Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1. Нарушения слуха, этиология, классификация
К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.
Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у
Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).
Слабослышащие - лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи. [21]
Этиология нарушений слуха
Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.
В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций - это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считается отит.
Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.
О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин. [5]
Особую роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору. При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.
Классификации детей с нарушениями слуха
В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта, и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха. [8]
Проблемой по классификации детей с нарушенной слуховой функцией занимались многие ученые (Ф.Ф. Рау, Б.С. Преображенский, Л.В. Нейман, Р.М. Боскис и др.). Медицина и сурдопедагогика разделяет слуховую недостаточность на два вида – тугоухость и глухота. По классификации Л.В. Неймана выделяют 3 степени тугоухости:
при I степени – речевое общение остается доступным: пациент может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более одного, двух метров;
при II степени – речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии только до одного метра;
при III степени – общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. [6]
4 группы глухоты
1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.
2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.
3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.
4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения. [16]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Ананьев Б.Г. – М., 1991 – 212 с.
4. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова; Под ред. Е.Г. Речицкая. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 c.
5. Белова Т.В. Профессиональная ориентация и сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. / Т.В. Белова, Е.С. Дрожжина, В.А. Солнцева. – М.: НИИРПО, 2007.
6. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – Москва: Академия, 2002. – 360 с.
7. Богданова Л.Р. Пути интеграции учащихся коррекционной школы / Л.Р. Богданова // Источник. – 2001. – № 2. – С. 8-12.
8. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988. - 125 с.
9. Быковой Л.М. «Методика преподавания чтения в школе глухих» / Быковой Л.М. – М., 1993 – 178 с.
10. В помощь специалисту в области коррекционной педагогики: рекомендательный список литературы / Нац. б-ка Чуваш. Респ.; сост. Н. О. Михайлова. – Вып. 3. Сурдопедагогу. – Чебоксары, 2011. – 10 с.
11. Вартанян, И.А. Звук-слух-мозг / И.А. Вартанян. - М.: Наука, 2019. - 175 c.
12. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2007. – 160 с.
13. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-224 с.
14. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
15. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. / Выготский Л.С. – М., 1995. – с. 37-38.
16. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: методическое пособие / под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. -2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. - 96 с.
17. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2008. – 677 с.
18. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
19. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. - 256 c.
20. Григорьева, Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха [Текст] / А. Т. Григорьева. – Минск, 2009. – 432 с.
21. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
22. Дьячков А.И. Системы обучения глухих. / Дьячков А.И. – М.: Просвещение, 2006 – 114 с
23. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. / Егоров Т.Г. – М.: Просвещение. – 96, 199 .-341 с.
24. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов // Пособие для логопеда. / Ефименкова Л.Н. – М.: Владос, 2001 – 214 с.
25. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
26. Зикеев, А. Г. Дети с нарушенным слухом [Текст] / А. Г. Зикеев. - М.: Педагогика. – 2007. – 455 с.
27. Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. / Зыков С.Л. – М.: Изд-во ЛИН РСФСР, 1991. – 360 с.
28. Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
29. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. / Лалаева Р.И. – СПб, 1998 – 143 с.
30. Лачугина, Ю. Н. Психология [Текст] / Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 226 с.
31. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. / Мисаренко Г.Г. – М., 2000 – 37-98 с.
32. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. - м.: владос, 2011. - 224 с.
33. Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. / Никитина М.И. – М.: Просвещение, 1991 – 122 с.
34. Никитина Н.А. Методика обучения чтению слабослышащих учащихся. / Никитина Н.А. – М.: Просвещение, 1993 – 103 с.
35. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих школьников // Дефектология. / Носкова Л. П. – М., 1985. – 12-16 с.
36. Омарокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. / Омарокова М.И. – Издательский центр «Вентана–граф», 14-16 с.
37. Петров К.Е. Программа воспитания и обучения глухих детей младшего школьного возраста. / Петров К.Е. – М., 1991 – 251 с.
38. Преображенский, Б.С.. Болезни уха, носа и горла: учебник / Б. С. Преображенский, Я. С. Темкин, А. Г. Лихачев. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Медицина, 1968. - 496 с
39. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
40. Пузанов Б.П. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха: учебное пособие/ Б.П. Пузанов, Т.Г. Богданова – Электрон, текстовые данные. - М.: Прометей, 2012. - 256 с.
41. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау; Под ред. [и с предисл.] Т. А. Власовой и др. - М.: Педагогика, 1981. - 168 с.
42. Речицкая, Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие / Речицкая Е.Г. - М.: Владос, 2017. - 399 c.
43. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2010. - 517 c.
44. Смирнова, Е. А. Детская психология [Текст] / Е. А. Смирнова. – Москва: Владос, 2008. – 336 с.
45. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
46. Сунцова, А.С. Если у ребенка нарушен слух: моногр. / А.С. Сунцова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 546 c.
47. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. / Ткаченко Т.А. – М.: Мир книги, 2010 – 248 с.
48. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Москва: У-Фактория, 2003. – 240 с.
49. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с нарушением слуха. / Цыпина Н.А. – М., 1994 – 201 с.
50. Шагунов, А. Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха [Текст] / А. Д. Шагунов. - М.: Наука, 2008. – 639 с.