Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Особенности эпохи династии Мин 6
1.1 Общая характеристика эпохи династии Мин 6
1.2 Крушение империи Мин и завоевание ее маньчжурами 10
Глава 2 Культура Китая эпохи династии Мин 11
2.1 Скульптура, архитектура, литература эпохи династии Мин 11
2.2 Развитие театра и живописи династии Мин 13
2.3 Философия эпохи Мин 17
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Приложение 28
Предметы искусства эпохи Мин 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История Китая подразделяется как самими китайцами, так и зарубежными исследователями на периоды царствования сменявших друг друга или параллельно существовавших правящих династий.
Маньчжурская династия Цин, завоевав Китай, взяла на вооружение очень многие черты и порядки, сложившиеся в предшествующий период Мин. Недаром в китайской исследовательской литературе имеется немало работ, посвященных времени обеих династий (Мин и Цин), как некоему единому этапу в развитии страны.
Первые попытки дать обобщающую характеристику отдельным периодам истории Китая, в том числе и периоду Мин, относятся лишь к 20-м годам XX в. Причем этот период характеризовался тогда в контрастном сравнении с предшествующим, когда Китай был завоеван монголами и находился под властью монгольской правящей династии Юань (1271–1368).
Минский период рассматривается вместе с предшествующим периодом завоевания Китая монголами и правления здесь монгольской династии Юань, но в то же время противопоставлен последнему.
Н.И. Конрад в вышедшем в 1957 г. томе III «Всемирной истории», отмечал, что монгольские завоевания в целом и завоевание Китая в частности вызвали «гигантские разрушения... Завоеванная страна фактически была предоставлена произволу отдельных монгольских военачальников, управлявших теми или иными районами и беспощадно эксплуатировавших китайское население» . Хотя аппарат управления Китаем был оставлен ими прежним, но, в целом, он был изъят из рук самих китайцев и частично передоверен чужеземцам из центрально-азиатских районов, служившим монгольскому двору. При хане Хубилае (1260–1294) были предприняты шаги в сторону нормализации положения в стране на прежних китайских основах, но «эффект от подобных мероприятий был, однако, не велик»; «монгольская знать, осевшая в Китае, захватывала земли с работавшими на них крестьянами и старалась только выжать как можно больше доходов. О развитии сельского хозяйства она и не помышляла... Положение крестьян в поместьях резко ухудшилось. Крестьяне утрачивали даже те остатки личной свободы, которые они сохраняли в позднетанское и сунское время» .
Что же касается развития китайской внешней торговли при монгольской династии Юань, то Н.И. Конрад отмечает, что она была передана монголами «в руки объединенных в компании мусульманских купцов, преимущественно персов и таджиков», а обустройство и налаживание путей сообщения с зарубежными странами обуславливалось главным образом военно-стратегическими, а не экономическими соображениями . Кроме того китайские торгово-ремесленные объединения были обязаны бесплатно отдавать монгольским властям часть своих товаров. Все это обусловило общий упадок страны.
В связи с вышеизложенным Н.И. Конрад считает вполне закономерным то недовольство, которое существовало во всех слоях китайского общества в период Юань и со временем вылилось в широкое повстанческое движение. Отсюда, говоря о воцарении династии Мин, изгнавшей монгольские власти из Китая, он пишет: «Так было свергнуто монгольское иго, тяготевшее над китайским народом около столетия» . Характеризуя начальный этап периода Мин, Н.И. Конрад отмечает «существенные изменения», проведенные в административно-управленческой системе страны, и реорганизацию армии в конце XIV в. при первом минском императоре Чжу Юаньчжане, а также успехи в освоении морских торговых путей в начале XV в. в результате экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ, равно как и прочие успехи во внешней политике страны, укрепление ее могущества.
Целью данной работы является рассмотрение повседневной культуры Китая эпохи династии Мин.
Задачи:
- описание характеристики эпохи династии Мин;
- рассмотрение крушения империи Мин;
- изучение развитие архитектуры, скульптуры, литературы династии Мин;
- анализ развития театра и живописи эпохи Мин;
- описание философии эпохи Мин.
Объект исследования – Китай эпохи Мин. Предмет исследования – особенности культуры Китая эпохи Мин.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белозерова В. Г., Искусство китайских садов: теория и практика периода династии Мин // Культура и искусство. — 2016. — № 6 (36). — С. 826-836.
2) Го, Си. Возвышенный смысл лесов и потоков/Си Го. Пер. В.В. Малявин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulichki.com/path/library/foreststreamsessence.html
3) Думан Л.И. Китай в XVI-XVII веках. -»Всемирная история», т. 4, М., 1958
4) Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. лит-ра, 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, 2006. 727 с.
5) Золотые полвека Китая // Мир музея. — 2014. — № 9. — С. 54
6) История стран Азии и Африки в средние века. Под ред. Л.В. Симоновской и Ф.М. Ацамба. М., 1968.
7) Колесников И. И., Китай в эпоху становления и расцвета династии Мин (1368-1505 гг.) // Вопросы истории. — 2021. — № 6, ч. 2. — С. 118-129
8) Конрад Н.И. Народы Китая, Кореи, Японии и Индии в борьбе в монгольскими завоевателями.- «Всемирная история», т. 3, М., 1957.
9) Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже Средневековья и Нового времени. М., 1987.
10) Ли Чжи. Фэнь шу (Книга для сожжения). Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсюань чубаньшэ, 2010.
11) Люй Вэй-фэнь. Luguibu // Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай,1986.
12) Малявин В. В., Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. — Москва : Молодая гвардия, 2008. — 448, [3] с.
13) Непомнин О.Е. Генезис капитализма в сельском хозяйстве Китая. М., 1966.
14) Пан Ин. Шуй ху чжуань — «Речные заводи» // Духовная культура Китая. Литература. Язык и письменность. М. Л. Титаренко и др. (ред.). М., 2008.
15) Симоновская Л.В. Зренбург Г.Б., Юрьев М.Ф. Очерки истории Китая. М., 1956.
16) Симоновская Л.В. Великая крестьянская война в Китае (1628-1645). М., 1958.
17) Смирнов И. С., Древняя история в классической китайской поэзии по материалам стихотворной антологии эпохи Мин (XIV-XVII вв.) // Вестник древней истории. — 2019. — Т. 79, № 4. — С. 958-973.
18) Фомина Н.И. Борьба против Цинов на Юго-Востоке Китая (середина XVII в.). М., 1974.
19) Чжэн Бин-шань. Ни Юнь-линь. Шанхай, 1958.
20) Чжэн Чжэнь-до. Вэйда ды ишу чуаньтун ту лу (Великие традиции китайского изобрази-тельного искусства. Материалы и иллюстрации). Т. 1–2. Шанхай, 1954.
21) Янгутов Л. Е., Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии // Вопросы истории. — 2020. — № 2. — С. 248-262.