Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления, коммуникации, обработки информации постоянно подвержены изменениям, поскольку именно эти сферы отражают уровень развития государства, показывают приемы и способы, которые используются гражданами страны для достижения необходимых для них результатов, удовлетворения своих потребностей.
Формы взаимодействия такой цепочки как «человек – электронные средства коммуникации» находятся в непосредственной взаимосвязи с научно-техническими, информационными, цифровыми аспектами государственного развития.
В этой связи документационные процессы также находятся под влиянием изменений.
Изменение принципов ведения документального фонда связано с автоматизацией рабочих процессов с помощью цифровых информационно-коммуникационных инструментов, которые появились в результате утверждения новых стратегических документов, нормативно-правовой базы, проведения научно-практических сессий, конференций, а также внедрения отечественных разработок, опыта зарубежных стран.
Цель – выявить особенности цифровизации системы государственного и муниципального управления как приоритетное направление политики РФ, Пермского края. Задачи:
провести теоретическое исследование основ цифровизации системы государственного и муниципального управления;
изучить пандемию как проблема компьютеризации органов исполнительной власти;
проанализировать преступность как проблема компьютеризации органов исполнительной власти;
описать опыт внедрения цифровых методов обработки информации и ведения экономик;
провести анализ цифровизации государственного управления Пермского края.
Объект – управленческая деятельность органов власти. Предмет цифровизация системы государственного и муниципального управления как приоритетное направление политики РФ, Пермского края.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. ПАНДЕМИЯ КАК ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), начавшейся в России в начале 2020 года, глава государства неоднократно подчеркивал значимость цифровизации, и призывал по-новому взглянуть на ее возможности . Ограничения, вызванные вирусом, для многих крупных предприятий и организаций страны послужили трамплином по активизации работы с цифровыми решениями, по-новому были восприняты привычные бизнес-процессы. Как отмечал президент, очень важно быстро подхватить тенденцию перехода к цифровизации во всех сферах жизни общества и внедрить эту практику в повседневную жизнь людей. В сфере осуществления документооборота, документационного обеспечения управления это также становится актуальным. Значительная часть работы с документацией, по возможности, была переведена в электронный формат. Активно стали использоваться системы информационной телекоммуникации, электронные программные продукты, видеоконференцсвязь. Во время введения самоизоляции и ограничительных мероприятий, продолжает активно использоваться портал предоставления государственных услуг. Коммуникация с органами исполнительной власти продолжает активно реализовываться. Благодаря своевременному введению в эксплуатацию проекта этого сайта, его постоянной поддержке и актуализации, в дистанционном формате оперативно исполняются распоряжения президента. Так, например, можно было, не выходя из дома, оформить заявку на единовременную выплату на детей до 3 лет, от 3 до 16 лет. А с 25 по 30 июня 2020 года жители Москвы и Нижегородской области приняли участие в электронном голосовании по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Управляющий директор и руководитель Центра новой экономики и общества Всемирного экономического форума (The World Economic Forum) Саадия Захиди утверждает, что пандемия COVID-19 в значительной степени ускорила переход общества к цифровизации . В связи с чем, возникает закономерный вопрос о необходимости повышения квалификации в области цифровых навыков работников различных отраслей, в том числе и работников документационной сферы. В нынешней экономической ситуации, крайне важна работа государственных органов, в том числе и органов исполнительной ветви власти по инвестированию государственных ресурсов в цифровизационные проекты, а также качественной подготовке профессиональных кадров нового уровня. По оценкам Всемирного экономического форума в ближайшие несколько лет в результате автоматизации и цифровизации свыше 75 миллионов рабочих мест исчезнут навсегда. Однако изменения в экономике создадут дополнительно 133 миллиона новых рабочих мест, для которых будут требоваться новые профессиональные компетенции .
Также, по мнению ведущих специалистов Всемирного экономического форума, дистанционная форма работы, массово внедрившаяся как вынужденная мера в период пандемии COVID-19, после снятия соответствующих ограничений приведет к гибкости рабочих графиков, большему трудоустройству лиц, с ограниченными возможностями .
Глава отдела глобальных рисков и геополитической повестки дня Всемирного экономического форума Эмилио Гранадос-Франко утверждает, что поспешное внедрение цифровых решений – от видеоконференций до отлеживающих программ и приложений, чревато массовым ростом киберпреступности, нарушениями гражданских свобод и даже образованием такого нового понятия как «цифровое неравенство». Помимо перечисленных возможных угроз, возникает риск образования такой проблемы как социальная тревожность .
Таким образом, политика государства должна основываться на планомерном и постепенном переходе к цифровизации, с учетом всего спектра возможных рисков, для минимизации потерь различных ресурсов. Вышерассмотренный в этом смысле опыт других государств – один из необходимых элементов проведения грамотной политики цифровизации в России. Заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев в своей статье в журнале «Россия в глобальной политике» придерживается следующей позиции. По его мнению, цифровизация – это важнейший фактор экономического, социального и политического развития. Особенно очевидным это стало в период ситуации с пандемией коронавируса.
1.2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Используя современные цифровые решения передачи данных, средства коммуникации, обработки информации, способы обмена документацией, нельзя упускать из вида возможность использования цифровых технологий в преступных целях. Пандемия коронавирусной инфекции привела к всплеску виртуальных преступлений из-за резкого повсеместного перехода на использование Интернет-ресурсов. Как подчеркивает Дмитрий Медведев, на сегодняшний день, в России большое значение уделяется развитию национальной системы кибербезопасности, в том числе по линии Совета безопасности и силовых структур. Однако для обеспечения глобальной безопасности в цифровом мире, необходимо выстроить систему тесного сотрудничества по этому вопросу с мировым сообществом. Критически важно провести чёткое разграничение между благами, которые даёт цифровизация и угрозой несанкционированного доступа к персональным данным людей и организаций, ограничения фундаментальных прав и свобод человека и гражданина. «Экономическая эффективность, которую несёт цифровизация, не может быть куплена ценой «цифрового тоталитаризма» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // СПС КонсультантПлюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации» // СПС КонсультантПлюс
5. Стратегия «цифровизации» архивного дела и эффективный документооборот для участников финансового рынка (ИНФОАРХИВ–БАНКОВ 2019) // Гильдия Управляющих Документацией URL: https://www.gdm.ru/meropr/03.12.2019/ 18824/
6. В ВЭФ рассказали о влиянии COVID-19 на цифровизацию // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200608/ 1572605218.htm
7. Волкова М.В. Цифровизация системы образования на примере Пермского края // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2020. № 1 (16). С. 230-235.
8. Воробьев попросил Путина помочь перейти на цифровой формат оказания услуг // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200610/1572759178.html
9. Гасумова С.Е. Перспективные новшества в цифровизации социального обслуживания и их оценка руководителями социальных служб в пермском крае // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 1 (80). С. 76-83.
10. Глеб Никитин обозначил перспективы перехода региона к цифровой экономике // Правительство Нижегородской области URL: https://government-nnov.ru/?id=212125
11. Жданова М.В., Мальцев О.В. Проблемы цифровизации высшего образования в пермском крае в условиях пандемии коронавируса // В сборнике: Наука и образование в обеспечении устойчивого развития человеческого потенциала в условиях перехода к цифровой экономике. Материалы VIII Российской научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: Е.Б. Аликина, А.А. Носков, Н.Л. Казаринова, Н.И. Кириенко. Пермь, 2021. С. 128-131.
12. Жикина Т.А. Календарь знаменательных и памятных дат пермского края: опыт создания и возможности цифровизации // В сборнике: Историко-культурное наследие в цифровом измерении. материалы Международной научной конференции. Пермь, 2021. С. 39-43.
13. Захаркина А.В. Цифровизация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в пермском крае // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 108-110.
14. Казаринова Н.Л. Практическая цифровизация - emunicipality управление территориями пермского края // Современный город: власть, управление, экономика. 2019. Т. 1. С. 35-47.
15. Комитет цифрового развития Ленинградской области URL: https://ksi.lenobl.ru/
16. Медведев Д.А. Сотрудничество в сфере безопасности в период пандемии нового коронавируса // Россия в глобальной политике. – М., 2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/bezopasnost-v-period-pandemii/
17. Об Ассоциации // Ассоциация инновационных регионов России URL: http://airr.magdev.magwai.ru/about/about-airr/
18. Перспективные направления цифровизации промышленности пермского края / Ушакова Наталья Юрьевна // In Situ. 2022. № 1. С. 31-33.
19. Путин призвал развивать цифровизацию // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200610/1572748546.html
20. Рожков Е.В. Особенности цифровизации российского региона и его столицы (кейс пермского края) // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 3 (449). С. 275-283.
21. Рожков Е.В. Цифровизация российских регионов, возможности и проблемы (на примере пермского края) // Экономический журнал. 2021. № 2 (62). С. 19-29.
22. Рожков Е.В. Экономическая оценка цифровизации государственной собственности (на материалах пермского края) // Вестник университета. 2021. № 7. С. 74-81.
23. Тхор Е.И. Итоги цифровизации бюджетного процесса в пермском крае // Журнал Бюджет. 2021. № 4 (220). С. 22-23.
24. Post by Emilio Granados Franco: Recovering from COVID-19: The risks we must anticipate to build back better // The Japan Times URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/05/20/commentary/world-commentary/recovering-covid-19-risksmust-anticipate-build-back-better/#.XvlKO25uLIV
25. Written by Saadia Zahidi: We need a global reskilling revolution – here's why URL: https://www.weforum.org/agenda/ 2020/01/reskilling-revolution-jobs-future-skills/