Фрагмент для ознакомления
2
Организации выстраивают работу с экосистемами, в первую очередь, для продвижения своих банковских продуктов и сервисов. Но сообщества могут также служить инструментов развития инноваций, так как являются прямым каналом для получения обратной связи от потребителей и источником пожеланий по улучшению клиентского опыта.
Классическим примером экосистемы является цепочка поставок. Если рассматривать цепочку доставки ценности от производителя до потребителя, то участники этой цепочки являются элементами экосистемы. В этом случае инновации будут рождаться в новых бизнес-моделях.
Рисунок 4 – Экосистема коммерции [20]
Ключевой чертой Экосистемы Коммерции является задача оптимизация взаимоотношений между участниками, а не оптимизация всей экосистемы в целом. Такая Экосистема в результате очень медленно реагирует на любые изменения и подрывные инновации.
Цель экосистемы — координация участников для достижения индивидуальной или коллективной эффективности. При этом эффективность может измеряться по-разному — затраты, гибкость, скорость оказания банковских услуг и т.д.
Экосистема вещей или устройств существует не первый год как часть операционного управления инженерными системами. Снижение стоимости на устройства, развитие интернета, мобильные технологии и тренд последних лет — дают банкам новую основу для размышлений о бизнес-моделях и повышении эффективности бизнеса.
Рисунок 5 – Экосистема вещей [20]
Стоит выделить три ключевых тренда, определяющих дальнейшее развитие Экосистем Вещей:
• Появление новых бизнес-моделей за счет доступа в реальном времени к информации об использовании банковских продуктов и услуг
• Стоимость сенсоров, подключенных к интернет, сегодня ничтожно мала, что снимает барьеры их широкому распространению
• Большие данные и аналитика.
Бизнес - экосистемы формируются на стыке технологий, открытых стандартов и архитектуры. Любая кредитная организация участвует в той или иной экосистеме. Вопрос только в том, насколько она способна извлечь максимум выгоды из этой экосистемы. Имеет лишь значение, помогает ли экосистема развитию и способствует ли развитию инноваций и появлению новых бизнес идей.
Поэтому экосистема включается как обязательный элемент бизнес-стратегии и бизнес-архитектуры банка, чтобы становиться бизнес-экосистемо-ориентированной организацией.
2.АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СБЕРБАНКА КАК СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
2.1.Общая характеристика деятельности банка
ПАО «Сбербанк России» является крупнейшей кредитной организацией в банковском секторе России. Основанный еще в 1841 году, в настоящее время на долю лидера российского банковского рынка по общему объему активов приходится около 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2016 года) [16].
Сбербанк предлагает широкий перечень кредитных продуктов, как частным, так и корпоративным клиентам. Своим частным клиентам банк предлагает следующие виды кредитов:
потребительские (кредиты без обеспечения, под поручительство, лицам, ведущим личное хозяйство, военнослужащим),
образовательные (кредит с государственной поддержкой),
ипотечные (кредиты под новостройки, приобретение готового и стоящегося жилья, загородной недвижимости).
Корпоративным клиентам банк предлагает следующие типы кредитования:
финансирование девелоперских проектов,
финансирование лизинговых сделок,
овердрафтное кредитование,
контрактное кредитование,
кредиты на рефинансирование кредитов других банков,
кредитование предприятий ОПК,
кредитование предприятий АПК,
торговое финансирование.
Таким образом, кредитование корпоративных клиентов является превалирующим в Сбербанке: на предприятия и организации приходится около 70% всех кредитных процессов, из которых 66% приходится на коммерческое кредитование. В кредитовании физических лиц наибольшую долю занимает жилищное и потребительское кредитование (85% по состоянию на 2015 год).
На Рисунке 6 представлена структура кредитного портфеля Сбербанка в разрезе основных клиентских сегментов.
Рисунок 6 - Структура кредитного портфеля Сбербанка [16]
При кредитовании корпоративных клиентов банком оказывается приоритетное внимание компаниям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке.
Рисунок 7 - Структура кредитования в разрезе видов экономической деятельности ПАО "Сбербанк" [16]
На Рисунке 7 представлена структура кредитования банка в разрезе основных видов экономической деятельности. Большая часть выданных кредитов народному хозяйству приходится на различные услуги, торговлю и пищевую промышленность (около 36% в совокупности).
К корпоративным клиентам Сбербанка относятся: крупная корпоративная клиентура, средний и малый бизнес, а также исполнительные органы власти.
Более того, Сбербанк России ведет активную политику по развитию зарубежной деятельности, посредствам расширения своей банковской сети и ее размещение на территориях зарубежных стран. На 2016 год сеть банков «Сбербанк» распространилась на территории 22-х стран и обзавелась десятью миллионами клиентов».
По данным сайта «banki.ru», занимает первое место по РФ банк «Сбербанк России» с объемом активов на 1 января 2016 года в размере 23545948386 тыс. руб.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые материалы
1. Федеральный закон РФ от 27 июня 2011 г. № 161 – ФЗ «О национальной платежной системе»
2. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г.
3. Письмо Банка России от 25.09.2009 №117-т «Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием»
4. Письмо Банка России от 02.10.2009 №120-т "О мерах безопасного использования банковских карт»
II. Специальная литература
5. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф.Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. – 470 с.
6. Батракова Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка// Учебное пособие. - М.: Логос, 2015. – 211 с.
7. Белоглазова Б.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 448 с.
8. Белотелова Н.П. Деньги, кредит, банки. – М.: Дашков и К, 2014. – 266 с.
9. Бруно Бухвальд. Техника банковского дела. – М.: Изд-во Сирин, 2012. – 258 с.
10. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - СПб.: Питер, 2014. – 234 с.
11. Колесникова В.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 548 с.
12. Коробова Г.Г. Банки и банковское дело. – М.: Экономиста, 2012. – 772 с.
13. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 320 с.
III. Интернет - ресурсы
14. Банкардинг [Электронный ресурс]. URL: http://bankcarding.ru.
15. Банковский портал [Электронный ресурс]. URL: http://bankir.ru.
16. Сбербанк [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru.
17. Сбербанк как финансовая экосистема [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/08/11/2016/5821d4c09a79475232ca62d7
18. Экосистема Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: https://cont.ws/@alexman/422303
19. Почему банки становятся экосистемами [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/345275-zachem-sberbanku-docdoc-ili-pochemu-banki-stanovyatsya-ekosistemami
20. Банк как экосистема [Электронный ресурс]. URL: https://i-podmoskovie.ru/php/podmoskovje/articles/8875-bank-kak-ekosistema
21. Сбербанк открыл блокчейн-лабораторию [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a5747cb9a794759e0b53504
22. В России проведен первый платеж по блокчейн [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/11/29/743437-v-rossii-pervii-platezh-blokchein