Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной России экологический туризм в его организованном виде (туры и экскурсии) только начинают развиваться. Традиционно его принято осуществлять на территориях национальных парков, природных заповедников, ботанических садах, природных объектов. Именно в таких местах сосредоточены наиболее интересные природные ценности, которые и привлекают многочисленных туристов.
На территории Южного Урала находится одна из самых уникальных пещер мира – Игнатьевская. Ее уникальность заключается в наскальных рисунках, украшающих своды некоторых из залов пещеры уже без малого 14 тысяч лет. Причем, рисунков древних художников так много, что пещеру даже называют древнейшей картинной галерей.
При детальном исследовании пещерного комплекса археологи установили, что тысячи лет назад пещера была культовым местом – святилищем, здесь проводились обряды поклонения древним богам.
Но не только рисунками интересна Игнатьевская пещера. Доподлинно известно, что в XIX веке здесь жил или скрывался некий старец по имени Игнатий, который по свидетельствам современников обладал даром исцеления.
В настоящее время имеется ограниченное количество маршрутов по территории пещеры, в то время как она обладает значительным потенциалом для их увеличения.
Тема курсовой работы: «Проектирование природной экскурсии в Игнатьевскую пещеру».
Объектом исследования является Игнатьевская пещера.
Предмет исследования – разработка природной экскурсии.
Целью данной работы является разработка природной экскурсии в Игнатьевскую пещеру.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты экскурсионной деятельности.
выявить и описать конкретные объекты экскурсии.
разработать контрольный текст экскурсии.
подобрать иллюстративный материал.
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ЭКСКУРСИЙ
1.1 Сущностная характеристика природных экскурсий
Природная экскурсия обладает особенностями организации, обусловленными работой с природными материалами. Для того чтобы разработать природную экскурсию нужно изучить экскурсионные возможности, изучить особенности природы, определить ее особенности.
После этого составляется полный перечень объектов, которые будут показываться. Опорными источниками при создании природной экскурсии является: краеведческая, географическая, ботаническая литература. Предварительно экскурсовод должен продумать маршрут, по которому пойдет группа, сам маршрут не должен быть утомительным и отвлекать от цели экскурсии, а самое главное безопасным.
Необходимо обратить внимание на расстояние маршрута и исходить физических возможностей экскурсантов. Продолжительность таких экскурсий от 30 до 90 минут. Нужно учитывать рельеф, особенности погоды и т.д. Если даже экскурсовод является коренным жителем данных мест или проводил экскурсии, необходимо за пару дней до новой экскурсии осмотреть место. Осмотрев все, экскурсовод должен установит план маршрута, и выбрать объекты показа.
Предварительное ознакомление с местом экскурсии дает возможность не только уточнить план ее проведения, но и продумать приемы ее ведения на определенных местах. При отборе объектов экологической экскурсии сложность заключается в умении выделить из природного окружения те объекты, которые соответствуют теме выбранной экскурсии.
Объект, который выбрал разработчик экскурсии, должен быть доступным в плане подхода и осмотра. На каждый объект должна составляться карточка. В природной естественной среде, объектами экскурсии могут быть: леса, рощи, парки, озера, реки, ботанические сады, уникальные памятники природы (например, валуны), восход и заход солнца и т.д. При отборе объектов для природной экскурсии учитываются такие качества: познавательная ценность, типичность или особенность данной территории, степень взаимодействия, степень расположения: в красивом или доступном месте. Маршрут строится по принципу от одного объекта показа к другому. При изучении одного крупного объекта экскурсии предполагается остановка группы и рассмотрение тех свойств и сторон, которые необходимо осмотреть для изучения. Проведение напрямую зависит от подготовки. Для того чтобы правильно провести экскурсию надо знать требования к проведению экскурсий
Природная экскурсия – коллективное или индивидуальное посещение, природного объекта с научной или увеселительной целью. Природная экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное наблюдение экскурсанта. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.
Коллективное наблюдение – главная часть экскурсии. Экскурсовод подмечает главные признаки предметов и явления для экскурсантов, посещающих экскурсию. Он постоянно должен дополнять показ рассказом. Одно из самых важных условий проведения всех экскурсий - владение экскурсоводом грамотной речью, свободное изложение материалов представленной экскурсии. Это накладывает определенные требования: первое, грамотное построение предложений, логично; второе, четко описывать объекты показа, но быть краткой и четкой, это достигается разными приемами рассказа таких как: цитирование, описание и т.д. перед выступлением экскурсовод обязан продумать его, найти нужные слова и точные формулировки для описания объектов показа.
Так же необходимо подобрать термины, и обладать превосходной техникой рассказа: правильным произношением, четкостью дикции. В ходе выступления избежать монотонности рассказа экскурсии, тем самым поддерживая живой контакт с экскурсантами на протяжении всего показа. Очень большое значение при проведении экскурсии обладает и темп рассказа. Скорость речи экскурсии, как показала практика, зависит от ее содержания (например, медленнее излагаются обобщения, выводы), в течении самой экскурсии недопустима большая важно не допускать непрерывную речь во время экскурсии. Делать короткие паузы необходимо для подчеркивания отдельных фраз.
Эмоциональность, интонация экскурсовода, придающая своеобразную раскраску экскурсии, и передающая личное отношение экскурсовода к явлению, событию, объектам показа, оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на экскурсантов. Перед самой экскурсией экскурсоводу необходимо наладить контакт со своей группой. Определить уровень заинтересованности, уровень знаний, и опираясь на это, провести рассказ и показ объектов, касающихся темы индивидуальной экскурсии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ президента Российской Федерации от 05.01.16 №7 « О проведении в России года туризма».
2. Распоряжение правительства РФ от 2 июня 2016 № 1082-р «Об утверждении плана мероприятий по проведению Года экологии»
3. Постановление Правительства РоссийскойФедерации№452от 18 июля2007 г. «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов».
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей.
6. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.ГОСТ Р 50644- 2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов.
7. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.
8. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования.
9. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения.
10. ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования.
11. Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е. Эколого–культурный туризм: технологии и опыт организации. Учебник. – 5-е изд. - М.: ИНФРА – 30 с
12. Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Часть 2. Древние изображения Уральских гор. Глава 2. Первобытная живопись в пещерах Южного Урала. Древние рисунки Игнатьевской пещеры // Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. — Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. – 216 с.
13. Дурович, А.П. Организация туризма [Текст]: учебн. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева. - М.: Новое знание, 2003. - 632 с.
14. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: ИНФРА, 2003
15. Емельянов, Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. –268с.
16. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. - М.: ИНФРА, 2003. – 196с.
17. Емельянов, Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. - М.: Турист, 1989. - 118 с.
18. Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учеб.пособие / Н. И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2009. - 632 с.
19. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 325 с.
20. Кустов Л. М. Спелеологические походы и экспедиции со школьниками // Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – 83 с.
21. Лукичев, А. Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // Российский Журнал Экотуризма. — 2011. — № 1. — С. 3-6
22. Саакянц, Р.Г. География туризма / Р.Г. Саакянц. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
23. Савина, Н.Н. Экскурсоведение. - из-во БГЭУ, 2009 г.