Фрагмент для ознакомления
2
Энергетическая стратегия России — это документ, определяющий цели и задачи долгосрочного развития энергетики Российской Федерации, а также механизмы государственной энергетической политики.
Энергетическая стратегия России, без всякого сомнения, является важным документом в системе стратегического планирования. Следует заметить, что России – один из лидеров мировой энергетики и в ее экономике топливно-энергетический комплекс (ТЭК) с экспортом его продукции играет ведущую роль.
Поэтому развитие экономики и особенно энергетики России во многом определяется перспективами мировой экономики и энергетики.
В Российской Федерации в ТЭК формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны. И от того как работает ТЭК напрямую зависит положение в других отраслях экономики и состоянии окружающей среды.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года была принята в 2009 году, когда процветал кризис. Поэтому необходимо было изменять существующие положения и подстраиваться под новый мировой порядок. А, следовательно, выбирать другую стратегию, которая способна будет ответить на глобальные вызовы и стать наиболее актуальной для компаний ТЭК нашей страны.
В связи с этим распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 № 1523-р была разработана новая энергетическая стратегия на период до 2035 года (далее – ЭС-2035).
В этой стратегии учтен опыт и результаты реализации энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 13 ноября 2009 №1715-р (далее – ЭС-2030).
Цель данной работы – проанализировать энергетическую стратегию России в ТЭК на периоды 2020 (неактуальную) и 2035 (актуальную) и сравнить со стратегиями отдельного субъекта, на примере Приморского края.
Глава 1. Анализ энергетической стратегии в топливно-энергетическом комплексе до 2030 года и новой стратегии до 2035 года. Отличительные черты.
Энергетическая Стратегия России на период до 2035 года предполагает умеренный рост экспорта энергоносителей темпами 0,8% в год в период 2010-2035 гг. Россия останется ведущим игроком на рынке углеводородов, осмотрительно наращивая их экспорт, будет активно участвовать в развитии рынков электроэнергии и угля, упрочит свои позиции в мировой атомной энергетике.
В ходе мониторинга Энергетической стратегии России на период до 2030 года была подтверждена адекватность большинства ее утверждений реальному положению энергетического сектора страны даже в условиях глубокой посткризисной трансформации экономики России. Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов находятся, в целом, в рамках или близко к прогнозному коридору ЭС-2030.
Вместе с тем, развитие ТЭК не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030, особенно качественных, сохраняются проблемы в государственной энергетической политике. На фоне успехов в реализации отдельных энергетических проектов (строительство ВСТО и Северного потока, запуск Ванкорского НГМ и Бованенковского газового месторождения, выход российского СПГ на азиатские рынки) и сохранения бюджетообразующей роли ТЭК, острыми остаются застарелые болезни российского ТЭК (высокий износ основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, чувствительность к колебаниям мирового нефтегазового рынка).
Произошла существенная трансформация на мировых энергетических рынках, связанная с ориентацией ряда крупнейших импортеров на энергетическое самообеспечение. Внутри страны снизились темпы экономического роста, в связи с чем главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭК, а качественное обновление (модернизация) энергетического сектора страны.
Настоящая Энергетическая Стратегия во многом является преемственной по отношению к ЭС-2030. Вместе с тем, имеются и достаточно существенные отличия.
1. Структура
В структуре ЭС-2035 имеется ряд новаций:
1. в разделе «Перспективы спроса на российские энергоресурсы» добавлен новый подраздел «Вызовы для российской энергетики».
2. выделен новый раздел «Раздел 4. Целевое видение энергетики России до 2035 г.», включающий подразделы: «Цели и задачи ЭС-2035», «Главные стратегические ориентиры», «Принципы, механизмы и этапы реализации Энергостратегии».
3. в разделе «Государственная энергетическая политика»
- добавлен подраздел «Налоговая и таможенно-тарифная политика в энергетике»;
- добавлен подраздел «Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- добавлен подраздел «Экологическая политика в энергетике»;
- подраздел «Социальная политика в энергетике» расширен и представлен в виде «Социальная политика и развитие человеческого капитала в энергетике».
4. в разделе «Перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса» добавлен подраздел «Глубокая переработка углеводородного сырья (нефтегазохимия)».
5. в разделе «Ожидаемые результаты и система реализации настоящей Стратегии» добавлен подраздел «Основные риски реализации Стратегии».
2. Оценка перспектив социально-экономического развития России и внутреннего спроса на российские энергоресурсы.
Основное изменение прогноза развития российской экономики в ЭС-2035 по сравнению с ЭС-2030 состоит в том, что кризис привел не только к временному спаду экономической активности, но и к среднесрочному замедлению темпов экономического роста в связи с усилением долгосрочных структурных и институциональных ограничений развития российской экономики. В связи с этим перспективы роста ВВП и внутреннего потребления энергоносителей значительно понижены по сравнению с ЭС-2030. 3. Оценка положения России на мировых энергетических рынках.
Основное изменение прогноза развития мировой экономики и энергетики состоит в том, что в ЭС-2035 по сравнению с ЭС-2030 значительно более полно учитывается трансформация мировых энергетических рынков в посткризисный период. Она включает снижение перспектив глобального роста спроса на энергоносители, ускорение сдвига мирового спроса на энергию в развивающиеся страны, где присутствие России весьма ограничено, долгосрочное торможение спроса на рынках традиционного присутствия России. Появление новых производителей, рост значимости нетрадиционных ресурсов углеводородов и ускоренное развитие возобновляемых источников энергии ведут к ужесточению конкуренции на ключевых мировых энергетических рынках.
При анализе перспектив внешнего спроса на российские энергоресурсы в ЭС-2035 учитываются также результаты анализа энергетических стратегий крупнейших потребителей и производителей энергоресурсов в направлении обеспечения энергетической самодостаточности. Помимо традиционного количественного прогноза экспорта российских энергоресурсов, в ЭС-2035 учитываются также качественные тенденции технологической трансформации, эволюции механизмов ценообразования и регулирования на мировых энергетических рынках.
4. Цели и задачи Стратегии.
Цель ЭС-2035 можно назвать преемственной к ЭС-2030. Задачи Стратегии в ЭС2035 в целом отражают задачи, обозначенные в ЭС-2030, но существенно расширены и уточнены. В частности, добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры); о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг; о внедрении принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.
5. Центральная идея Стратегии.
В ЭС-2030 основной является идея о том, что ТЭК должен стать локомотивом развития экономики страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности и экономики, ТЭК должен был внести весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.
В ЭС-2035 центральной идеей является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсноинновационному развитию ТЭК. При этом новая роль ТЭК в экономике страны будет состоять в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.
6. Главные стратегические ориентиры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Энергетическая_стратегия_России
2. https://www.primorsky.ru
3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Российской Федерации на период до 2035 года.
4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Российской Федерации на период до 2030 года.
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Российский статистический ежегодник 2010. М.: Росстат, 2010.
8. Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития // Экономист. 2009 №10.
9. Ф.Ф. Глисин, А.С. Ильин, В.В. Прохоров Точки роста энергоэффективности и энергосбережения в России, 2012.