Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В Федеральном Законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. указывается на необходимость разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, которая обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколения и обеспечения экологической безопасности.
В Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) в качестве одной из стратегической цели государственной экологической политики отмечается необходимость соблюдения принципа устойчивого развития, что предусматривает равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющей.
Анализ практики применения действующего механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки эффективных экономических и организационных мер, которые позволят достичь согласование экономических и экологических интересов и потребностей общества. К числу таких новых инструментов экологической политики относится процедура экологического аудита и внедрение систем экологического управления на основе международных стандартов ИСО 14000.
Вместе с тем. многие вопросы разработки и внедрения на российских предприятиях системы управления окружающей средой в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14000 освещены явно недостаточно и требуют своего научного обоснования. Это касается, прежде всего, анализа и обоснования экономических преимуществ и выгод от внедрения систем управления окружающей средой и в целях обеспечения экологически устойчивого и сбалансированного развития.
Актуальность исследования во многом определена отсутствием до настоящего времени методологии и организационно-экономического механизма внедрения систем управления в области охраны окружающей среды, что предопределяет практическую ценность данной работы.
В этом ключе важно проанализировать структуру управления окружающей средой компании «Мурманский морской торговый порт», что является актуальной темой.
Цель исследования: осуществление анализа структуры экологического менеджмента предприятия «Мурманский морской торговый порт».
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области экологического менеджмента на предприятии.
2. Определить основные структурные элементы системы экологического менеджмента на предприятии «Мурманский морской торговый порт».
3. На основе анализа функционирования системы экологического менеджмента на предприятии «Мурманский морской торговый порт» определить его актуальность, адекватность и эффективность.
4. Предложить дальнейшие пути совершенствования системы экологического менеджмента на предприятии «Мурманский морской торговый порт».
Объект исследования: экологический менеджмент предприятия «Мурманский морской торговый порт».
Предмет исследования: структура экологического менеджмента предприятия «Мурманский морской торговый порт».
Методы исследования: аналитический (анализ литературных источников, анализ данных),……
Практическая значимость: результаты исследования будут способствовать повышению эффективности системы экологического менеджмента предприятия «Мурманской морской торговый порт».
ГЛАВА 1. Теоретические и нормативно-правовые основы организации экологического менеджмента на предприятии
1.1. Причины внедрения экологического менеджмента на российских предприятиях
Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях быстрого роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Последствия вмешательства человека в природу необходимо рассматривать не только в контексте технического прогресса и роста населения, но и в связи с теми социальными условиями, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерилом социальных и технических достижений человеческого общества, признаком уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы происходит через такие организации, как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация Объединенных Наций (ООН) в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП занимается вопросами, связанными с населенными пунктами, здоровьем и благополучием людей, защитой наземных экосистем и борьбой с пустынями, экологическим образованием и информационной деятельностью, торговыми, экономическими и технологическими аспектами охраны природы, защитой океанов от загрязнения, защитой растительности и дикой природы, экологические проблемы энергичны.
Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, причиняемого загрязнением атмосферы, водных ресурсов, освоением и использованием недр. Экономический ущерб – это цена повышенного (сверх неотрицательных последствий) загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и земной поверхности.
Загрязнение окружающей среды может оказывать негативное влияние на «реципиентов» (людей, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.д.). Эти негативные последствия в основном проявляются в увеличении численности населения и в ухудшении условий его проживания, в снижении продуктивности природных биологических ресурсов и в ускоренном износе зданий, сооружений и оборудования. Можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызванные этим воздействием.
К первой группе относятся затраты на вынос ресиверов из зон локального загрязнения, озеленение санитарно-защитных зон, строительство и эксплуатацию систем очистки воздуха жилых помещений. К затратам, отнесенным ко второй группе, относятся расходы на медицинское обслуживание людей, заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции в связи с ростом заболеваемости, компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.
Рентабельность мероприятий по предотвращению локальных загрязнителей атмосферного воздуха Е1 можно определить с помощью следующего выражения:
Е1 = У + Д - З,
где У - сумма предотвратимого годового ущерба от загрязнения атмосферного воздуха, руб.,
Д - дополнительный годовой доход от улучшения производственных результатов предприятия при реализации природоохранных мероприятий, в том числе недорогой утилизации вредных веществ (для горнодобывающих предприятий, особенно метана), руб.,
З - приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения атмосферного воздуха, руб.
При З ≥ (У + Д) меры по борьбе с загрязнением становятся экономически неэффективными, но могут быть социально оправданы.
Каждая компания занимает определенную позицию на внутреннем и международном рынке и стремится улучшить эти позиции.
В этом улучшении важную роль играют не только качество и стоимость продукции и услуг, но и воздействие компании на окружающую среду и то, насколько разумно она использует природные ресурсы, как возобновляемые, так и невозобновляемые. В случае ухудшения природной среды это приводит к снижению отпускной цены, а также к полному прекращению производства.
Поэтому компания, не занимающаяся созданием современной системы экологического менеджмента, рано или поздно обречена на неожиданный удар со стороны конкурентов, желающих «спасти» рынок от ненужных производителей.
Как сказал М. Гелберт, эксперт известной консалтинговой фирмы: «Переход на СЭМ — единственный способ сделать вашу производственную систему известной во всем мире» к ЕМС.
Для успешного развития компании необходима ее привлекательность для потенциальных инвесторов, особенно зарубежных. Эти инвесторы не только учитывают экономические факторы, но и требуют документального подтверждения экологической деятельности российских компаний. Правда, иногда приходится слышать о неограниченном спросе на продукты, но кто может предвидеть быстрые изменения международной обстановки, которые могут привести к резкому изменению мирового рынка и значительному экономическому ущербу?
В частности, Евросоюз объявил, что намерен разрешить въезд в страны-члены ЕС только компаниям, сертифицированным по международным стандартам серии ISO 14000. В ЕС уже принят интегрированный политический продукт, т.е. IntegratedPolicyProduct. Правила, строго определяющие весь производственный цикл — от сырья до использования и последующей утилизации, в том числе по экологическим критериям. Внедрить эти новые правила без внедрения постоянно совершенствующейся СУОС будет просто невозможно, и двери на глобальный рынок быстро захлопнутся.
Что касается внутреннего рынка, то для улучшения своего положения на нем необходимо добиться максимально возможного сокращения потребления энергетических и других ресурсов, воды и сырья, что, как показывает опыт реализации Программ чистого производства, приводит к снижению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. При этом постепенный переход к СОУС имеет заметный практический эффект, особенно в условиях постоянно растущих тарифов на электроэнергию, транспорт и предстоящих платежей за пользование природными ресурсами. В результате реализации СОУС удается значительно снизить конфликтную ситуацию с органами власти, которые вынуждены прислушиваться к требованиям населения по созданию нормальных условий жизни.
1.2. СУОС - Система экологического менеджмента
Система управления должна соответствовать по своей сложности объекту управления, т.е. сложным природно-антропогенным системам, поэтому современная модель управления имеет три важных особенности:
1) управление - повторяющийся циклический процесс (цикл Деминга), сочетающий в себе планирование, выполнение планов, рассмотрение результатов и ветвь обратной связи - корректировку планов по достигнутым результатам;
2) Процесс управления иерархичен, то есть включает различные иерархические уровни, начиная с международного сотрудничества в области экологии и заканчивая отдельной компанией и «хозяйственным субъектом», хозяйственная деятельность которого является причиной экологических проблем различного масштаба и масштаба экологической деградации планеты в целом;
3) управление привлекает стейкхолдеров (включая как тех, кто управляет на разных уровнях, так и тех, кто находится под управлением), что позволяет ему получить более широкую поддержку в обществе и добиться желаемых результатов.
В России природопользование традиционно осуществляется сверху, в основном на федеральном и региональном уровнях. На уровне компании практически отсутствовали элементы саморегулирования, которые соответствовали внешним воздействиям и внутренней способности компании повышать экологическую (а значит, и экономическую) эффективность производства. Таким образом, возникла острая проблема: как наладить природопользование и природопользовательный цикл, включая механизм обратной связи, у самого источника экологических проблем, т.е. на уровне предприятия.
В обычном менеджменте целью управления является достижение заранее определенной нормы прибыли или нормы прибыли. Вам необходимо знать ответ на вопрос «сколько я получу прибыли на доллар». Экологический менеджмент включает в себя оценку не в относительных единицах, а в абсолютных – «сколько килограммов, тонн, кубометров загрязняющих веществ поступает в окружающую среду». Соответственно, в общем менеджменте необходимо максимизировать отношение общей выгоды к затратам, а в экологическом менеджменте необходимо минимизировать выбросы. На первый взгляд, эти требования взаимоисключающие и противоречивые.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997) (ред. от 25.12.2015) [Текст] // Мурманский Вестник. – 1997. - № 235. - С. 6-7.
2. Авдеева, Т.В. Совершенствование направлений социально-экономического развития прибрежных зон [Текст] / Т.В. Авдеева // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 8-15.
3. Акимова, Т.А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 495 с.
4. Буторина М.В. Инженерная экология и экологический менеджмент [Текст]: Учебник/М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. - М.: Логос, 2010.- 528 с.
5. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера. Учебно-справочное пособие. Под ред. В.Ф. Панина. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 2011.- 284 с.
6. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. Под ред. В.М. Гарина. Ростов н/Д:Феникс, 2011. - 384 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высш.шк. , 2009. - 448 с.
8. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций. Под общ. ред. Проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2010.- 648 с.
9. Экология/Под ред. проф. В.В. Денисова. -т М.: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д.: Издательский центр «МарТ», 2008. - 768 c
10. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М. : Мысль, 2010.- 637 с.
11. Денисов, В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря) [Текст]: монография / В.В. Денисов. – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. – 502 с.
12. Денисов, В.В., Функциональное зонирование Баренцева и Карского морей / В.В. Денисов, С.Л. Дженюк, А.П. Жичкин, Г.В. Ильин [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://barenzevo.arktikfish.com/index.php/ekonomika/200-funktsionalnoe-zonirovanie-barentseva-i-karskogo-morej.
13. Тишков, А.А. Экологические функции природных экосистем России [Текст] / А.А. Тишков. – М.: Наука, 2005. – 309 с.
14. Экологический менеджмент: Учебное пособие / А. М. Годин. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 88 с.
15. Дерягина С. Е., Астафьева О. В., Струкова М. Н., Струкова Л. В. Экологический менеджмент на предприятии. Екатеринбург: ИПЭ УрО РАН – УГТУ УПИ, 2007. – 144с.