Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области здравоохранения – это составная часть внутренней политики государства для достижения целей полного обеспечения прав граждан на профилактику болезней, высококвалифицированную медицинскую помощь и восстановительное лечение.
Актуальность данной темы заключается в том, что государственная политика в области здравоохранения должна быть направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, развивать материально-техническую базу системы здравоохранения.
Предметом работы выступает организация системы здравоохранения в стране.
Объектом работы выступает социальная политика Санкт-Петербурга в области здравоохранения.
Целью работы является комплексный анализ основ организации государственной и социальной политики в области здравоохранения.
Глава 1. Теоретические основы регулирования политики государства в области здравоохранения
1.1. Понятие и сущность социальной политики государства в области здравоохранения
Здравоохранение - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний; а также система специальных институтов и организаций, которые их осуществляют, способы их формирования и деятельности .
Главные задачи системы здравоохранения - это охрана здоровья населения и оказание медицинской помощи. Охрана здоровья - это совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.
Государственная политика в области здравоохранения – это составная часть внутренней политики государства, которая взаимодействует в рамках своих задач с другими направлениями политики и осуществляется средствами государственного регулирования правовых, социально-экономических и любых иных отношений в обществе для достижения целей полного обеспечения прав граждан на профилактику болезней, высококвалифицированную медицинскую помощь и восстановительное лечение.
1.2. Регулирование политики государства в сфере здравоохранения
Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.
К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.) и другие.
Государственная политика в области здравоохранения основывается на положениях Конституции РФ об охране здоровья граждан и доступе к ее получению. В этом правовом документе установлено, что граждане РФ независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья .
Законодательство определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения РФ.
Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения . Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Помимо Конституции РФ статус предмета государственной политики закреплен за здравоохранением в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (№5487-1 от 22.07.1993, ст.5). Однако структура и содержание данного направления государственной политики в этом акте не раскрыта.
Глава 2. Государственная политика в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга
2.1. Стратегические аспекты государственной политики в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге
В соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствование организационной системы, обеспечивающей формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам города (в рамках государственных гарантий);
- развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения;
- наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед системой здравоохранения Санкт-Петербурга.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
Целями развития здравоохранения в Санкт-Петербурге являются:
- прекращение убыли населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
- повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению.
Рассмотрим современное состояние регулирования системы здравоохранения в Санкт-Петербурге.
2020 год круто изменил приоритеты Санкт-Петербурга. Еще год назад регион щедро вкладывался в инновации, новую инфраструктуру и крупные инвестпроекты. Если накануне 2020-го Резервный фонд правительства Петербурга составлял только 1 млрд рублей, то в 2021 году он составил 20,3 млрд. Эта сумма – «подушка безопасности», которая спасет, если пандемия будет развиваться по не самому лучшему сценарию.
На самую важную сферу расходов здравоохранения потратили в 2021 году 91 млрд рублей. Эти средства распределили между всеми видами медпомощи:
1. Стационарной – 19,2 млрд:
– содержание больниц и клиник – 5,2 млрд,
– субсидии больницам и клиникам – 10,7 млрд,
– высокотехнологичная медпомощь – 2,9 млрд.
2. Амбулаторной – 11,6 млрд.
3. Санаторно-оздоровительной – 2,4 млрд.
На медицину потратили 91 млрд рублей.
Дополнительно 7,8 млрд потратили на развитие здравоохранения (в рамках Адресно-инвестиционной программы), 2,9 млрд – на медицинский транспорт, а 17,8 млрд направят в бюджет Террфонда ОМС.
Среди важных трат:
– 11 млрд – на бесплатные медикаменты льготникам,
– 1,4 млрд – на заготовку и хранение донорской крови и ее компонентов (например, плазмы),
– 2,8 млрд – на капремонт учреждений здравоохранения,
– 4,3 млрд – на медоборудование.
Если в 2020 году величина прожиточного минимума, установленная бюджетом, равнялась 9 514 рублям, то в 2021 она составила уже 10 280,3 рубля. Всего на социальную сферу в 2021 году потратили 138,4 млрд рублей. Эти деньги пошли на:
1. Социальное обслуживание населения – 22,7 млрд руб.:
– субсидии домам-интернатам для престарелых и инвалидов – 3,8 млрд,
– субсидии центрам и отделениям социальной помощи на дому – 6,4 млрд.
На социальную сферу потратили 138,4 млрд рублей.
2. Социальное обеспечение населения – 90,1 млрд:
– страховые взносы на ОМС безработных – 36,9 млрд,
– выплаты безработным – 4,1 млрд,
– бесплатное зубопротезирование – 1,3 млрд,
– поддержку по оплате жилья и ЖКУ – 10,8 млрд,
– оплату ЖКУ – 5,3 млрд,
– поддержку пенсионеров – 3,1 млрд,
– поддержку ветеранов труда и военной службы – 3,1 млрд,
– поддержку «предпенсионеров» (мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет) – 4,6 млрд.
3. Охрану семьи и детства – 24,5 млрд:
– соцподдержку семей с детьми и ежемесячные пособия на ребенка– 9,1 млрд.
Уровень исполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в целом составил 96,6 % от их утвержденной стоимости.
Объемы скорой медицинской помощи по отношению к установленному Программой нормативу выполнены.
Уровень исполнения утвержденных объемов финансирования медицинской помощи в стационарных условиях в целом составил 101,8 %. Средняя стоимость 1 случая лечения в стационаре (без учета коэффициентов дифференциации) составила 23 199,6 рублей (104,4 % от установленного Программой норматива).
Впервые для массовой иммунизации населения применялись четыре вида отечественных вакцин. Все вакцины содержали актуальные для текущего эпидемического сезона штаммы вируса, рекомендованные ВОЗ.
Формирование здорового образа жизни – важнейшая задача государственной политики Санкт-Петербурга, поскольку именно от поведения самого человека в наибольшей степени зависит состояние его здоровья.
Так, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», распространенность табакокурения среди взрослого населения благодаря введению антитабачного законодательства снизилась с 39 % до 33 %. Таким образом, 17 % граждан или каждый шестой курильщик отказались от табака.
По информации Фонда «Общественное Мнение», 77 % опрошенных к «антитабачным» ограничениям относятся положительно. В результате проведенных Министерством мероприятий: были усилены меры противодействия незаконному обороту и контрабанде табачных изделий и установлен запрет на розничную и оптовую торговлю табака сосательного (снюс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная политика в области здравоохранения – это составная часть внутренней политики государства, которая взаимодействует в рамках своих задач с другими направлениями политики и осуществляется средствами государственного регулирования правовых, социально-экономических и любых иных отношений в обществе для достижения целей полного обеспечения прав граждан на профилактику болезней, высококвалифицированную медицинскую помощь и восстановительное лечение.
Государственная политика в области здравоохранения основывается на положениях Конституции РФ об охране здоровья граждан и доступе к ее получению. В этом правовом документе установлено, что граждане РФ независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.
Показать больше