Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что в каждом произведении художественной литературы существуют определенные типы образов, которые создаются для формирования определенного смыслового рисунка. Каждый тип образа, который прописан писателем, обычно соответствует определенным стандартам (черты характера, внешность, поведение), при этом бывают такие образы, которые стоят как бы на границе добра и зла, должны вызывать у читателя, с одной стороны, неприязнь, а, с другой – жалость и сочувствие.
Цель исследования – проанализировать образы драматических злодеев в пьесах К. Марло «Мальтийский еврей» И Т. Кида «Испанская трагедия».
Объект исследования – образ драматического злодея в художественной литературе.
Предмет исследования – образы драматических злодеев в пьесах К. Марло «Мальтийский еврей» И Т. Кида «Испанская трагедия».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить сущность и классификация злодеев в художественной литературе.
2. Охарактеризовать представленность образа драматического злодея в пьесе К. Марло «Мальтийский еврей».
3. Проанализировать особенности образа драматического злодея в пьесе Т. Кида «Испанская трагедия».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
Материал исследования: пьеса К. Марло «Мальтийский еврей» и пьеса Т. Кида «Испанская трагедия».
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме использования различных языковых средств для формирования образа злодея в художественной литературе. Собранные данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных в ходе написания работы данных в практической деятельности, т.к. в курсовой работе сформирована стратегия проведения анализа типового образа персонажа в художественной литературе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1. Сущность и классификация злодеев в художественной литературе
Под злодеем понимается суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете. В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист выступает в качестве злодея в общепринятом понимании этого слова. Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но, в действительности, антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете .
Злодей в художественном произведении – это персонаж, чьим главным мотивом является умышленное разрушение. Злодей действует в сюжете как основной антагонист, создает максимальные сложности главному герою. Как правило, он больше, чем просто «плохой парень». Это достойный соперник главного героя, его способности и сила сопоставимы со способностями протагониста, только с отрицательным знаком. При этом он считает, что его поступки правильны. Яркий, запоминающийся злодей обладает хорошо развитыми личностными характеристиками.
В художественной литературе встречаются 4 основных типа антагонистов – подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг.
Подлинный злодей – это тот тип антагониста, который знаком читателям лучше всего. Сюда относятся: темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло и т.д. Подлинный злодей заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести. Такой злодей чаще всего появляется в фэнтези, научной фантастике и приключенческих романах, хотя встречается он и в других жанрах .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова С.И., Кожухова, В.А. Художественное своеобразие и философская концепция трагедии Т. Кида «Испанская трагедия» // Вестник Саратовского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 56–70.
2. Горевая А.С., Пуговкина И.М. Классификация персонажей художественного произведения: теоретико-методологический аспект // Вестник Самарского государственного университета. – 2021. – № 5. – С. 30–42.
3. Кид Т. Испанская трагедия // Литературные памятники. – [Электронный ресурс] http://litpamyatniki.ru/library/2328 (Дата обращения: 05.01.2022).
4. Марло К. Мальтийский еврей // Литмир. Электронная библиотека. – [Электронный ресурс] https://www.litmir.me/bd/?b=63648 (Дата обращения: 06.01.2022).
5. Микеладзе Н.Э. Иеронимо и Everyman: преломление традиции средневекового религиозного театра в «Испанской трагедии» // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. – 2014. – № 1. – С. 232–245.
6. Овчинникова, Ф.Г. Проблема героя в драматургии Марло // Эксперимент. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://md-eksperiment.org/post/20171026-problema-geroya-v-dramaturgii-marlo (Дата обращения: 05.01.2022).
7. Сарсымбаева Г.В. Система персонажей литературного произведения. Учебно-методическое пособие. – Тюмень: Статут, 2020. – 184 с.
8. Худолеева М.И. Антагонисты и протагонисты в художественном произведении // Вопросы литературоведения. – 2019. – № 7. – С. 62–78.