Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сколько профессий на земле забыто: шорники, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, картинах, а также в словарях. И таких профессий десятки, но одна из них сохранилась до наших дней почти в первозданном виде. Это работа гончара.
В прошлом гончарство было самым распространенным в России, частью жизни русского народа, сегодня это наша история, наши корни. Это ремесло, передававшееся из поколения в поколение, из эпохи в эпоху, отражало опыт народной жизни и закрепляло представление о красоте. В наше время многие секреты старых мастеров утеряны и остаются секретами в технологии изготовления изделий из глины для декоративно-прикладного искусства. Иногда кажется, что люди забыли гораздо больше, чем еще предстоит открыть, и поэтому человечество в последнее время все больше и больше тянется к своему прошлому. Каждый должен знать ее историю и любить ее культуру.
Развивалось гончарное дело, чему особенно способствовало изобретение печей для обжига гончарных изделий и гончарного круга. Везде имело место второе в истории человечества великое общественное разделение труда — отделение ремесла от других профессий.
Целью курсовой работы является изучение происхождения гончарного дела в Древней Руси.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Дать краткий очерк истории гончарного дела;
Рассмотреть зарождение гончарного ремесла на Руси;
Изучить русскую художественную бытовую керамику;
Рассмотреть гончарное клеймо Рюриковичей.
Объектом исследования выступает гончарное дело как ремесло
Предмет исследование развитие гончарного дела в Древней Руси.
За рубежом в изучении древней гончарной техники долгое время господствовал формальный классификационный подход . Это включает в себя длительные и бесплодные дискуссии между исследователями, которые используют одни и те же или похожие артефакты, но приходят к совершенно разным выводам. Что касается научных методов изучения древней керамики, то ведущие западные археологи, изучающие древнюю керамику, в частности П.М. Райе, видят основную проблему в правильном переходе от технологических выводов к культурно-историческим. Обычно данные научных исследований остаются «в себе», в основном из-за того, что археолог-гуманитарий не может интерпретировать результаты, полученные в ходе экспериментов и большей частью выраженные в числовых значениях, а естествоиспытатель, как не- историк, результаты собственных опытов по реконструкции которого не могут адекватно судить об исторических процессах развития материальной культуры.
В последние десятилетия ученые пришли к твердому убеждению, что только систематические комплексные исследования керамики (когда в качестве аргументов используются не только археологические материалы, но и данные этнографии и естествознания, когда результаты эксперимента подкрепляются результатами других, а предметом изучения является не только керамика из раскопок, но и природное сырье и модели из этого сырья) позволяют составить достаточно достоверную и разностороннюю картину. Одним из первых, уже в 1956 г., А.И. По его мнению, оптимальную схему комплексного изучения археологической керамики того периода Августиник представил в 61-м издании «Кратких сообщений Института истории материальной культуры».
Данная работа посвящена истории изучения гончарного ремесла в Древней Руси. Отдельно рассматриваются археологические исследования остатков и следов гончарного производства и историография местного гончарства в период с IX по XIV века. Стоит отметить, что JI.M. Казаков и JI.JI. Галкин. Среди археологов, труды которых составили источниковую базу настоящего труда, следует вместе с Н.М. Фомичева, С.В. Рязанова, А.Д.И. Бойко, И.В. Белинский и А.Н. Масловский. Изучением местной керамики в разное время занимались С.А. Вязигин, Ю.И.М. Казакова, JI.JI. Галкин, Н.М. Булатов, В.А. Ларенок, И.В.Белинский, А.Н. Масловский.
Территориальные рамки исследования определяются темой курсовой работы и подробному изучением археологических раскопок на месте пребывания династии Рюриковичей. В то же время, для сравнения с местными материалами, артефакты, полученные из археологических памятников Центральной России, Ладоги, Южного и Северо-Западного Федерального округа, являются результатами научных исследований ученых, посвященных изучению гончарного ремесла и в особенности гончарного клейма Рюриковичей, как территориально, так и хронологически.
Временные рамки исследования определяются темой курсовой работы многом определяются монетным материалом, обнаруженным как в гончарных, так и в хозяйственных комплексах (с отдельными находками браков, полуфабрикатов и печных нужд). Ограничимся здесь лишь общими хронологическими рамками, которые, согласно приведенным выше сведениям, охватывают период с IX по XIV века.
В ходе исследования использовались следующие методы: аналитический метод, метод систематизации, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.
Информационной базой послужили данные, опубликованные в научной и периодической печати, данные официальной статистики, исследовательские разработки российских специалистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Гончарное ремесло – древняя профессия
1.1 История гончарного дела
Первоначально гончарное дело использовалось для приготовления горшков для еды или для хранения жидкостей и сыпучих тел; но со временем она развивалась и обогащалась новыми продуктами, а именно огнеупорным кирпичом, майоликой, черепицей, водосточными трубами, архитектурными украшениями и т.п.
В связи с тем, что в ходе развития компании некоторые глиняные изделия подвергались специальной обработке и декорированию, их производство перешло из сферы ремесла в сферу искусства – керамики. Изготовление глиняных горшков известно с древних времен, когда люди узнали о свойствах глины, очень распространенного материала на нашей планете.
Гончары и их изделия упоминаются в нескольких местах Ветхого Завета. Самые ранние керамические вазы в доисторические времена изготавливались вручную и имели неправильную форму. Позже появляются горшки правильной круглой формы, которые можно изготовить только на гончарном круге. Точное время его изобретения неизвестно, но Иеремия (18.3) говорит: «И вошел я в дом горшечника, и вот, он работал в круге» [7, с.140].
От народов Азии китайцы завезли в 2000 г. до н.э. Не только гончарные изделия, но и фарфор производились в I веке до нашей эры, и это уже ясно показывает, что начало производства гончарных изделий в Китае относится к гораздо более раннему времени, чем это время. Керамика обжигалась в специальной печи.
В керамике каждого народа так или иначе можно увидеть уровень его промышленного развития. Например, в начале 20 века народы некоторых центральноафриканских племен изготавливали горшки вручную, сушили их
Фрагмент для ознакомления
3
1. Августиник А.И. Керамика. – М.: Государственное изд-во литературы по строительным материалам, 2017. – 479с.
2. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: наука, 1985. – 429с.
3. Белецкий С. В., Знаки Рюриковичей. Ч. 1: X-XI вв.: учеб. пос. СПб. 120 с. (Исследования и музеефикация древностей Северо-Запада; вып. 2.) 2020.
4. Белецкий С. В.,. Древнерусские княжеские знаки в гончарных клеймах // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В. В. Седова: мат-лы 59-го заседания (9-11 апреля 2019 г.). М.; Псков; СПб.: Нестор-История. С. 357-387.
5. Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X-XIII веков. – М.: Наука, 2018. – 32с.
6. Василенко В.М. Народное искусство. – М.: Советский художник, 2018. – 169 с.
7. Вейрман Б.В. Всеобщая история искусств, Т.II: Искусство средних веков, кн.1-я /Под ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 2020. – 1014с.
8. Воронина Н.Н. История культуры Древней Руси: Монгольский период, Т.II: общественный строй и духовная культура / Под ред. Н.Н. Воронина, Каргера М.К. – М.: изд-во Академия наук РФ, 2021. – 573с.
9. Даркевич В. П., 1974. Раскопки на Южном городище Старой Рязани (1966-1969) // Археология Рязанской земли / Отв. ред. А. Л. Монгайт. М.: Наука. С. 19-71
10. Иессен А.А.. К хронологии «больших кубанских курганов».— СА, XII, 2020, стр. 157—199;
11. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: просвещение, 2018. – 333с.
12. Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. – М.: Наука, 2020. – 19с.
13. Монгайт А. Л.,. Старая Рязань. МИА № 49. Материалы и исследования по археологии древ-нерусских городов. Т. IV. М.: Изд-во АН РФ 2018 228 с.
14. Недилько С.А. Школьникам о керамике. – К.: Радянська школа, 2020. – 141с.
15. Попова О.С. Русская бытовая керамика. – М.: Коиз, 2019. – 48с.
16. Попова О.С. Русская народная керамика. – М.: Всесоюзное издательство Москва, 2018. – 128с
17. Рыбаков Б.А.Ремесло Древней Руси. / Под ред. Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук РФ, 2018. - 726с.