Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль туризма в современном мире огромна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, но в большей мере экономику, культуру и социальную жизнь. В настоящее время экскурсия является важной составляющей туристического обслуживания.
Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, организацией и оказанием экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсионный потенциал в Екатеринбурге крайне многообразен и уникален. Город Екатеринбург обладает богатым историко-культурным потенциалом. Создание разнообразных экскурсионных программ, удовлетворяющих запросы туристов и экскурсантов, включение в маршруты новых архитектурных объектов, качественное экскурсионное обслуживание невозможны без определенной методики и подготовки.
Каждая историко-архитектурная экскурсия должна иметь целевую установку в тему. Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Определяя цель экскурсии, следует, прежде всего, указать на ее роль в процессе коммунистического воспитания. Например, воспитание советского патриотизма, трудовое, эстетическое воспитание в ходе раскрытия данной экскурсионной темы.
Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии. Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.
Название экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать интерес, быть ярким, запоминающимся, а иногда содержать элемент рекламы.
Тема курсовой работы: Разработка экскурсионной программы «Декабристы в Екатеринбурге».
Объектом исследования является экскурсионная программа.
Предмет исследования – технология экскурсионных услуг.
Целью данной работы является разработка экскурсионной программы «Декабристы в Екатеринбурге»
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты экскурсионной деятельности
выявить и описать конкретные объекты экскурсии.
разработать контрольный текст экскурсии.
подобрать иллюстративный материал
Глава 1 Технология проектирования архитектурно-градостроительных экскурсий
1.1. Сущностная характеристика архитектурно-градостроительной экскурсии
Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир людей, воспитывают чувство гордости и уважения к творчеству архитекторов, создавших архитектурные памятники прошлого. Необходимо уточнить, что памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий. Во время проведения архитектурно-градостроительной экскурсии осматриваются произведения архитектуры и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся исторические центры городов, ансамбли и комплексы, городские и сельские дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д.
Создание новой экскурсии - это сложный и кропотливый процесс, который предполагает формирование ее текста и содержания с учетом следующих принципов: научности, правдивости, последовательности и систематичности, связи теории и практики, доходчивости, убедительности, наглядности, учета возрастных особенностей и образовательного уровня экскурсантов. Содержание будущей архитектурно-градостроительной экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, степени подготовки и усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию и внимательности. Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. В показ включаются памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д.
Процесс подготовки новой экскурсии архитектурно-градостроительной тематики, состоит из ряда этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии;
2. Выбор темы;
3. Отбор литературы и составление библиографии;
4. Определение источников экскурсионного материала;
5. Знакомство с архитектурно-градостроительным потенциалом;
6. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Во время подготовки архитектурно-градостроительной экскурсии основным является определение темы, цели и задач. Раскрываемая названием, тема экскурсии является основной и объединяет все ее элементы в единое целое, определяя критерии для экскурсионных объектов, содержание рассказа экскурсовода (особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в экскурсии различной тематики). Немаловажным является и выявление цели экскурсии. Например, показ исторической роли города, знакомство с творчеством архитектора и т.д. Для достижения цели экскурсии, и раскрытия ее темы определяются конкретные задачи. Например: знакомство с историей возникновения и развития города, достижениями в экономическом и социально-культурном развитии, и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий [Текст]: методические рекомендации / Ю. Н. Александров; - М.: ЦРИБ Турист, 2007. - 252 с.
2. Артемова, Е. Н. Информационно- экскурсионная деятельность предприятий туризма [Текст]: учеб. пособие/ Е.Н.Артемова, В.А.Козлова. Орел: ОрелГТУ,2003.-116с.
3. Ашихмина Е. Н., Ливцов В. А. Путеводитель по экскурсионному маршруту [Текст], / Е. Н. Ашихмина Орел, 2007. – с. 414 – 426.
4. Гейнике, Н.А. Культурно-исторические экскурсии [Текст]: учебное пособие / Н.А.Гейнике. – М.:Наука, 2003 – 412 с.
5. Гецевич Н.А. Основы экскурсии.- Минск: Университетское, 1988,-160с.
6. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Гецевич. – М.: Изд-во МГУ, 2007. - 265 с.
7. Довженко, Г. П. Экскурсионное дело [Текст]: учебное пособие./ Г. П. Довженко.- М.- Ростов Н /Д: МарТ, 2006.- 304 с.
8. Дьякова, Р. А. Основы экскурсоведения [Текст]: учеб. пособие / Р. А. Дьякова. - М.: Просвещение, 2008. - 235 с.
9. Емельянов, Б. В. В помощь экскурсоводу [Текст]: учеб. пособие / Б. В. Емельянов. - М.: Профиздат, 2008
10. Немзер А. «Мемуары декабристов» «Правда», 1988г.
11. Нечкина М. «Декабристы» Издательство «Наука», 1982 г.
12. Тюкавкин В. «России верные сыны». Москва, 1988г.
13. Экскурсии. Организация и методика