Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все больше возрастает роль заемного капитала предприятия, который обеспечивает развитие хозяйственной деятельности предприятий, содействует их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал).
Практически все предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности пользуются заемными средствами в той или иной форме. Предприятия и организации имеют различные возможности привлечь заемный капитал: кредиты банков (или других кредитных учреждений, имеющих соответствующую лицензию), займы у других предприятий и организаций, в том числе в форме векселей, размещение (эмиссия) облигаций или других долговых обязательств.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие кредитной политики
Кредитная политика – это четкий, письменный и актуальный свод принципов, процедур и правил, с соблюдением которых организация осуществляет кредитование своих контрагентов.
Организация, предоставляющая отсрочку платежа своим контрагентам, принимает на себя кредитную функцию и автоматически, связывается с целым рядом видов деятельности, для которых однозначно должна быть определена четкая политика.
Потому что, по сути, такая организация выводит существенную часть своего капитала из оборота и инвестирует его в дебиторскую задолженность. В случае не возврата своего капитала из таких инвестиций, организация очень сильно рискует оказаться в дефолте или даже обанкротиться.
В целях предотвращения такого негативного сценария, кредитная функция организации должна быть четко и письменно описана и соблюдаться. Такой шаг обеспечит организации последовательность в её кредитных решениях и действиях по управлению задолженностью и её взысканию.
Создавая свою кредитную политику, каждая организация сперва должна четко определиться со своими ключевыми принципами кредитования:
Кредитование должно быть целевым, т.е. организация должна определить каким целевым контрагентам и для достижения каких целей организации, будет предоставляться коммерческий кредит .
Кредитование должно быть возвратным, т.е. контрагенты, которым будет выдан коммерческий кредит, должны быть кредитоспособными (способны своевременно погасить кредит перед организацией).
Кредитование должно быть срочным, т.е. организация должна четко определить в течение какого срока, предоставленный коммерческий кредит должен быть ей возвращен контрагентом.
Кредитование должно быть платным, т.е. за пользование оборотным капиталом организации, контрагенты (дебиторы) должны заплатить организации какой-то процент.
Кредитование должно быть с обеспечением, т.е. исполнение обязательств контрагента по возврату коммерческого кредита, должно быть (или желательно чтобы было) гарантировано с помощью каких-то обеспечительных инструментов.
Основываясь на сформулированных принципах кредитования, организация необходимо прописать внутренние правила и процедуры, которые в своей совокупности и будут являться кредитной политикой организации.
Основные разделы кредитной политики:
1) Стандарты кредитования.
Стандарты кредитования – это установленные организацией критерии, которым должным удовлетворять контрагенты, для того чтобы получить от организации коммерческий кредит. Такие критерии могут быть ранжированы организацией с привязкой к условиям кредитования, т.е. в зависимости от того каким критериям будет соответствовать контрагент, будет определяться допустимые условия кредитования (сумма кредита, срок кредитования, обеспечение).
Устанавливая свои стандарты кредитования, организация должна принимать во внимание взаимосвязь между качественными показателями таких критериев и уровнем продаж, величиной и возвратностью дебиторской задолженности. Так кредитная политика, с либеральными кредитными стандартами будет стимулировать уровень продаж и наращивать дебиторскую задолженность, но при этом следует ожидать и рост просроченной дебиторской задолженности, убытков и расходов на взыскание. Кредитная политика с консервативными кредитными стандартами, будет более тщательно подходить к анализу и отбору контрагентов, что безусловно даст меньший стимул роста продажам, но при этом будет гарантировать своевременную оплату задолженности, и существенное снижение вероятности возникновения убытков.
1.2. Инструменты кредитной политики
Для рыночной экономики характерна продажа произведенного товара или услуг в кредит, то есть с рассрочкой/отсрочкой причитающейся оплаты. В кредитной политике предприятия отражаются условия практики подобного рода с позиции повышения эффективности собственной хозяйственной деятельности.
Сущность проводимой организацией ссудной политики характеризуется некоторыми моментами:
определением главных предпочтений в контактах с разными категориями заемщиков, оптимальная организация сотрудничества с потребителями на условиях взаимовыгодности и долгосрочности;
разработкой основных ограничений правового и экономического характера при проведении субъектами операций по ссудам (формы соглашений, виды обеспечения заемных обязательств);
установлением стандартов, способов и процедур для разных типов и категорий потребителей товара.
В политике, определяющей характер и процедуру кредитования, можно выделить ряд этапов формирования, содержащих основополагающие элементы:
Условия товарного заимствования по сегментам потребителей (показатель процентных ставок, цена займа). Цена ссуды вычисляется путем сравнения стоимости товара с оплатой при его приобретении и его же стоимости с отсрочкой выполнения оплаты за продукцию .
Стандарты платежеспособности или показатели финансовой устойчивости потенциального покупателя, достаточные для выдачи ссуды. Требуется оценка ссудных рисков в части вероятности задержки своевременного погашения долга или его полной неоплаты.
Варианты обеспечения исполнения обязательств по займу. Перед кредитором стоит задача по выбору и оптимальному оформлению необходимых кредитных инструментов и обязательств.
Виды обеспечения возвратности выданных займов и условия сбора оплаты (инкассации сумм дебиторской задолженности). Организации и кредитные компании в отношении должников с просроченной задолженностью применяют совокупность специальных юридических процедур, специальные методы рефинансирования. Задача кредитора состоит в создании системы непрерывного отслеживания задолженности и рыночной стоимости полученного залога, использование эффективных методов воздействия на проблемного должника.
Используемая на предприятии кредитная стратегия подразумевает применение разнообразных экономических инструментов, представляющих собой количественные параметры финансовых взаимоотношений с партнерами. В отношении данных параметров компания имеет возможность влияния на них в целях увеличения выручки, понижения убытков от неплатежей и достижения различных целей, определяемых политикой по кредитам.
К основным инструментам влияния относят:
Выполнение анализа, касающегося получения и расходования ссудных ресурсов в предыдущем периоде, для выяснения состава, вида и величины привлечения капитала предприятием, а также оценки получаемой от их привлечения эффективности.
Определение целей, предусматривающих в будущем периоде обращение за привлеченными ресурсами. Эффективность от привлеченного капитала связана с целевым характером привлечения, то есть направления ресурсов на:
пополнение активов (оборотных);
восполнение недостающего объема инвестиций для разных проектов (обновления основных средств, строительства, реконструкции фондов);
обеспечение потребностей сотрудников (кредитование под строительство жилья, приобретение садовых участков).
Расчет наибольшего объема по привлечению ресурсов.
Оценка затрат по привлечению капитала в разрезе форм и источников, покрывающих потребности предприятия в привлечении.
Определение пропорции между величинами ссудных ресурсов, привлекаемых на разные периоды (продолжительный, короткий).
Выбор вида привлечения средств, с учетом специфики хозяйственной деятельности.
Выбор основных кредиторов.
Выработка эффективных условий получения ссуды (времени кредитования, ставки процента за кредит, условий оплаты процентного начисления и долга, необходимость страхования, предоставления залогового обеспечения, оплаты комиссий).
Обеспечение эффективности использования привлеченного капитала (по показателям оборачиваемости, рентабельности капитала).
Соблюдение сроков погашения по займам. Ссудные платежи добавляются в платежный календарь для контроля их исполнения в ходе текущей финансовой деятельности.
Исходя из соотношения получаемого организацией дохода и риска ее кредитной деятельности, разделяют типы политики кредитования:
Агрессивный. В качестве главной цели определяется максимизация дополнительного дохода за счет наращивания величины реализации товара в кредит. При этом мало учитывается высокая степень риска, присущего подобным операциям. Кредит распространяется в отношении более рискованных категорий приобретателей продукции, а срок для возврата ссуды достигает предельно допустимого (при возможности продления срока).
Консервативный. Варианту присуща выраженная направленность на понижение кредитного риска путем:
значительного уменьшения числа приобретающих товар с отсрочкой оплаты из групп повышенного риска;
снижения сроков по кредитованию и его объемов;
ужесточения условий получения займа и повышения его цены;
ужесточения критериев для возврата задолженности (дебиторской) .
Умеренный. Используемые в организации условия по кредитованию ориентированы на соблюдение усредненного показателя риска кредитования при реализации с применением отсрочки оплаты за товар.
Выбирая политику для ведения кредитных операций, кредитор анализирует результаты сравнения потенциальных доходов от прироста реализации со стоимостью оформления торговых займов и возможных рисков непогашения долга на базе критериев формальных и неформальных, в числе которых:
Платежная история потенциальных клиентов-покупателей. Информация может поступать через неформальные контакты с контрагентами клиента, с банковскими структурами.
2. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ТПК «САВА»
2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО ТПК «САВА»
ООО Томская производительная компания «Сава» была основана 4 апреля 2000 года, на базе тепличного комплекса «Кузовлевский».
«САВА» специализируется на выпуске:
1. продукции из дикорастущих ягод, орехов, грибов, лекарственных трав Сибири и Алтайского края;
2. готовой продукции массового сегмента;
3. полуфабрикатов для кондитерских, молочных производств и производства мороженого;
4. продукции для канала «HoReCa»;
5. функционального питания;
6. продукции на условиях контрактного производства (СТМ).
При финансовой поддержке ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» был осуществлен проект по созданию производства уникальных масло - жировых и фруктовых наполнителей, что позволило увеличить объемы производства.
Продукция компании представлена в крупнейших региональных и федеральных торговых сетях. География продаж охватывает более 40 российских регионов, ближнее и дальнее зарубежье.
На сегодняшний день компания «САВА» осуществляет поставки в города Центральной части России, Сибири и Дальнего Востока, с компанией сотрудничают такие города как Москва, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Чита, Улан-Удэ и др.
Налажено сотрудничество с предприятиями Центральной части России и Ближнего зарубежья, активно осваивается Дальнее зарубежье.
Собственные сады:
В 2015 году компания реализовала успешный проект по созданию садов облепихи в экологически чистых районах Алтайского края. Развитие собственных садов позволило занять лидирующие позиции на российском и международном рынках заготовки и переработки облепихи. Годовой объем заготовки 3000 тонн.
В 2019 году компания приступила к созданию собственных садов жимолости интенсивного типа. Жимолостные сады, площадью 100 гектар, расположены в окрестностях Томского района. Жимолость является уникальной ягодой по своим свойствам и вкусовым качествам. Ее использование универсально.
В 2020 году Томская производственная компании «САВА» отметила свое 20-летие.
Далее рассмотрены основные сведения о предприятии:
Полное название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Томская производственная компания «Сава»
Сокращенное название: ООО ТПК «Сава».
Юридический адрес: 634058, Томская область, г. Томск, ул. Кузовлевское тепличное хозяйство, строение 7
Дата государственной регистрации: 04.04.2000г.
ОГРН: 1027000866144 от 25 сентября 2002 г.
ИНН: 7017014950
Налоговый орган: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по г. Томску, дата постановки на учет: 10.04.2000г.
Уставный капитал: 8400 руб.
Учредители: Никитин Андрей Иванович (доля: 4817 руб. (57,34%))
ФИО руководителя: генеральный директор Кухоренко Татьяна Ивановна
Телефон: +7 (3822) 60-97-25, +7 (3822) 46-76-79
Адрес страницы в сети Интернет: https://tpksava.ru/
Основной вид деятельности: производство соковой продукции из фруктов и овощей (10.32)
Среднесписочная численность: 190 сотрудников (2020 г.)
Предприятие ООО ТПК «Сава» является средним предприятием, но при этом с отличной репутацией. Организация не состоит в таких реестрах, как недобросовестные поставщики, дисквалифицированные лица и др.
2.2. Кредитная политика, проводимая предприятием и оценка эффективности банковского кредита как источника финансирования ООО ТПК «САВА»
В ООО ТПК «САВА» планово-экномическим отделом организуется управление привлечением банковских кредитов, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями организации в заемном капитале на различных этапах его развития.
Основными целями привлечения банковского кредита ООО ТПК «САВА» являются:
пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников;
другие временные нужды.
Формирование финансовой политики ООО ТПК «САВА» происходит с учетом того, что:
стоимость заемных ресурсов выше, чем стоимость собственного капитала организации – отрицательное явление;
привлечение заемных средств обеспечивает рост финансового потенциала для увеличения активов при возрастании объема продаж товаров и услуг – положительное явление;
использование заемных ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платёжеспособности – положительное явление;
активы, сформированные за счет заемных средств, позволяют получить меньшую прибыль из-за суммы выплачиваемого процента – отрицательное явление.
Политика привлечения банковского кредита включает в себя политику управления кредитными ресурсами и политику управления внутренней кредиторской задолженностью.
Политика управления кредитными ресурсами предполагает реализацию общих принципов корпоративной финансовой политики в рамках привлечения дополнительных финансовых ресурсов с участием внешних кредиторов, в том числе банков, инвестиционных компаний, других юридических и физических лиц.
Для определения источников заемного капитала в ООО ТПК «САВА» будут использоваться следующие этапы.
На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения банковского кредита в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов ООО ТПК «САВА».
Динамика общего объема привлечения банковского кредита в рассматриваемом периоде в ООО ТПК «САВА» показывают увеличение стоимости заемных средств из периода в период, так в 2019 г. в 2,9 р., в 2020 г. в 4,0 р. Сопоставляя с темпами прироста собственного капитала, видно, что темпы роста собственного капитала ООО ТПК «САВА» значительно превышают темпы роста заемных средств, так в 2019г. соответственно 70 раз и 2,9 раз; в 2020 г. соответственно 157,7 и 4 раза. Указанная динамика собственного капитала является положительным явлением лишь в 2019 г., так как увеличивает финансовую независимость ООО ТПК «САВА».
Динамика темпов выручки удовлетворяет определению эффективности использования источников финансирования, так в 2019 г. темп роста выручки превышает темп роста заемных средств, однако в 2020 г. получено, что темп роста выручки ниже темпа роста заемных средств - 2,2 р. и 4,0 р.
Динамика темпов прибыли имеет аналогичную тенденцию, как и с динамикой темпов выручки относительно динамики темпа заемных средств, где в 2020 г. происходит снижение эффективности использования заемных средств, так как к 2020 г. темп роста стоимости активов ниже стоимости темпа роста заемных средств.
Отсюда можно сделать вывод, что ООО ТПК «САВА» используя заемные средства, получая выручку от продаж, направляло их в основном на пополнение активов организации. Динамика показателей, которые рассчитаны в табл. 12, указывает, что в 2020 г. происходит снижение эффективности использования заемного капитала, так как темпы роста выручки, собственного капитала и активов ниже темпов роста заемного капитала.
Далее определим основные формы привлечения банковского кредита, которые анализируются в динамике форм заемных средств, используемых организацией.
В ООО ТПК «САВА» наблюдается увеличение заемных средств из периода в период, в 2019 г. на 13388 тыс. руб. или в 2,9 р., в 2020 г. на 60565 тыс. руб. или в 4,0 р. Заемные средства организации сформированы преимущественно в виде товарного кредита 79,9 % в 2018 г., 76,5 % в 2019 г., 88,8 % в 2020 г. На втором месте по привлечению заемных средств организации занимает финансовый кредит – 7,9 % в 2020 г., заметно снижение уровня в 2020 г. относительно 2019 г. на 2,3. Внутренняя кредиторская задолженность представлена в 2020 г. на сумму 2640 тыс. руб.
На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых организацией заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств организацией и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
Используя указанную методику, проведем анализ применительно к ООО ТПК «САВА» за 2018–2020 гг. (табл. 4).
Таким образом, ООО ТПК «САВА» использует только краткосрочные заемные средства, которые из периода в период увеличиваются, в основном за счет товарного кредита.
На следующей стадии анализа политики изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала. Используя указанную методику, проведем анализ применительно к ООО ТПК «САВА» за 2018–2020 гг. как представлено в табл. 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективная необходимость кредита обусловлена особенностями кругооборота капитала, которыми являются: постоянное образование денежных резервов и возникновение временных дополнительных потребностей в них; различная длительность оборота средств в отдельных ячейках хозяйства, тесное переплетение наличного и безналичного оборота средств; обособление капитала в рамках экономических субъектов.
Существующее многообразие способов и форм предоставления займов кредитными организациями основано на единых функциях и принципах организации процедуры кредитования.
Экономическая сущность кредита, являющегося одной из форм отношений между субъектами рынка, выражается в предоставлении кредитором денежных средств заемщикам различным категорий (организациям, физическим лицам).
Кредитование предусматривает использование надбавки (процента), которую получатель ссуды должен уплатить за пользование заемными средствами, и часто подписание страхового соглашения для защиты интересов кредитора при невозврате выданных средств.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. - 1990. - 25 декабря.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. - 30 июля.
3. Аганов, А.Н. Нормативно-правовое регулирование кредитования в России: проблемы, задачи и возможности / А.Н. Аганов // Российская юстиция. – 2018. – № 1. – С.15-18.
4. Акулич, В.В. Исследование состава кредитов и займов, эффективность их привлечения для субъектов хозяйствования / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2018. – № 2. – С.44-47.
5. Бабичев, М.Ю. Банковское дело: справочное пособие / М.Ю. Бабичев. – М.: Экономика, 2018. – 128 с.
6. Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело / И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2019. – 312 с.
7. Банковские операции / О.М. Маркова и др. - М.: Юрайт, 2020. - 544 c.
8. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник / Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 671 c.
9. Банковское дело: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 687 c.
10. Басс, А. Б. Тенденции развития финансовых услуг коммерческих банков в России / А. Б. Басс. - М.: Русайс, 2020. - 176 с.
11. Белозеров, С.А. Банковское дело: учебник / С.А. Белозеров. – М.: Проспект, 2019. – 408 c.
12. Бойко, Т. А. Анализ депозитов современных российских банков / Т.А. Бойко, Г. К. Девлет-Гельды // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 5-7. - С. 30-37.
13. Болвачев, А.И. Деньги, кредит, банки: учебник / А.И. Болвачев. – М.: Инфра-М, 2020. – 218 с.
14. Бурдина, А.А. Банковское дело / А.А. Бурдина. – М.: МАИ, 2018. – 96 c.
15. Бычков, В.П. О кредитовании юридических лиц / В.П. Бычков // Банковское дело. – 2019. – № 4. – С.22-24.
16. Валенцева, Н.И. Банковское дело: учебник / Н.И. Валенцева. – М.: КноРус, 2018. – 800 c.
17. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник / Е.Ф. Жуков. - М.: Юрайт, 2020. - 591 c.
18. Золотарева О.А. Эволюция денежно-кредитного регулирования в современном мире / О.А. Золотарева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2019. – № 5. – С. 25-29.
19. Кулаков А.Е. Классификация банковских кредитов и методов кредитования / А.Е. Кулаков // Финансы и кредит. – 2019. – № 17. – С. 2-5.
20. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. - 277 с.
21. Магомедов Г.И. Анализ современного состояния и перспективы развития кредитования в РФ / Г.И. Магомедов // Финансы и кредит. – 2020. – № 8. – С. 32-39.
22. Тавасиев А.М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А.М. Тавасиев. - М.: Дашков и К, 2020. - 656 c.
23. Фаронов В.В. Банковское дело (для бакалавров) / В.В. Фаронов. - М.: КноРус, 2019. - 800 c.
24. Фёдорова Н.В. Банковское дело. Задачи и тесты (для бакалавров): учебное пособие / Н.В. Фёдорова. - М.: КноРус, 2018. - 328 c.
25. Чернецов С.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2017. - 494 c.