1804). М., Изд. Скирмунта, 2018.
37. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., РОССПЭН, 2017. С. 72-73.
38. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / А. Токвиль; Предисл. Гарольда Дж. Ласки. - М.: Издательство «Весь Мир», 2020. - 560 с.
39. Чичерин Б.Н. Новейшие публицисты: Токвиль // Отечественные записки. 2017. № 5 (т.113).