Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье детей и подростков сегодня как никогда является одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности государственной политики, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и социально-экономический потенциал общества. Законодательство Российской Федерации в сфере образования определяет задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, как одну из приоритетных. В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников.
Малоподвижный образ жизни, снижение экологического благополучия, повсеместное использование различных мобильных устройств и гаджетов – все это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в дошкольном возрасте. Н о именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер .
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий
Актуальность темы курсовой работы в том, что научные исследования и педагогические наблюдения свидетельствуют, что в современном понимании детская игра есть созидательная специфическая человеческая деятельность. Подвижные игры все время дополняются и обновляются, составляются новые игры, исходя из потребностей общества и жизненной практики.
Специфической чертой нынешней концепции физического воспитания детей дошкольного возраста показывается смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности детей дошкольного возраста.
Именно подвижная игра наиболее доступный и эффективный метод развития психофизических качеств в дошкольном возрасте. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями состоит в том, что они всегда связаны с инициативой, выдумкой, с творческим подходам, проходят с большой эмоциональностью и способствуют стимулированию двигательной активности.
Объект исследования: педагогический процесс использования оздоровительных подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: оздоровительные подвижные игры как средство оздоровления дошкольников.
Цель курсовой работы – определение роль оздоровительных подвижных игр в оздоровительном процессе дошкольников.
Задачи курсовой работы:
1. Провести обзор научной литературы по теме оздоровительные подвижные игры в оздоровительном процессе детей дошкольного возраста.
2. На основе теоретического анализа литературы разрабо¬тать серию подвижных игр для формирования правильной осанки детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ использования оздоровительных подвижных игр в формировании правильной осанки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состояла в ряде предположений о том, что процесс оздоровления у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- в данном процессе будут использоваться оздоровительные подвижные игры.
Существует достаточное количество научных и методических исследований, обосновывающих различные аспекты физического развития и воспитания здорового образа жизни у дошкольников (Ю.Е. Антонова, В.Г. Алямовской, Л.А. Венгера, Л.Д. Глазыриной, Т.Н. Дороновой, Н.Н. Ефименко, Ю.Ф. Змановского, И.М. Козловой, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, Г.П. Юрко и др.).
Вместе с тем, анализ этих работ дает основание сделать вывод о том, что многие вопросы далеки от единообразной трактовки (понятие, формы, средства и методы осуществления). Недостаточно освещены вопросы использования оздоровительных подвижных игр в практической деятельности в условиях ДОО.
Решение поставленных задач обеспечивалось использованием комплекса методов: теоретических – анализ и обобщение научной и методической литературы; эмпирических – наблюдение, опытно-экспериментальная работа, индивидуальное и групповое диагностическое обследование.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психофизические качества детей дошкольного возраста и их характеристика
Период дошкольного возраста – это важный период в формировании здоровья ребенка, которое обеспечивает единство физического, внутреннего, психического и умственного развития.
В дошкольном возрасте происходит бурное психофизическое развитие ребенка.
Мышечно-связочный аппарат в дошкольном возрасте еще очень эластичен и податлив. Изменяется структура сухожилий, мышечная ткань становит¬ся более адаптивной. Этот возраст благоприятен для естественного раз¬вития гибкости. Правда, следует соблюдать осторожность в движениях с предельными или околопредельными амплитудами [7; 11].
Скелетная мускулатура тоже находится в стадии формирования. Крупные мышцы сформировались уже к 4 годам, но способность к дифференцированию движений мелких мышечных групп явно недостаточ¬на. Отсюда сложности в выполнении малоамплитудных движений, ко¬торые частично нивелируются к 6 годам, когда дети уже в состоянии дифференцировать свои мышечные усилия, менять темп и амплитуду движении [12; 15].
Функциональная зрелость нервно-мышечного аппарата наступа¬ет только после 8 лет. В связи с преобладанием процессов эмоциональ¬ного возбуждения, дети быстро утомляются. Поэтому нагрузка в упраж¬нениях должна быть небольшой (с дозировкой в 4-8 повторений), с час¬тыми паузами для активного отдыха и восстановления. В
упражнениях должен присутствовать четкий, легко усвояемый ритм, не очень быст¬рый. Большую помощь в становлении двигательного анализатора ока¬зывает четкий и многократный показ. Несовершенство регуляторных ме-ханизмов сердечно-сосудистой системы обусловливает случаи, когда частота пульса изменяется неадекватно нагрузке, что затрудняет про¬цесс планирования динамики нагрузок [10; 13].
Могут возникать большие пере¬пады артериального давления, выявиться неустойчивость и неритмич¬ность пульсовых ударов. Это усложняет поддержание согласованности ритма пульса и движений, а следовательно, делает невозможным соблю¬дение принципиально важного условия позитивного действия аэроби¬ки - совмещения ритмов.
Дыхание при выполнении нагрузки - учащенное и поверхностное, так как дыхательные мышцы еще недостаточно развиты. Просветы дыхатель¬ных путей - узкие, что делает особенно опасным их перегревание или вне¬запное переохлаждение. Поэтому так важны соразмерность продолжитель¬ности разминки и заключительной части занятия. Поскольку выполнение «концентрированных» напряжений порождает задержку дыхания (нередко с натуживанием), важно прививать детям привычку выполнять движения при правильном режиме дыхания. Следует концентрировать внимание на выдохе при наклонах, опускании рук, т. е. в тех движениях, при которых уменьшается объем грудной полости и аэрация легких.
На протяжении всего дошкольного возрастного периода продолжается развитие кроветворной функции селезенки. К моменту рождения полости всех костей заполнены красным костным мозгом, который в дальнейшем заменяется наполовину желтым костным мозгом. Красный мозг, заполняющий губчатое вещество плоских костей и эпифизы трубчатых костей, осуществляет кроветворную функцию. Желтый (жировой) мозг, заполняющий к 7-летнему возрасту диафизы длинных трубчатых костей, и обычных условиях не несет кроветворной функции. В течение жизни в зависимости от особенностей питания и нейроэндокринных влияний количественные соотношения между красным и желтым мозгом могут значительно изменяться.
В системе кроветворных органов имеют существенное значение лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, осуществляющие барьерную функцию. Лимфатические узлы окончательно оформляются как кроветворные органы уже к 12 годам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруких, М.М., и др. Возрастная физиология : (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
2. Васильева, М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 148 с.
4. Виленский, М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – №6. – С.8-18.
5. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С.114-117.
6. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
7. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» / Т.В. Зенова // Практика административной работы в школе. – 2006. – №1. – С.25-28.
8. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С. 23-25.
9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2006. – 423 с.
10. Крымова, Т.Ю. Содержание занятий физической культурой в детском саду, направленных на профилактику ОРЗ /Т.Ю. Крымова //Мастерство педагога: от вопросов к решениям,2020, С.89.
11. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М., 2000. – 293 с.
12. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры : Методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 327 с.
14. Литвинова, О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Информационно-методические материалы, планирование, занятия, упражнения, спортивные игры / О.М. Литвинова. – М.: Учитель, 2007. – 238 с.
15. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. – Мн.: Ураджай, 2008. – 156 с.
16. Носов, А.Г. Становление здорового образа жизни как педагогическая проблема / А.Г. Носов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 4). – с.883-886.
17. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1991. – 164 с.
18. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / сост. Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – №3. – С.16-28.
19. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 464 с.
20. Сазонов, А.Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А.Н. Сазонов, В.А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. – №3. – С.4-8.
21. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и физическое воспитание – основа нормального роста и развития детей / А.Г. Сухарев // Здоровье и образование детей как основа устойчивости развития Российского общества и государства: научная сессия академий. – М. : Наука, 2007. – С. 78-79.