Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время в современном обществе подросток очень часто либо переоценивает, либо недооценивает свои силы и возможности. В первом случае может произойти высокомерность, зазнайство в поведении, что может привести к конфликтам со сверстниками, педагогами, взрослыми. Во втором случае возникает преуменьшение уровня претензий. Это способствует развитию замкнутости, стеснительности, трудностей в общении, неудовлетворенности собой, неверию в свой потенциал.
Я-концепция, как центральная характеристика личности, является предметом многочисленных психологических и социально-педагогических исследований (И.С. Кон[17], И.А. Романова [30], Е.Т. Соколова [33], Т.М. Чурекова[35], А.К. Юров [39] и др.), где Я – концепция выступает как относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе. На ее основе человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с окружающими людьми.
По мнению этих авторов составной и неотъемлемой частью Я – концепции является самооценка личности. Она выступает как оценка личностью самой себя, своего внешнего облика, места среди других людей, своих возможностей и качеств. Самооценка является системообразующим основанием индивидуальности личности, которая определяет жизненную позицию человека, всю систему его оценок, уровень его притязаний. Самооценка оказывает влияние на формирование стиля поведения и жизненный процесс человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает направленность и динамику развития и совершенствования субъекта.
В социально-педагогической литературе особое место занимает подростковый возраст (Б.С. Волков [9], И.В. Запесоцкая[15], Е.Ю. Новиченкова[22] , А.Г. Портнова [26] и др.). Особенности подросткового периода развития ребенка заключается в таких новообразованиях, как эмансипация у взрослых и формирование нового ведущего вида деятельности - интимного и личного общения со сверстниками. Важнейшим личным приобретением подросткового возраста является овладение нормами межличностного взаимодействия и нравственными нормами. Оценки перестают быть единственной ценностью, становится важным, какое место подросток занимает в системе отношений со сверстниками, что может определять проявление тревоги. В связи с этим образовательная деятельность хоть и остается преобладающей, но отходит на второй план. Поэтому, как показывает анализ исследований различных авторов, самооценка подростков имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.
Теоретические проблемы самооценки наиболее полно разработаны в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. О. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, В. В. Столина, И. И. Лесноковой, Е. В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. Однако работы этих авторов касаются только детей, не имеющих отклонений в развитии. В то же время проблема межличностных отношений и формирования самооценки у подростков в коррекционной психологии остаётся все еще недостаточно разработанной, хотя имеются единичные замечания И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицыной [6], в которых обращается внимание на их своеобразие у этой категории детей. Необходимость изучения проблемы самооценки у подростков, страдающих церебральным параличом, чрезвычайно велика. Осознание подростками с детским церебральным параличом своей физической неполноценности, часто неадекватное отношение к ним окружающих негативно влияют на личностное развитие, следствием чего является повышенный уровень личностной тревожности и наличие страхов у этих детей [7]. Перечисленные факторы, безусловно, негативно отражаются на формировании самооценки у подростков. Заниженная самооценка, в свою очередь, неизбежно оказывает влияние на черты характера подростка, на эффективность его учебной деятельности, жизненные планы, профессиональные намерения, на социальное и личностное самоопределение [8].
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что исследование самооценки подростков с церебральным параличом многими учеными поколениями приводят к противоречивым результатам. Так, одни исследователи (Н. Финкель, А. Фингерт)приходят к выводу о том, что самооценка больных на детский церебральный паралич неадекватно завышенная, и рассматривают это как компенсаторный личностный механизм, который является способом достижения внутреннего комфорта. В трудах других авторов (т. Добровольская) указывается на отсутствие статистически значимой разницы между самооценкой контрольной группы здоровых и группы подростков с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: Необходимость изучения проблемы самооценки у подростков с ДЦП велика. Она выражается в том, что самооценка формирует уровень притязаний, влияет на выбор профессии, на своевременное вхождение в социальное пространство, на общение с другими людьми. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний, тем адекватнее цели ставит перед собой человек, тем адекватнее его выбор профессии, тем эффективнее происходит его общение с людьми.
Цель исследования: выявить особенности самооценки подростков с ДЦП;
Объект исследования: самооценка как личностное качество;
Предмет исследования: особенности самооценки подростков с ДЦП;
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «самооценки» в психолого-педагогической литературе;
2. Указать особенности формирования самооценки у подростков;
3 Рассмотреть особенности формирования самооценки у подростков с ДЦП;
4. Привести диагностический инструментарий развития самооценки у подростков с ДЦП.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме самооценка.
2. Психологическое тестирование самооценки подростков;
3. Методы статистической обработки.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. О. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, В. В. Столина, И. И. Лесноковой, Е. В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. И др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, с заключения и списка использованных источников.
Базы эмпирического исследования: ФКПОУ "Кунгурский техникум-интернат" Минтруда РФ. Участники 30 Человек подростки с ДЦП.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» школа №1 30 Человек подростки обычные.
1.Теоретические аспекты проблемы исследования самооценки подростков с ДЦП
1.1. Понятие «самооценки» в психолого-педагогической литературе
Понятие самооценки широко изучено в трудах ученых-психологов практически всех научных школ и концепций. Однако, на сегодняшний день, вокруг данного понятия разворачиваются научные дискуссии. В настоящей работе мы рассмотрим основные подходы к пониманию самооценки в отечественной и зарубежной науке.
В работе А.И. Липкиной самооценка определяется как отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть адекватной и неадекватной, зависимой и независимой [15].
И.И. Чеснокова рассматривает самооценку как некоторый итог работы самосознания, как результат функционирования самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Основная функция самооценки - саморегуляция. С помощью самооценки индивид соотносит свои возможности с требованиями ситуации [36].
Другая точка зрения относительно времени появления зрелых форм самооценки, отмеченных личным участием субъекта в ее формировании, представлена в работах Д.Б. Эльконина, который опираясь на идеи Л.С. Выготского считает, что самооценка начинает формироваться к 7 годам как обобщенное и дифференцированное отношение к себе. В работах Д.Б. Эльконина описываются исследования сформированности образа «Я» через вербализованные представления ребенка о себе, своих ценностных суждениях и пристрастиях. Самооценка, образ «Я», «Я-концепция» рассматриваются как образования познавательной природы и констатирующего характера, в которых фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях. Самооценка определяется как аспект образа «Я», выполняющая оценочные функции, другой содержательный компонент образа «Я» – это «Я концепция»[39].
Д.Б. Эльконин отмечает, что раньше возникают аффективные, эмоциональные самоощущения, которые в большей степени связаны не с Я-концепцией, а с самооценкой, однако не сливаются с ней. Аффективное самоощущение ассимилировано из отношений окружения. В отличие от самооценки оно не связано с отношением к себе как объекту осмысления[39].
Структурно-динамическая модель самооценки описывается в работах А.И. Захаровой. Выделяются два уровня функционирования самооценки: вербально-осознанный и интуитивный. Акцент в работах А.В. Захаровой делается на исследовании вербально-осознанной самооценки[16].
Самооценка рассматривается как условие и средство формирования образа «Я» и «Я-концепции». Эго-концепция есть более высокий уровень знаний о себе - это сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я-концепции».
Структура самооценки, в понимании А.В. Захаровой, представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Поведенческий компонент соотносится с регулятивными функциями самооценки и рассматривается как производный первых двух. Его развитие связывается с уровнем интеллектуального развития индивида.
Согласно А.В. Захаровой, в становлении общей самооценки ведущая роль принадлежит когнитивному компоненту, поскольку его функцией является обобщение наиболее значимых для субъекта частных самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понимание личностью ее собственной сущности. Под частной самооценкой понимается оценка конкретных психических и физических проявлений и качеств[16].
А.В. Захарова отмечает, что наиболее полно исследованы частные самооценки. Исследование общей самооценки часто подменяют изучением эмоционально-ценностного отношения к себе, упуская когнитивную составляющую данного конструкта. А.В. Захарова выделяет возраст начала обучения в школе как важный этап в развитии отмеченных форм самооценки (общей и частных)[16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm.
2. Волков Б.С. Психология подросткового возраста : учебник (бакалавриат) / Б.С. Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: КноРус, 2016. - 266 с.
3. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей / В.А. Горбачева. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
4. Горохова А.А. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков / А.А. Горохова, Н.Л. Сомова, Е.С. Киричик// Психология человека в образовании. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootsenki-sovremennyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 22.01.2022).
5. Деркач А. А. Самооценка как структурообразующая
процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психоло-
гии. 2005 № 3. С. 139–146.
6. Донцова И. В. Особенности форм самосознания и самоотношения у детей с детским церебральным параличом / И.В. Донцова// Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 152-154.
7. Елькина Н.П. Особенности личностного развития подростков с ДЦП / Н.П. Елькина, М.В. Гиро // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-podrostkov-s-dtsp (дата обращения: 22.01.2022).
8. Захарова А. В. Психология формирования самооценки/А.В. Захарова.- М.: изд-во Рипол-Классик, 2014. –103 с.
9. Ишинова В.А. Возрастные особенности психологического состояния детей с детским церебральным параличом / В.А. Ишинова, Г.В. Залмина//VII Российская научно-практическая конференция с международным участием "Инновационные технологии в области неврологии и смежных специальностей". Москва. 2016. С. 37 - 39.
10. Ишинова, В. А. Методика изучения особенностей психологического состояния подростков, страдающих сколиозом и детским церебральным параличом / В. А. Ишинова, Л. В. Тхоржевская // Восточно-Европейский научный журнал. – 2021. – № 9-3(73). – С. 37-46.
11. Кашкуш А.А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте / А.А. Кашкуш// МНКО. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 22.01.2022).
12. Киперь Н.Н. Психологические аспекты личности детей с детским церебральным параличом / Н.Н. Киперь // Вестник Луганского гос. ун-та им. Т.Шевченко. 2016. Т. 1. № 1. С. 141-144.
13. Козлова К.А. Особенности самосознания подростков с детским церебральным параличом / К.А. Козлова // Фундаментальные проблемы науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1. – Уфа, 2015. – С. 121-124.
14. Колчина А.Г. Диагностика и коррекция нарушений развития эмоциональной сферы детей с двигательной патологией/ А.Г. Колчина // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, выпуск 2(22) Т. 6. 2017. С. 179 – 185.
15. Колчина А.Г. Роль самооценки в становлении личности подростка с церебральным параличом / А.Г. Колчина // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-stanovlenii-lichnosti-podrostka-s-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 22.01.2022).
16. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2014. –285 с.
17. Медведева Е.В. Особенности самооценки как основного компонента самосознания личности с двигательными ограничениями / Е.В. Медведева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-kak-osnovnogo-komponenta-samosoznaniya-lichnosti-s-dvigatelnymi-ogranicheniyami (дата обращения: 22.01.2022).
18. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта, 2016. - 393 с.
19. Муравьева О.В., Деревянко Ю.П. Исследование особенностей самооценки у подростков с ДЦП / О.В. Муравьева, Ю.П. Деревянко // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7180 (дата обращения: 22.01.2022).
20. Павлова О. С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ О.С. Павлова - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. - 108 с.
21. Павлова О.С. Изменение самооценки под влиянием инвалидизирующего заболевания / О.С. Павлова // Концепт. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-samootsenki-pod-vliyaniem-invalidiziruyuschego-zabolevaniya (дата обращения: 22.01.2022).
22. Польшина М.А. Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии / М.А. Польшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 71–76. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56329.htm.
23. Психология современного подростка / под ред.
Д. И. Фельдштейна. М., 2006. 210 с.
24. Пушкина Т.Ф., Потапова Е. С. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и тревожности личности современного подростка / Т.Ф. Пушкина, Е.С. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-urovnya-prityazaniy-i-trevozhnosti-lichnosti-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 22.01.2022).
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского
возраста / Ф. Райс. - СПб., 2012. - 816 с.
26. Серкова А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А.М. Серкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75027.htm.
27. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и
эффективность учебной деятельности старшеклассни-
ков / К.Р. Сидорова// Вопр. психологии. 2007. № 3. С. 149‒157.
28. Скуратовкая, О. Р. Особенности подросткового комплекса у пациентов, страдающих детским церебральным параличем / О. Р. Скуратовкая // Сборник материалов конференции студентов и молодых ученых, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Борец Валентины Максимовны, Гродно, 20–21 апреля 2017 года. – Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2017. – С. 513-515.
29. Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р., Томилова Н.А. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.В. Токарская, Т.Р. Тенкачева, Н.А. Томилова // Педагогическое образование в России. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zhiznestoykosti-podrostkov-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 22.01.2022).
30. Шакирова Р. А. Самооценка и самоотношение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Р.А. Шакирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 716–720. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970470.htm.
31. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебраль-
ный паралич : хрестоматия/ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2003. 289 с.