Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях спонтанная речь находится под значительным наблюдением специалистов-лингвистов. Так, делается акцент на том, что исследование спонтанной речи в качестве некоторого отхождения от образцовых форм неоправданно, поскольку в процессе коммуникационного взаимодействия как раз-таки спонтанная речь считается первичной [1, с. 101]. Таким образом, данная речь (на любых языковых уровнях - от синтаксиса до фонетики) чрезвычайно зависима от социальных характеристик беседующих, и предпочтение такой речи как основы анализа постоянно было характерно для социолингвистики [2].
В исследовании А.М. Антиповой «Ритмическая система английский речи» анализируется спонтанная речь в качестве вариаций устной речи в диалогической форме, выделяющейся тем, что собеседники не подготавливаются к процессу коммуникации, не продумывают заблаговременно то, что планируют сообщить [3, с. 95]. Беседующему необходимо подбирать, в первую очередь, не отдельно взятые слова, а определённую синтаксическую структуру [4]. Если беседующему не удаётся в процессе спонтанной речи верно выстроить данную синтаксическую структуру, в целях её «достройки» применяются некоторые незнаменательные слова (иначе «слова-паразиты») [5]. Собственно, предпочтение каких-либо «слов-паразитов» считается одним из самых существенных характеристик социальной принадлежности говорящего.
Стоит отметить, что спонтанная речь может быть как монологической, так и диалогической. Диалог является коллективной и разделённой последовательностью высказываний нескольких человек, по результатам которых принимается совместное решение. В процессе диалогического общения говорящие обмениваются репликами-высказываниями, которые в некоторой степени воссоздают и воспроизводят друг друга и, как следствие, размещаются в последовательном порядке таким образом, что каждая следующая реплика базируется на содержании предшествующей и, таким образом, вносит некоторое новое содержание. Если диалогическая речь образуется посредством обмена высказываниями, распространяющимися из разнообразных источников, то монолог является законченной репликой, распространяющейся из одного источника.
Таким образом, возможно заключить, что в диалогическую речь включаются отдельные монологи как развёрнутые и законченные по смысловой нагрузке высказывания. Монологическая речь определяет внутри себя смысловые части, которые направлены на внутреннюю ответную реакцию адресата. В рамках устной речи монолог обладает второстепенным смыслом и входит в диалог. Некоторые виды диалогического общения, а именно интервьюирование, могут заключаться в собственно-диалогической части и значительных монологических вкраплений [3, с. 124].
Официозность либо не официозность условий зависят от обстоятельств, собеседника и тематики. Обстоятельства позволяют личности проявить себя, выбрав одну из двух форм поведения: корректность либо солидарность. Фонетически это выражается в применении или престижных, шаблонных форм произношения, или более простых, но порицаемых форм речи. Как правило, шаблонные, традиционные формы являются «правильными», а новшества порицаются. Значительное акцентирование на неформальных условиях коммуникации не случайно, поскольку именно для неформальной коммуникации наиболее свойственно такое понятие как спонтанная речь, а, как следствие, и свойственные ей фонетические видоизменения. С увеличением атмосферы официозности в коммуникации увеличивается и акцентирование собеседующих к построению собственной речи, иными словами речь близится к фонетическому эталону [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка // Бюллетень Фонетического Фонда №8 "Фонетические свойства русской спонтанной речи". Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. Санкт-Петербург-Бохум, 2001.- 40с.
2. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика, теория, проблемы, методы. - М.: Высшая школа, 1976.- 170с.
3. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. Учебное пособие для студентов педагогических по специальности «Иностранные языки»/ А.М.Антипова - М.: Высшая школа, 1979.-130с.
4. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М.: Высшая школа, 1988.- 120с.
5. Жлуктенко Ю. А. Социальная лингвистика и общественная практика. -Киев.: Высшая школа, 1988.- 250с.
6. Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс/ Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.Л. Мевченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 272с.
7. Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М.: Белый город, 2004.- 130с. .Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Учебное пособие для студентов вузов/ М.А.Соколова, К.П. Гинтовг, И.С. Тихонова - Гуманитарный центр Владос, 2003, - 288с. .Торсуев Г. П. Строение слога и аллофоны в английском языке. - М.: Высшее образование, 1975.- 125с.
8. Дощинская Ю.В. Фонетические особенности английской спонтанной речи/ Ю.В.Дощинская // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2002 г.- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003,-156с.
9. Веренинова Ж.Б. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация. Часть III. М.: Высшая школа, 1991.- 115с.
10. Бондаренко Л. В. Фонетическое описание языка и фонетическое описание речи. - Л.: ЛГУ, 1981.-200с.
11. Борисова Л.В. Теоретическая фонетика английского языка. Учебное пособие для институтов и факультетов иностранного языка/ Л.В. Борисова, А.А. Метлюк. - Минск: Высшая школа, 1980, - 142с.
12. Галочкина И.Е.,Бурая Е.А. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Мелодика. Ритм.Часть IV. М: Издательский центр «Академия»,1991.- 90с.
13. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М.: Высшая школа, 1979.- 200с.
14 .Карневская Е.Б. Практическая фонетика английского языка на продвинутом этапе обучения: учеб./ Е.Б. Карневская, Е.А. Мисуно, Л.Д. Раковская - 2-е изд. - Мн.:Аверсэв, 2005. - 400с.
15. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. - М.: Знание, 1960.- 140с.
16. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation. - Cambridge, 1969.- 126с.
17. Jones D. An Outline of English Phonetics. - 9th ed. - Cambridge, 1960.- 400с.
18. Leontyeva S. F. A Theoretical Course of English Phonetics. - M.: Высшая школа, 2004.- 200с.
19. OConnor J. D., Arnold G. F. Intonation of Colloquial English. - L.: Longman. Pennington, 1961.- 100с.