Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие социальной мобильности и связанные с ним аспекты находятся в сфере интересов многих отечественных и зарубежных исследователей. Социальная мобильность рассматривается в единстве с социально-экономическими, социально-политическими и другими социально значимыми проблемами нашего общества.
Стремительная трансформация социальной структуры современного российского общества сформировала новую социальную реальность, в основе которой лежат новые ценностные ориентиры и правила игры. Социальное самочувствие россиян испытало значительный шок, оправиться от которого удалось далеко не сразу. В условиях нарастающей неопределенности люди пытались отыскать необходимые адаптационные стратегии, которые могли бы обеспечить им достойный уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне.
Особенно сильно происходящие изменения сказались на маргинализации и дезинтеграции в социуме, в котором, по сути, шла борьба за выживание.
Для российского общества на первый план вышла проблема социального неравенства. Стратификационные процессы затронули и молодежную среду.
Неотъемлемым компонентом этих процессов является социальная мобильность молодежи. Анализ проблем социальной мобильности помогает оценить характер и масштаб социального неравенства на селе, выявить такие социально-структурные процессы, как адаптация, интеграция и дифференциация в социальном пространстве сельского мира.
Актуальность данной темы заключается в необходимости совершенствования процесса управления социальной мобильностью.
Выбранная тема затрагивает каждого индивида и социальную группу, так как их жизнедеятельность предполагает непрерывное перемещение в социальной системе, обусловленное изменениями в обществе, экономике. Важен субъективный аспект: восприятие индивидом социального пространства и своего места в нем. Исследование построено на анализе теоретических источников, описывающих процессы социальной мобильности.
Степень разработанности темы исследования. Значительный вклад в разработку вопроса социальной мобильности внесли В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Ю.Б. Епихина, Б.К. Злобин, В.Ф Потуданская, Т.В. Новикова, И.В. Цыганкова, А.В. Попов, М.Н. Реутова П.А. Сорокин и другие.
Целью настоящего исследования является социальная мобильность в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
рассмотреть понятие социальной мобильности;
рассмотреть стратификацию как проблему равенства и неравенства в современном российском обществе;
сделать обзор понятия образовательной мобильности в современной социологии;
выявить влияние рынка труда и образования на социальную мобильность.
Объектом исследования является понятие социальной мобильности
Предметом исследования являются особенности социальной мобильности в современном российском обществе.
Настоящая работа состоит из следующих структурных частей введения, двух глав, разделенных на параграфы, в которых последовательно решаются поставленные задачи, списка литературы.
1. Социальная мобильность: понятие и содержание
1.1. Понятие социальной мобильности
Впервые в социологии понятие «социальная мобильность» определил П. Сорокин. Социальная мобильность понималась им как любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Кроме того, ученым было выделено два типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный, определены каналы социальной мобильности .
Иные определения данного понятия в социологической литературе объединяет подчеркнутая динамичность: изменение, перемещение индивида, группы, социальной категории из одного социального слоя в другой. Так, социальная мобильность как социологическое понятие нашло отражение в работах Б. Барбера, М. Вебера, О.Д. Дункана, С.М. Липсета . В основе исследований представленных ученых лежат понятия статуса, роли, неравенства, власти, образования и престижа. Вместе с тем указанные авторы рассматривали социальную мобильность преимущественно применительно к западным, стабильным обществам.
В современной отечественной социологии понятие социальной мобильности встречается в работах Н.А. Аитова, В.А. Беляевой, Т.Ю. Богомоловой, В.В. Радаева, О.Е. Шкаратан. Их концепции основаны на экономической и социально-профессиональной мобильности. Исследователи рассматривают социальную мобильность в связи с динамикой социальной структуры, с формированием среднего слоя российского общества .
Заключение
В настоящей работе проведен анализ концептуальных основ понятия «социальная мобильность» применительно к новым реалиям современного российского общества. Дан краткий экскурс в теорию социальной мобильности, что позволило выделить наиболее оптимальные концепции, применимые к анализу институтов социальной мобильности.
Так, социальная мобильность представляет собой комплексное понятие: в современной трактовке она являет собой не только процесс перемещения индивида внутри социальной структуры, но также и определенный ресурс для реализации индивидом своих возможностей, качество его состояния как результат перемещений, а также и своего рода критерий реализации личностного потенциала индивида.
Каналами социальной мобильности являются семья, образование и воспитание, вооруженные силы, политические партии, собственность, иерархия и разделение труда, система административных и судебных наказаний, СМИ.
Особенно подробно рассмотрена роль в социальной мобильности таких каналов, как рынок труда и образование. Отмечается, что данные институты способны выступать в качестве инструментов управления практиками социальной мобильности благодаря наличию различных регуляторов.
Социальная мобильность подразумевает наличие определенных «социальных лифтов», имеющих как объективные, так и субъективные основания. Наличие уверенности индивида в собственных возможностях к повышению социального статуса выступает ключевым условием открытости общества. Успешное функционирование «социальных лифтов» позволяет «выровнять» общество, уменьшить его поляризацию. Резюмируется, что процесс совершенствования управления социальными практиками и институтами социальной мобильности должен предполагать комплексность.
Ввиду того, что социально-профессиональная мобильность оказывает влияние на формирование социальных статусов в обществе, изменяя общую композицию социальной структуры, может происходить дезорганизация общества. Чтобы этого не произошло, нужны перемены в государственной социальной политике в области сбалансированности заработной платы специалистов; создание новых рабочих мест для специалистов на рынке труда; более продуманная ценовая и налоговая политика государственных структур; возврат к общедоступному высшему образованию и более эффективному использованию квалификационного потенциала специалистов. Все это должно способствовать изменению характера и направленности вертикалей социальной мобильности специалистов из нисходящего в восходящий уровень.
Формирование уверенности членов общества в том, что вознаграждены будут только лучшие и это вознаграждение будет осуществлено в форме повышения социального статуса, - единственный эффективный механизм стимулирования социальной активности индивидов. В этой связи создание объективных условий для действия «социальных лифтов» видится выходом из застойного, в смысле мобильности, состояния современного российского общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Байрамов В.Д. Социальный хаос в российском обществе: автореф. дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04. - M., 2009. - 345 с.
2.Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л.А. Беляева // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 56-64.
3.Барсегян В.М. Межпоколенная образовательная мобильность молодых общественно-политических деятелей в современном российском обществе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, № 3. С. 163-178.
4.Беляева Л.А. Воспроизводство культурного капитала и проблемы социального неравенства в России // Философские науки. 2011. №10. С. 6-20.
5.Букин В.П., Мананникова Ю.В. Жизненные цели и социальная мобильность молодежи в системе профессионального образования региона // Регионология. 2007. № 3. С. 203-213.
6.Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, A.B. Попов. - М.: Гардарики,2008. - 512 с.
7.Дьяконова В.М.Типология социально-экономической мобильности молодежи // Экономика и управление. 2007. № 5. С. 68-73.
8.Дьяконова В.М.Типология социально-экономической мобильности молодежи // Экономика и управление. 2007. № 5. С. 68-73
9.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Том 2: Социальная стратификация и мобильность М.: Инфра-М, 2001. - 624 с.
10.Епихина Ю.Б. Образовательная мобильность и первое место работы // Научный результат. Социология и управление. –Т.3, № 4, 2017 С.24
11.Злобин Б.К. Эффективность социального управления: Учеб. пособие / Б.К. Злобин. -М.: Изд-во РАГС,2009. -76 с.
12.Ильин В. И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
13.Ильдарханова Ч.И. Межпоколенческая образовательная мобильность сельской семьи (на примере муниципального района Республики Татарстан) // Интеграция образования. 2013. №3. С. 78-84.
14.Комарова С.А. Социальная мобильность в современной социологической картине России. Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 № 6/2, 2016 С. 108
15.Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий [Кн. 2. / В.И. Патрушев. -М.: ИКАР, 2008. -320 с.
16.Потуданская В.Ф., Новикова Т.В., Цыганкова И.В. Роль профессионального образования в процессе трудовой мобильности молодежи // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т.9, №3. С. 93-100
17.Попов А.В. Трудовая мобильность молодежи как фактор обеспеченности трудовыми ресурсами (на материалах Вологодской области) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3. С. 53-57.
18.Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.
19.Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социологические исследования. 2004. С. 139-142.
20.Реутова М. Н. Профессиональная мобильность молодежи: двадцать лет спустя // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 6. С. 188-199.
21.Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социологические исследования. 2004. С. 139-142
22.Реутова М.Н. Профессиональная мобильность молодежи: двадцать лет спустя // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 6. С. 188-199.
23.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. - 567 с.
24.Ястребов Г.А. Социальная мобильность в советской и постсоветской России: новые количественные оценки по материалам представительных опросов 1994, 2002, 2006 и 2013 гг. Часть II// Мир России. 2016. Т. 25, №2. С. 6-36.
25.Roshchina,Y.(2012),“Intergeneration Educational Mobility in Russia and the USSR”, Proceedings of the Asian Conference on Education 2012 Conference, Osaka: The International Academic Forum, 1406-1426.