Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все, что человек непосредственно отражает с помощью ощущений и восприятий, фиксируется, сохраняется в его мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.
Память один из самых сложных и исследованных психических процессов, который включает фазы запечатления, хранения и извлекание поступившей информации. Прогресс человечества осуществляется при помощи памяти, а в свое время благодаря памяти человек выделился из царства животных и сформировал общество, из которого появилось современное.
Актуальность данной проблематики состоит еще и в том, что ни один человек не знает границ своей памяти. Математиком и кибернетиком фон Нейманом установлено, что мозг индивида теоретически способен вмещать количество информации равное информации миллионов книг Российской Государственной библиотеки.
А до тех пор, пока до конца не будет изучена память, люди не разгадают феномен интеллекта. Без ее рассмотрения невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания, способностей и смежных с ними явлений. Ведь индивидуальные различия памяти - преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается, а это и есть основа интеллектуального творчества.
Степень научной разработанности проблемы. В изучении работы памяти огромный сдвиг связан с реализацией принципа единства деятельности и психики. В отечественной педагогики необходимо отметить работы Л.С. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера, Б.М. Теплова и др. В зарубежной педагогики изучению памяти посвящены труды Джеймса, Рибо, Джона Стюарта.
Объект исследования - процесс запоминания учебной информации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические приёмы формирования способов запоминания учебной информации у детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение технологии запоминания информации.
Задачи:
-дать характеристику памяти как познавательного процесса.
-определить особенности запоминания учебной информации младшими школьниками.
- исследовать педагогические условия запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками.
- проанализировать особенности запоминания и воспроизведения информации младшими школьниками.
- выявить педагогические приемы, обеспечивающие успешное запоминание учебной информации младшими школьниками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
- эмпирические: тест зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования способов запоминания младшими школьниками
1.1. Характеристика памяти как познавательного процесса
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое. Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта [8].
Следующее определение феномена памяти - память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Отличное от этого определения дает Е. Н. Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте [18, c 79]. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем.
Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был применен на познавательном процессе – памяти [6].
Эббингаузом Г. были разработаны приемы и методы, с помощью которых возможно стало изучить законы и механизмы работы памяти, независимо от деятельности другого познавательного процесса – мышления. По исследованиям автора наиболее прочные запоминания остаются у человека от сильных впечатлений.
Начиная с развития психологии как науки, ведутся исследования в области психических познавательных процессов человека, а именно процессов запоминания и воспроизведения какой-либо информации.
Впервые попытка объяснения процессов и механизмов памяти была предпринята Аристотелем, который высказывал определенные принципы, указывающим на связь воспроизведения и запоминания. [17]
Необходимым условием для возникновения ассоциаций является постоянное повторение одних и тех же процессов во времени. Очень часто теории ассоциативной психологии представляют собой просто механическую трактовку психических явлений. Однако, нельзя отрицать наличие ассоциативных связей, как это указывает Сеченов И.М.
Настоящее теоретическое обоснование наличию ассоциативных связей было представлено в работах Павлова И.П. и Сеченова И.М. Согласно Павлову, ассоциации – это временная связь, которая возникает в результате взаимодействия двух и более раздражителей. В настоящее время в современной психологической науке ассоциации являются лишь феноменами памяти, но никак не выступает ее механизмами [2, c 44].
В отечественной психологии исследование механизмов и содержания памяти продолжало активно разрабатываться. Здесь процесс памяти неразрывно связывался с процессами мышлениями человека. В исследованиях Зинченко П.И. и Смирнова А.А. позволили раскрыть законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности и позволили, наконец, выделить важнейшие приемы запоминания полученного материала.
Так, в своих исследованиях А.А. Смирнов установил, что действие запоминается лучше, чем мысли человека, особенно те, которые требуют преодоления каких-либо трудностей или препятствий. На сегодняшний день, даже благодаря многочисленным исследованиям в области памяти, физиологические механизмы ее до конца не изучены [17].
К основным процессам и механизмам памяти можно отнести - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
1. Запоминание. Процесс памяти, заключается в восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга, затем образуются временные условно-рефлекторные связи. Как известно запоминание может быть произвольным и непроизвольным.
2. Сохранение – следующий процесс памяти. Суть сохранения заключается в том, что временные условно-рефлекторные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Таким образом, память человека постоянно пополняется.
3. Воспроизведение – также важнейший процесс памяти. Данный процесс отличает то, что здесь происходит воспроизведение человеком, ранее запомненного материала. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция.
4. Забывание – выступает процессом памяти, противоположным сохранению. Происходит определенный физиологический процесс, что приводит к забыванию того, что было запомнено ранее. Исследования показали, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.
Также следует отметить свойства памяти. К ним можно отнести:
Объем – т.е. то количество запомненных единиц информации;
Длительность – т.е. способность человека максимально большее время удерживать необходимую информацию;
Точность воспроизводимого материала – т.е. способность человека максимально точно воспроизводить запечатленную инфор
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В.И. Тютюнник. - Великий Новгород: НРЦРО, 2017. - 116 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 2016. - 98 с.
3. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,2015 – 352с.
5. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2017. - №44
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей. - М.: Академия Развития, 2014. - 18 с.
7. Гоник И.Л., Фетисов А.В. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2018. – 52 с.
8. Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. М. – 2016. – 231 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2018. - 64 с.
11. Мамонова Е.А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2014. – 215 с.
12. Мир восприятия и памяти / А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2016 – 125 c.
13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
14. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.: РИПОЛ классик, 2016. – 112 с.
15. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2017. – 288 с.
17. Смирнов А.А Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение». - 2016. – 124 с.
18. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ, 2014. - 255 с.
19. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у школьников. М.: АРКТИ. - 2018. - 72 с.
20. Урунтаева Г.А. Детская психология. 5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. – 2017. – 336 с.
21. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 2016. – 146 с.
22. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2016. - 240 с.