Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетный контроль позволяет сформировать и оптимизировать необходимый уровень расходов бюджета, чтобы стабилизировать возможный дефицит. Бюджет государства связан с формированием налоговых и неналоговых поступлений, которые взимаются с хозяйствующих субъектов и граждан в соответствии с действующим законодательством. Необходимость его существования вызвана наличием государственных задач для развития государственной системы управления и экономического развития. Другими словами, организация бюджетной системы РФ характеризует уровень государственности и степень экономического развития страны.
Объект работы – бюджетный дефицит.
Предметом работы бюджетный дефицит РФ.
Целью работы является комплексный анализ государственных расходов и разработка путей повышения эффективности бюджета.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность бюджетного дефицита
описать влияние финансовой политики на расходы бюджета
проанализировать структуру и особенности бюджетной системы развитых России,
выявить проблемы и перспективы развития бюджетных расходов в России.
Работа состоит из трех основных частей.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения бюджетной системы и расходы бюджета.
Во второй главе дается анализ бюджета в РФ.
В третьей главе разрабатываются меры по уменьшению бюджетного дефицита.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Для написания отчета были использованы исследования современных авторов в области бюджетной политики, экономические и статистические порталы и данные государственной статистики по России, ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты исследования бюджета и бюджетного дефицита страны
1.1.Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов в разрезе бюджетной политики
Бюджетная политика государства связана с формированием бюджета из налоговых и неналоговых поступлений, которые взимаются с хозяйствующих субъектов и граждан в соответствии с действующим законодательством. Необходимость ее существования вызвана наличием государственных задач для развития государственной системы управления. Другими словами, организация бюджетно-налоговой системы характеризует уровень государственности и степень экономического развития страны.
Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетная политика является эффективным инструментом, способствующим формированию доходов бюджетов стран, направляющихся на различные потребности государств, связанных с содержанием государственного аппарата, армии, науки, образования, здравоохранения и окружающей среды. Поэтому важной проблемой становится вопрос уравновешивания доходов и расходов бюджета, его сбалансированность.
Бюджетная политика необходима для экономического регулирования государства, которая проявляется в воздействии на общественное производство, контроль различных процессов.
Цель – проанализировать современное состояние доходов и расходов бюджета РФ с целью оценки его сбалансированности.
В связи с этой целью ставится ряд задач [13, c.112]:
проанализировать структуру и особенности российской бюджетной системы для экономического развития страны.
оценить степень сбалансированности бюджета.
Формирование бюджета в части бюджетной политики имеет огромное значение для обеспечения экономического развития любого государства. В современных реалиях внешнеэкономической нестабильности, внедрения санкций, угроз мировой пандемии, спада экономического роста грамотный бюджет – это залог успешного развития России на современном этапе. Бюджетная политика страны включает в себя основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияя на ее структурные элементы и связи.
Бюджетное устройство страны включает совокупность бюджетов различных уровней и принципы организации экономических взаимоотношений [4]. Таким образом, для формирования и грамотного ведения бюджета необходимо образовывать и использовать денежные средства субъектов РФ, чтобы обеспечить все возложенные на государственные органы функции.
Грамотная структура бюджета реализует успешную финансовую и экономическую политику государства. Бюджетная политика является эффективным инструментом, способствующим формированию доходов бюджетов стран, направляющихся на различные потребности государств, связанных с содержанием государственного аппарата, армии, науки, образования, здравоохранения и окружающей среды. Все это непосредственно влияет на экономический рост государства.
В целом бюджетная политика современной России базируется на следующих основах:
1. Разделение видов бюджетов.
2. Четкая регламентация основных принципов построения бюджетной системы.
3. Наличие разграничений между звеньями бюджетной системы.
4. Определение характера взаимодействия между элементами бюджетной системы [10].
Бюджетный процесс РФ в современных мировых условиях для обеспечения экономического развития должен соответствовать трем аспектам:
1. Разделению доходов
2. Разграничению расходов
3. Выравниванию госбюджета.
Бюджетная система должна быть сбалансированной, что проявляется в уравновешивании расходов и доходов бюджета. Бюджет России включает все средства из разных источников для поддержания важнейших сфер экономики, удовлетворения потребностей общества, для содержания управленческого аппарата. При прогнозировании бюджета на будущие периоды необходимо определять устойчивый баланс между противоположными статьями бюджета.
Главными принципами бюджетной политики России на современном этапе являются:
• реализация экономической политики;
• сбалансированная экономика;
• плановость.
Государственные расходы – это направление государственной деятельности, которое урегулировано правовыми нормами и направлено на расходование бюджетных средств (расходы бюджета) для обеспечения жизнедеятельности населения страны.
О. Н. Горбунова указывает, что государственные расходы – это затраты государства по выполнению стоящих перед ним бюджетных задач [11].
М. М. Прошунин рассматривает государственные расходы как затраты бюджета государства путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных задач [19].
Этот же подход использует при определении государственных расходов Е. Ю. Грачева, относя к ним затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества [12].
Бюджетная политика страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи.
Основой бюджетной политики являются экономические взаимоотношения, которые определяют главные функции и задачи органов центральной и местной власти по реализации бюджетного процесса и отношений между его всеми участниками. Заметим, что система бюджетного контроля и государственного устройства взаимозависимы.
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы.
Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают разные источники.
Расходы отражают механизм распределения аккумулированных денежных средств согласно планам.
Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства. Бюджетные расходы рассматриваются, как одна из сторон финансовой деятельности государства.
Расходы принято классифицировать по таким признакам [5]:
а) по функциональному признаку общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура; здравоохранение; физическая культура и спорт; СМИ.
б) по территориальному признаку: федеральные; субъектов РФ; местные.
в) по экономическому признаку: текущие; капитальные; инвестиции.
Расходы бюджета могут быть обыкновенными и чрезвычайными. Обыкновенные расходы это установленные законом о бюджете средства, которые должны покрывать часть бюджетных расходов.
Чрезвычайные расходы включающие временные расходы, размер которых установлен законом о бюджете. Также в составе расходов предусматриваются в составе бюджетных резервных фондов. Средства этих фондов обычно направляются на непредвиденные расходы, например, на проведение аварийно-восстановительных работ, после стихийных бедствий и каких-либо чрезвычайных ситуаций. Размер резервного фонда не может превышать трех процентов от общего объема расходов.
Текущие расходы бюджета это часть бюджета направляемая на функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, но для своевременного и полного финансирования определенных расходов бывает недостаточно, потому привлекаются капитальные средства.
Капитальные расходы - это часть бюджетных расходов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, сюда входят расходы и на вновь создаваемое предприятия, сюда входит и капитальное строительство и капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря, земель. Капитальные расходы способствуют созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.
Рассмотрим расходы бюджета страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы [15]:
- военные;
- экономические;
- социальные;
- внешнеполитические;
- управленческие;
- чрезвычайные затраты.
В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый Кодекс РФ. Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017). Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
4. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период: Заключение Счетной палаты. Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.consultant.ru
5. Афанасьев П. Бюджет и бюджетная система/ Афанасьев П. – М.: Юрайт, 2018. – 777 с. - ISBN 978-5-534-10182-9
6. Быкова Н.Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней/ Н.Н.Быкова// Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации/ Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2017. - 669 c. - ISBN 978-5-534-10494-3
8. Волкова А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова // Научный альманах. - 2017. - № 5-1 (31). - С. 64-66.
9. Герасимов П.П. Государственный бюджет: формирование доходов и расходов/ Герасимов П.П. – М.: Лаборатория книги, 2017. – 101 с. - ISBN 978-5-9916-5262-9
10. Годин А.М. Бюджетная система/ Годин А.М. – М.: Инфра-М, 2019. – 665 с.
11. Горбунова О.Н.Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России/ О.Н.Горбунова. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 411 с.
12. Грачева Е.Ю.Финансовое право/ Е.Ю.Грачева. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 433 с.
13. Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации/ Денисова И.П. – СПб.: Феникс, 2020. - 288 c. - ISBN 978-5-534-09792-4
14. Ермасова Н.Б. Бюджетная система/ Ермасова Н.Б. – М.: Высшее образование, 2019. - 720 c.
15. Ермошина Т.В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета/ Т.В. Ермошина // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603
16. Изабакаров И. Г. Бюджетная система Российской Федерации/ Изабакаров И.Г. – М.: Инфра-М, 2019. - 272 c. – ISBN 978-5-9558-0260-2
17. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство России/ Х.В. Пешкова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 176 с. – ISBN 978-5-16-009332-1
18. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров/ Поляк Г.Б. - М.: АИО Огонек, 2017. - 302 c. – ISBN 978-5-238-01906-2
19. Прошунин М.М.Финансовое право/ М.М.Прошунин. – М.: Статистика, 2016. – 264 с.
20. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации/ Суглобов А.Е. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 263 с. – ISBN 978-5-238-01834-8
21. Фролова Т.А. Финансы и кредит/ Фролова Т.А. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2019. – 303 с.
22. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели. – URL: http://eee-region.ru/article/4841/. – Текст электронный
23. Министерство финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/. – Текст электронный
24. Формирование федерального бюджета в зарубежных странах. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-federalnogo-byudzheta-v-zarubezhnyh-stranah. – Текст электронный
Счетная палата РФ. – URL: https://ach.gov.ru/. – Текст электронный