Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых проблем нынешнего государственного устройства в нашей стране выступает создание оптимального административно-территориального устройства субъектов РФ, как главнейшей определяющей территориальной организации общества, на базе которой, в том числе, формируется система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система разнообразных общественных объединений. На надобность улучшения территориальной организации страны в последнее время обращают внимание как правоведы, так и высшее политическое руководство нашего государства.
Потребность в анализе отмеченного вопроса в существенной степени устанавливается актуальностью процессов оптимизации федеративного устройства, которые происходят на фоне совершенствования общей политико-правовой системы нашей страны, большинство из которых выступают вполне традиционными для практики федерализма. В первую очередь, это формирование новых укрупненных субъектов Российской Федерации за счет объединения двух либо более ранее существовавших субъектов Российской Федерации, а также имеющаяся практика формирования в их составе административно территориальных единиц с определенным статусом в границах автономных округов – ранее автономных субъектов Российской Федерации.
Объектом курсовой работы выступают отношения, которые складываются в функционировании субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с правовым статусом субъектов Российской Федерации.
Цель работы состоит в том, чтобы на базе теоретических представлений, действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики рассмотреть особенности правового статуса субъектов РФ.
Для достижения обозначенной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие правового статуса субъектов РФ в составе Российской Федерации;
- выделить виды субъектов РФ;
- обозначить полномочия субъектов РФ;
- рассмотреть взаимоотношения субъектов РФ с органами федеральной власти и органами местного самоуправления.
При выполнении курсовой работы использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) и частнонаучные (формально-логический, сравнительный и др.) методы правовых исследований.
Теоретическую основу работы составили различные статьи по рассматриваемой теме, комментарии к Гражданскому кодексу, учебники таких авторов, как Н. С. Малютин, С. В. Нарутто, Д. А. Отузян и др.
Нормативную основу составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА РФ
1.1 Понятие правового статуса субъектов РФ в составе Российской Федерации
Прежде чем определить правовой статус субъектов РФ в составе Российской Федерации, необходимо определиться, что из себя представляет федеративное государство. В современной теории государства и права федеративное государство в целом трактуется достаточно единообразно. По мнению В.Е. Чиркина федерация есть «союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации» . Правовед Н.А. Власенко понимает федерацию как «союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам)» . В таком государстве «функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др.» . Профессор А.В. Прохоров понимает федеративное государство как «нецентрализованное государство, конституция которого закрепляет распределение компетенций между общегосударственными органами власти (федеральными органами) и региональными органами власти (органами субъектов федерации), компетенция которых распространяется только на часть территории государства» . Таким образом, все приведенные определения указывают как на отличительный признак федеративного государственного устройства на наличие двойной, или двухуровневой, системы государственной власти, включающей в себя федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации. Основной причиной такого построения власти является правовой статус субъектов федерации. По этому поводу И.В. Лексин указывает: «Исходя из этимологии термина «федерация» представляется обоснованным использовать его для обозначения государства, которому в юридической действительности соответствует несколько субъектов права (собственно федерация как общенациональный уровень государственной власти и члены федерации), обладающих правовым статусом, позволяющим им выступать по определенным вопросам в качестве сторон отношений союзного характера» . Его поддерживает И. А. Ромайкин, который отмечает, что «отношения союзного характера, или федеративные отношения, могут быть возможны именно в силу специфического положения субъектов федерации, обладающих известной мерой публичности, или самостоятельностью. Поскольку самостоятельность субъектов федерации в государстве «сплошная», т.е. ею обладают все субъекты без исключения, региональный аспект (федеративный принцип) имеет общегосударственное значение, что вызывает особое двухуровневое строение системы государственной власти» .
Государство обладает суверенитетом в целом, но никакая отдельная часть государства не суверенна. «Субъекты федерации не обладают суверенитетом, - замечает Ю.В. Бурбина, - не имеют права выхода из состава федерации. Суверенитет представляет собой систему прав, состоящую не только из прав на независимость и свободу от посягательств извне и изнутри, но и право управлять, принимать решения, осуществлять все функции вплоть до принуждения. Несмотря на то, что многие ученые настаивают на делимости суверенитета в федеративном государстве, практика строительства федерации свидетельствует об обратном» . Поскольку нельзя говорить о двух полноценных «уровнях суверенитетов», а именно федеральном и региональном, понятие двухуровневого построения государственной власти должно быть уточнено.
Федеральный уровень государственной власти обладает исключительным свойством всеобъемлемости и учредительности в масштабах всего государства. Уровень власти субъектов (или штатов) не обладает учредительностью, ибо лишен суверенитета .
Таким образом, двухуровневая система государственной власти есть особенность ее построения, порожденная самостоятельностью (мерой публичности) субъектов федерации. Данная особенность построения системы власти состоит в том, что в структуре единой государственной власти присутствует суверенный учредительный уровень власти (федеральный) и уровень государственной власти субъектов федерации. Он не имеет самостоятельного и равного с федеральным уровнем значения.
1.2 Виды субъектов РФ
Состав Российской Федерации многообразен. Это республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Государственную власть в субъектах Российской Федерации представляют органы, образуемые субъектом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 77).
Находясь в составе СССР, Россия являлась сложной несимметричной Федерацией. Большая ее часть не входила в состав какого-либо субъекта Федерации, находилась в прямом административном подчинении федерального центра, то есть являлась как бы «унитарной» составляющей РСФСР. Автономии делились на 3 уровня, каждый из которых обладал своим статусом, своей совокупностью прав и обязанностей .
Автономная республика обладала высшим статусом государственной автономии, имела свою конституцию, гражданство и территорию, которая не могла быть изменена без ее согласия. Каждая АССР была представлена в Совете Национальностей СССР 11 депутатами.
Автономные области не обладали государственными признаками, однако имели национальную автономию, выражавшуюся в наименовании, языке, прямом представительстве в Совете Национальностей СССР - 5 депутатов. Территориально автономные области входили в состав областей и краев РСФСР.
Последним, низшим автономным статусом обладали национальные округа, с 1977 года - автономные округа, созданные в северных и восточных районах страны для защиты прав малочисленных коренных народов Севера. Как правило, титульная нация округа составляла меньшинство его населения. Национальный округ обладал лишь частью автономных черт. Он имел минимальное представительство в Совете Национальностей - 1 депутат.
В этот период федеративное устройство России не было статичным. Общей тенденцией было увеличение субъектного состава на всех уровнях Федерации и укрупнение самих субъектов Федерации, повышение их «федерального статуса». Некоторые субъекты Федерации за советский период
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 20.02.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 09.11.2020. - № 45. - Ст. 7061.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
7. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.06.2005. - № 23. - Ст. 2199.
8. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - Ст. 6422.
9. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 14.12.2020. - № 50 (часть III). - Ст. 8039.
10. Постановление Правительства г. Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 20.02.2022.
Научная и учебная литература
11. Бурбина Ю.В. Основные признаки современных федераций // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 63-65.
12. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 416 с.
13. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. История переговоров Российской Федерации и Республики Татарстан в 1991-1994 годах // Федерализм. - 2014. - № 2. - С. 155-162.
14. Замахина Т. Повестка-2020: Владимир Путин и парламентарии обсудили приоритеты законотворческой работы в следующем году // Российская газета - Столичный выпуск. 2019. 24 декабря.
15. Зотов Э.В. Конституционно-правовые основы регулирования деятельности общественных объединений в субъектах Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Э.В. Зотов. Москва, 2007. 21 с.
16. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 2. С. 192 - 203.
17. Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М.: Норма, 2008. 464 с.
18. Лексин И.В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства: проблемы и решения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 478- 486.
19. Малютин Н.С. Публичная власть // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 20.02.2022.
20. Нарутто С.В., Шугрина Е.С. Муниципальная демократия: от теории к практике. М.: Юрлитинформ, 2020. 272 с.
21. Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А., Цапко М.И. Тенденции правового регулирования муниципальной демократии в Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2020. 270 с.
22. Отузян Д.А. Современные тенденции взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с населением // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 8. С. 28 - 31.
23. Прохоров А.В. Федерализм как форма территориальной организации власти в правовом государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.
24. Ромайкин И.А. О двухуровневой системе власти федеративного государства // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 12. С. 32 - 40.
25. Салыгин Е.Н. Моделирование в праве: проблемы и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12 - 35.
26. Троянская М.А. Развитие конкуренции в сфере налогообложения на основе регулирования налоговой устойчивости субъектов РФ: автореферат диссертации доктора экономических наук / М.А. Троянская. Санкт-Петербург, 2017. 35 с.
27. Хорошильцев А.И. Третье измерение государственной власти на примере современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 24-27.
28. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8. С. 83-85.
29. Шугрина Е.С., Иванова К.А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. М.: Изд-во «Проспект», 2018. 160 с.
Судебная практика
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 19.06.2000. - № 25. - Ст. 2728.
31. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 23.03.2020. - № 12. - Ст. 1855.