Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует множество зависимостей человека, и новые зависимости захватывают всё больше молодежь.
Зависимое (аддиктивное) поведение (алкоголизм, табакокурение, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм) стало актуальной проблемой в настоящее время.
Проблема зависимого (зависимого) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость.
Сегодняшний социум характеризуется переломными явлениями в многочисленных областях общественной жизни. Сложные общественно-финансовые условия наравне с динамическими изменениями сегодняшнего сообщества в существенной мере осложняют ежедневную действительность. В особо непростом состоянии при этом становятся подростки, которые и так в силу собственных эмоциональных отличительных черт пребывают в переходном, переломном состоянии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие зависимого поведения
Зависимое поведение в специальной литературе имеет ещё одно название – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
Зависимое поведение характеризуется неодолимым желанием к предмету влечения, уходом от действительности, своего рода капсулированием личности, её отгороженностью от внешнего мира и внешних положительных влияний. И если уход от действительности и перемена рассудка преобразовывается в идею-доминант, то аддиктивное поведение в таком случае становится проблемой. Согласно сущности - это назойливое состояние, мания, освободиться от коего собственными силами человек никак не способен [1].
Согласно исследованиям Е.А. Романенко, аддиктивное поведение чаще всего объединяют только лишь со злоупотреблением психоактивными препаратами. Аддиктивное поведение (англ. Addiction-стремление, пагубная привычка) - злоупотребление одним либо несколькими химическими веществами, проходящие на фоне модифицированного состояния рассудка [24].
С.Л. Соловьёва делает акцент на том, что аддиктивное поведение мощная наклонность, привычка, незрячий невольный выбор чего-либо, влечение к чему-то обозначается словом пристрастие. Данный термин нередко рассматривается как синоним иностранного слова аддикция [26].
Аддиктивное (зависимое) поведение (с англ. addiction - неблаготворная привычка, порочная склонность) рассматривается множеством авторов, стоявших у основы исследования данной проблематики (Алексеевой Е.Б., Верзиной В.В.) как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, это значит наносящего ущерб человеку и окружению. Аддиктивное поведение проявляется в желании уйти от действительности с помощью изменения собственного психического состояния, которое достигается разными способами - фармакологическими (принятие элементов, действующих в нервную систему) и нефармакологическими (концентрация на определенных предметах и активностях, что сопровождается формированием индивидуально приятных психологических состояний).
1.2 Виды зависимого поведения
Рассмотрим классификацию зависимого поведения, которая предложена Е.И. Селиванцевой [25]:
1. Химические аддикции. Характеризуются пристрастием к сильнодействующим искусственным либо природным препаратам, меняющим физическое и психическое состояние человека вплоть до неузнаваемости. Химические аддикции причиняют большой вред здоровью человека. В данную категорию входят: алкогольная, наркотическая, никотиновая зависимости, токсикомания.
2. Нехимические пристрастия. Это довольно большая группа, включающая в себя:
- тягу к азартным играм;
- сексуальная аддикция;
- любовная аддикция;
- зависимость от покупок – шоппинг;
- трудоголизм;
- интернет-зависимость;
- спортивная аддикция.
3. Промежуточная группа. В данную категорию специалисты включают виды аддикций, которые связаны с перееданием и голоданием. Такие распространенные нервно-психические болезни, как булимия или анорексия, являются яркими примерами пищевых аддикций.
Рассмотрим некоторые из них более подробно. Наркомания – это группа заболеваний, связанная со злоупотреблением наркотических веществ. При этом у пациента отмечается сначала психологическая зависимость, затем – физическая. Основной описательной характеристикой синдрома зависимости является желание (часто сильное, иногда непреодолимое) употреблять психоактивные средства (которые могут быть или не быть предписаны врачом), алкоголь или табак.
Токсикомания - это хроническое наркологическое заболевание, образующееся в следствии употребления психоактивных веществ (фармацевтических средств, химических и растительных элементов), не включенных в официальный перечень наркотических средств, и характеризующееся формированием явлений психической и, в ряде случаев, физической зависимости и изменением толерантности согласно отношению к употребляемому одурманивающему средству.
По мнению П.Ф. Литвицкого, смысл определений «наркомания» и «токсикомания» и состояний, которые они характеризуют, во многом схожи. Они имеют все шансы обоюдно видоизмениться: наркоман способен перейти на употребление ядовитого вещества, а токсикоман - наркотического. В то же время разновидность токсикомании «алкоголизм» во врачебной практике оценивают как отдельную нозологическую форму [20].
Согласно суждению Т.Н. Гончаровой, алкоголизм – это хроническая психическая болезнь, формирующаяся по причине продолжительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе нарушение не психическое, однако тут имеют все шансы образоваться психозы. Алкогольное опьянение может быть провокатором эндогенных психозов. На заключительной стадии этого заболевания формируется слабоумие.
Алкоголизм – это не только болезнь. Его развитие влечет за собой полный набор сопутствующих заболеваний: начиная от поражения внутренних органов и вплоть до выраженных патологий нервной системы. И это было известно еще в давние времена. «Пьянство – это добровольное безумие», – так о вреде спиртного высказывался Гиппократ.
Одной из форм зависимого поведения считается компьютерная зависимость. Термин «компьютерная зависимость» возник в 1990 г. Компьютерная зависимость принадлежит к одному из видов аддитивного поведения и характеризуется желанием удалиться от повседневности, обыденности методом модификации своего эмоционально-психического настроения. Компьютерная зависимость складывается из следующих связей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, интернет зависимость. Больше всего склонны к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет. И.А. Евдокимова, поделила игры на 2 класса - на ролевые и не ролевые, каждая с которых обладает своими особенностями.
1.3 Особенности проявлений зависимого поведения в подростковом возрасте
Зависимое поведение подростков выражается разными уровнями серьезности: от почти нормального - до тяжёлой зависимости, приводящей зачастую к психической патологии. Зависимое поведение подростка заключается в том, что убегая от действительности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию защищенности и возобновления баланса, в следствии процесс начинает руководить личностью и увлечение уже управляет ею [14].
Зависимое поведение может быть непрерывным, повторяющимся, эпизодичным либо периодическим в зависимости от индивидуальной ситуации. Его течение остается прогнозируемым, определяющимся специфическими источниками, психодинамическими и средовыми пусковыми механизмами. Могут происходить переходы от одной аддикции к иной, либо же могут иметь место несколько аддикции в одно и тоже время [2].
Также во множественных исследованиях (Манахова С.В.) отмечается, что зачастую зависимое поведение развивается у лиц с аномалиями характера.
На сегодняшний день алкоголизм, наркомания и табакокурение считаются неотъемлемыми атрибутами современной молодёжи. Из числа подростков во много раз меньше становится тех, кто не употребляет алкоголь, чем тех, кто его употребляет. Серьезной задачей для нашего общества является вопрос наркотизма подростков. А.И. Даминова, Л.Н. Уварова разделяет подростков, предрасположенных к употреблению наркотических и токсических элементов, на три группы. В первую группу входят подростки, которые попробовали наркотическое вещество просто-напросто из любопытства. Во вторую группу входят подростки с неблагополучной внутрисемейной обстановкой (присутствие в семье наркоманов либо алкоголиков, стабильные инциденты). И в третью группу входят подростки с органическим поражением головного мозга, характеризующиеся высокой внушаемостью, вследствие чего легко поддаются под негативному влиянию.[25].
Среди подростков обширно начало распространяться курение. Курение подростков отражается в первую очередь на их физическом развитии. Таким образом, результатами постоянного курения подростков являются: формирование нервных расстройств: подростки становятся раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми; ухудшение познавательной деятельности: уменьшается трудоспособность, память, восприятие и внимание; увеличивается возможность развития рака легких. Подростки стремительнее, чем взрослые приходят к психической деградации, что раскрывается в потере интересов, абсолютном исчезновении эмоций, ослаблении семейных привязанностей, потере нравственных ценностей, а кроме того в неспособности к соответственному поведению. Также большие перемены происходят и в познавательной деятельности: нарушается последовательность суждений, умение сосредотачивать внимание, происходит уменьшение кратковременной и долговременной памяти, возникновение погрешностей присутствие исполнении простой интеллектуальной деятельность. Колоссальное значение имеет представление подростками разрушительных результатов употребления психоактивных веществ.
В веке современных технологий проблема интернет-зависимости подростков рассматривается как одна из важных проблем. В виртуальном мире находят общение более 75% подростков.
Интернет-зависимость способствует развитию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, затяжные депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, проблемы приспособления в социуме, утрата возможности контролировать время пребывания за компьютером, появление чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «находить». При этом у них появляется иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая стимулирует нарушать права человека.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование зависимого поведения у подростков проведено на базе «Средней школы № 151 г. Санкт-Петербург». В исследовании приняли участие 3 школьника в возрасте 14-15 лет.
Юра П. – 14 лет. Подросток воспитывается в благополучной, полной семье. На протяжении обучения зарекомендовал себя как обучающийся со средними способностями. Дисциплинирован, на уроках активен.
Слава С. – 14 лет. Подросток воспитывается в благополучной, полной семье. К учебе относится посредственно. Часто отвлекается на уроках, нарушает дисциплину.
Гена Л. – 15 лет. Подросток воспитывается в неблагополучной полной семье и советом профилактики признан педагогически запущенным. Был замечен в драках, воровстве, употреблении алкоголя и курительных смесей. На протяжении обучения зарекомендовал себя как ученик со слабыми способностями. Отношения с одноклассниками ровные.
Нами использовались следующие методики:
- тест на зависимость (аддикцию) (авт. Г.В. Лозовая),
- тест «Склонность к девиантному поведению» (авт. Э.В. Леус, А.Г. Соловьев).
Тест на зависимость (аддикцию) (авт. Г.В. Лозовая) (Приложение 1).
Цель: изучение общей склонности к различным видам зависимости.
Ход: Методика проводится в виде группового тестирования с детьми-подростками. Детям предлагается тестовый материал, состоящий из 70 вопросов (суждений). Бланки раздаются по одному каждому ребёнку. Экспериментатор говорит: «внимательно прочитайте утверждение и, не раздумывая очень долго, выберите один из вариантов ответа»
Тест «Склонность к девиантному поведению» (авт. Э.В. Леус, А.Г. Соловьев) (Приложение 2).
Цель: измерение оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения и определить показатели выраженности.
2.2 Результаты исследования
Рассмотрим результаты исследования склонности к зависимому поведению (Приложение 3).
Анализируя результаты, полученные по методике «Тест на зависимость» (аддикцию) (авт. Г.В. Лозовая), мы отмечаем, что по показателю «зависимость от алкоголя» у 66,7 % учащихся от общего числа испытуемых зависимость от алкоголя отсутствует.
У одного учащегося (33,3 %) от общего числа испытуемых зависимость от алкоголя показал низкий уровень. Низкий уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, от действия спиртного (запах, вкус), так и от опьянения. Эйфории от употребления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потреблению алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. На этих уровнях вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привести к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.
Средний уровень алкогольной зависимости характеризует достаточные мотивы употребления: повысить коммуникабельность, поступать «как все», выглядеть более взрослым и самостоятельным при помощи спиртного отсутствует.
Повышенный уровень алкогольной зависимости характеризуется повышенным риском развития алкоголизма, отличается усилением эйфоризирующего, активирующего и релаксирующего действия спиртного. Алкоголь все еще доставляет больше приятных ощущений, чем неприятных. Высокий, повышенный, средний уровени алкогольной зависимости у испытуемых не выявлен.
Проанализируем результаты, которые получены по показателю «телевизионная зависимость».
У одного испытуемого от общего числа испытуемых телевизионная зависимость отсутствует. Один учащийся от общего числа испытуемых, продемонстрировали низкий уровень телевизионной зависимости и у одного учащегося от общего числа испытуемых, выявлен пониженный уровень телевизионной зависимости. Низкий и пониженный уровень характеризуется наименьшей зависимостью. Ситуации невозможности смотреть телевизор воспринимаются как ощутимый дискомфорт, человек не знает, чем себя занять; проведя время у телевизора, человек понимает, что ему нечего вспомнить, он не получил никакой ценной информации.
Средний и высокий уровни не выявлены. Средний уровень телевизионной зависимости характеризуется тем, что любые другие формы отдыха (чтение, прогулки, спорт, хобби) начинают уступать свои позиции, время ранее, затрачиваемое на них заполняется просмотром телепередач. Повышенный уровень и высокий уровень телевизионной зависимости у подростков отсутствует.
Анализируя результаты, полученные по показателю «любовная зависимость», мы отмечаем следующие результаты.
У всех трех учащихся выявлен низкий уровень любовной зависимости. Пониженный и низкий уровень любовной зависимости характеризуется наименьшей навязчивостью в поведении, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе.
Средний и повышенный уровни не выявлены. Средний уровень характеризуется достаточным влечением к объекту, отличается импульсивностью действий и поступков.
Повышенный уровень характеризуется трудно контролируемая тяга к объекту, сниженная способность контролировать эти действия по ходу эпизода, отсутствие ясной рационализации мотивов этих действий, причиняющих психологический, социальный и правовой ущерб, как самому человеку, так и его окружению, поглощенность реализацией аномального влечения. Высокий уровень из общего числа испытуемых не выявлен.
Анализируя результаты, полученные по показателю «игровая зависимость», мы отмечаем следующие результаты.
У 2 учащихся от общего числа испытуемых игровая зависимость отсутствует. У одного учащегося от общего числа испытуемых был выявлен повышенный уровень зависимости. Повышенный уровень игровой зависимости характеризует повышенный уровень тревожности, появление страхов, возможны панические приступы, повышается агрессивность и раздражительность, вероятность развития психических расстройств, проявляются признаки девиантного поведения и социопатии. Высокий уровень из общего числа испытуемых не выявлен.
Анализируя результаты, полученные по показателю «зависимость от межполовых отношений», мы отмечаем следующие результаты.
У одного учащегося от общего числа испытуемых зависимость от межполовых отношений отсутствует. Один учащийся показал низкий уровень и один учащийся от общего числа испытуемых продемонстрировали пониженный уровень. Низкий и пониженный уровень характеризуется наименьшим познаванием собственной сексуальности и противоположного пола, процесс познавания элементарных норм общения между полами. Нельзя, следовательно, сказать, что подросток все больше и больше ориентируется на другой пол. В некоторых фазах он или вовсе отворачивается от него, или обращается к нему бессознательно.
2.3. Направления работы по профилактике зависимого поведения
В настоящее время возрастают попытки предупредить и остановить рост подросткового алкоголизма, наркомании, употреблении ПАВ и других форм зависимого поведения. При анализе психолого-педагогической литературы, следует отметить, что большинство из них не увенчались успехом.
Профилактика как система мер требует осознанного подхода и согласованность действий всех окружающих – родителей, педагогического коллектива. Как показывает опыт, данная работа будет достаточно эффективна, когда подростки прикладывают собственные силы. Следует отметить, что родители, педагоги, медицинские работники, специалисты органов профилактики, социальный педагог и педагог-психолог школы должны стать активными субъектами профилактики аддиктивного поведения.
Цель мероприятий предполагает формирование у подростков стойкой негативной установки к употреблению алкоголя, наркотических средств и к другим формам аддикций.
Направления работы включают в себя:
1. Систематизировать совместную работу всех участников образовательного процесса.
2. Предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать запрещенные вещества.
3. Устранить проблемы во взаимоотношениях между подростками и родителями, между сверстниками.
4. Обеспечить условия для проведения мероприятий, которые направлены на формирование стремления вести здоровый образ жизни.
5. Создать условия для психолого-педагогической поддержки подростков.
6. Осуществить индивидуальный подход к подросткам.
7. Осуществить консультативно-профилактическую работу среди подростков, педагогического коллектива, родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы отмечаем, что представление аддиктивное поведение с типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием желания к уходу от действительности посредством синтетического изменения собственного психического состояния путем приема отдельных элементов либо постоянной фиксацией внимания на конкретных видах деятельности с целью формирования интенсивных эмоций. Зависимое поведение включает разнообразные виды поведения: сюда входят наркотическая зависимость и пьянство, курение, пристрастие к азартным играм и шопоголизм т.д.
Зависимое поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, С.М. Возрастная психология / С.М. Абрамова. — Минск: Высшая школа, 2001.— 319с.
2. Аддиктивное поведение детей и подростков : механизмы формирования и превенция : монография / Н. В. Александрова и др. – Омск : ОмГТУ. — 2013. —104 с.
3. Азарова, Е. А. Девиации и аддикции: антропологический подход / Е. А. Азарова. — Ростов-на-Дону : ООО «Фонд науки и образования», 2016. — 226 с.
4. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. Нарушение поведения у детей и подростков / А.А. Александров. — Минск: Высшая школа, 1981.— 219 с.
5. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян. — Ереван: БАХРАХ-М, 1980.— 325с.
6. Бакулина, Ю. В. Особенности зависимого поведения современных подростков [Электронный ресурс] / Ю. В. Бакулина // В сб. : Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска» : опыт, проблемы и перспективы материалы всероссийской заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием. Арзамас: Арзамасский филиал НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2016. — С. 276-281. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary_25880280_95643594.pdf . — Дата доступа: 19.01.2022.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. Москва: Эксмо, 2015. —245 с.
8. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. — М.: Высшая школа, 2000. – 431 с.
9. Гиндикин, В.Я. Лексикон малой психиатрии / В.Я. Гиндикин.— М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 518 с.
10. Интернет зависимость: порождает ли Интернет - зависимость? [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www1.rider.edu/psycyber/psycyber.html . —Дата доступа: 19.01.2022
11. Казаков, В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов/В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М.: Высш.шк., 1989. – 383с.
12. Ковалев, В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков/В.В. Ковалев. — Минск: Высшая школа, 1981.— 185 с.
13. Компьютерная зависимость и Интернет-зависимость [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html . — Дата доступа: 19.01.2022.
14. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков/В.Т. Кондрашенко.— Минск: Харвест, 1998.—362 с.
15. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
16. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2. — с. 108.
17. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2014. – 688 с.
18. Кульков, В. А. Правовые проблемы токсикомании и пути их правомерного решения / В. А. Кульков // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариат. — 2012. — № 3. — с. 62.
19. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики зависимого поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие/Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 1998. – 381 с.
20. Литвицкий, П. Ф. / Наркомании, токсикомании, отравления // П.Ф. Литвицкий / Вопросы современной педиатрии. - 2014. Т. 13. № 3. - С. 51-60 Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса./А.С. Макаренко. М.: ВЛАДОС, 1997. – Т.5.—643 с.
21. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних/Н.Ю. Максимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 592 с.
22. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте[Электронный ресурс] / О.О. Савина - Режим доступа: http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm. — Дата доступа: 19.01.2022.
23. Рогова, Е. Е. Личностные особенности подростков, склонных к зависимому поведению / Е. В. Суворова, Е. Е. Рогова // Сб. материалов IХ Международной науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы современной науки». – Ставрополь : Центр научного знания «Логос». - 2015. —№ 9. — С. 88-93.
24. Романенко А.В. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В НРАВСТВЕННОСТИ – ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭГОИЗМА / А.В. Романенко // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXIV Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – № 6(24). – М., Изд. «Интернаука», 2019. – С. 57-60.
25. Селиванцева, Е. И. Ваш гид в мир медицины / Е.И. Селиванцева // Наркология. Наркомания. Аддиктивное поведение – саморазрушение путем ухода от реальности. - 2015. - № 6. - С. 80
26. Соловьева, С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита [Электронный ресурс] / С.Л. Соловьёва // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. - 2012. № 1. - С. 103.— Режим доступа : http://ucom.ru/doc/conf.pdf .— Дата доступа: 19.01.2022